Экологическое воспитание в ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Экологическое воспитание в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_dou.docx | 16.71 КБ |
ekologiya_v_sredney_gruppe.docx | 59.92 КБ |
ekologiya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный потенциал экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
Формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, являющейся важной, необходимой составляющей воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных стандартов.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому принципом моей работы, способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта через экологическое воспитание. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение).
Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки.
В своей работе с детьми используем такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал. Зарекомендовали такие формам взаимодействия:
• организация решения познавательных задач (Могут ли растения расти без света? Почему качаются ветки)
• исследования и экспериментирования;
• экскурсии;
• прогулки;
• разбор проблемных ситуаций и их решения;
• разгадывание загадок;
• наблюдения;
• коллекционирование;
• чтение художественной литературы, энциклопедий;
• СОД с родителями в ходе развлечений, экологических акций.
Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. («Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?» и др.)
На прогулке практикуем подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. («В лесу», «Воздух, земля, вода» (игра с мячом, «Летает, плавает, бегает» и др.)
В группе оборудован экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, коллекции, экологические макеты («Болото», «Антарктида») и другие материалы.
Мы создали уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
На территории нашего детского сада создан опытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей.
В своей работе используем метод проектной деятельности, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты: «Наши друзья - насекомые», «Лук – здоровью друг», «В мире все интересно» и др.
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники, которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Таким образом, можно сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОУ для экологического образования. Знания, приобретенные путем непосредственной игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии
в средней группе детского сада
на тему «Как узнать растение»
Цели: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, цветок). Закрепить представление о понятии «живое и неживое».
Задачи:
- Развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас.
- Закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена).
- Формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Словарная работа: развивать доказательную речь детей. Активизация словаря: закреплять названия частей растений – корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки. Активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение;
- Рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений;
- Дидактическая игра «Живое-неживое»;
- Наблюдение за комнатным растением (тянется к свету). Посадка лука в воду, в почву. Проведение опытов с луковицей на зависимость ее роста от изменений условий среды ( с водой – без воды, на свету – без света).
- Наблюдение за изменением веток, внесенных в группу.
Материалы и оборудование: иллюстрации (дерево – сосна, куст – сирень). Набор сюжетных картинок «Где растут растения». Аудиозапись музыки «Легкий ветерок» и «Как прекрасен этот мир». Искусственный цветок –нарцисс. Крупные разрезные картинки: дерево, куст, цветок. Папка. Игрушка – Почемучка.
Ход занятия:
В группе появляется игрушка – Почемучка.
Почемучка:
Здравствуйте, ребята.
Воспитатель:
Здравствуй, Почемучка. Какой у тебя красивый конверт. Нам с ребятами хочется узнать, что ты в нем принес?
Почемучка:
Я принес картинки о природе. Хотите посмотреть?
Дети:
Да, хотим.
Почемучка достает картинку с изображением сосны.
Воспитатель:
Ребята, что это такое?
Дети:
Это сосна, дерево, растение.
Воспитатель:
Как вы это узнали?
Дети:
У сосны длинные иголки и шишки.
Воспитатель:
А зачем сосне нужны шишки и хвоинки?
Дети:
В шишках прячутся семена, а хвоинками дерево дышит.
Воспитатель:
Что еще есть у сосны?
Дети:
Ствол, ветки, корень.
Воспитатель:
А зачем нужен дереву ствол? Зачем нужен ствол?
Дети:
На стволе растут ветки. Корень питает дерево.
Воспитатель:
Нужно ли дереву передвигаться в поисках пищи?
Дети:
Нет, у него нет ног, оно питается при помощи корней из земли.
Воспитатель:
Почемучка, а ты знаешь, откуда берутся живые сосны?
Почемучка:
Их папы делают на работе.
Воспитатель:
Ребята, прав ли Почемучка?
Дети:
Нет
Воспитатель:
Можно ли сделать живое дерево?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Откуда берутся живые деревья?
Дети:
Вырастают из семян.
Почемучка:
Теперь я буду знать, что растения вырастают из семян.
Первую мою картинку вы узнали, а другую точно не отгадаете.
Достает из папки иллюстрацию с изображением сирени.
Воспитатель:
Ребята, что это такое?
Дети:
Куст сирени.
Почемучка:
Нет, это дерево.
Воспитатель:
Давайте не будем спорить, поставим рядом картинки и сравним их. Что есть у дерева и у сирени общего?
Дети:
Корень, ветки, листья.
Воспитатель:
А чем же они отличаются?
Дети:
У сирени несколько стволов – это куст, есть красивые цветы.
Воспитатель:
Слышишь, Почемучка, ребята говорят, что у дерева только один ствол - высокий, большой, а у куста – несколько тонких стволов.
Почемучка:
Ребята, вы так много знаете, помогите мне посадить вот этот цветочек, забыл как называется.
Дети:
Это же нарцисс. Он не будет расти, потому что пластмассовый.
Воспитатель:
А какие цветы могут расти, цвести?
Дети:
Живые.
Физкультминутка:
Воспитатель включает запись ветра.
Воспитатель:
Слышите волшебную музыку? Сейчас я превращаю девочек в легкий ветерок, они будут бегать легко, на носочках, а мальчиков превращу в деревья, веточки тянутся к солнышку и слегка покачиваются, ноги не двигаются, корни крепко сидят в земле. А теперь девочки превращаются в деревья, а мальчики становятся ветерком. Вот и утих ветерок. Все снова превращаются в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 – стали ребятишками опять.
Наступили первые весенние деньки. Мы с вами пойдем гулять. Вот наши поляночки. А на них есть карточки. А картинки не простые, а картинки разрезные. Кто их быстро соберет, тот и назовет.
Дети играют в игру «Собери картинку».
Воспитатель:
На этой полянке выросло что?
Дети:
Дерево.
Воспитатель:
А что выросло у вас на полянке?
Дети:
Куст с ягодами.
Воспитатель:
Кто может его назвать?
Дети:
Ежевика.
Воспитатель:
Что у вас выросло?
Дети:
Цветок.
Воспитатель:
Почемучка, а тебе нравятся наши полянки?
Почемучка:
Да, очень нравятся. Молодцы, ребята!
Воспитатель:
Теперь-то ты понял, что такое растения?
Почемучка:
Да, что большое, то и растение.
Дети:
Растения бывают разные, большие и маленькие.
Почемучка:
У кого листочки маленькие, кругленькие, те и есть растения?
Дети:
Листья бывают разные, маленькие и большие, круглые и овальные, гладкие и мохнатые.
Почемучка:
Растения – это то, что растет в лесу?
Дети:
Не только в лесу.
Воспитатель:
Ребята сейчас тебе расскажут, где могут расти растения.
Дети:
В саду, в огороде, на улице, дома в горшках.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель:
Почемучка, мы научим тебя играть в воображалку. Сядьте все удобно, представьте, что вы растение. Куст, дерево или цветок. О чем могут думать растения? Чего им хочется?
В кого ты превратился?
Ребенок:
Я дерево дуб.
Воспитатель:
О чем ты думаешь?
Ребенок:
Мне не хватает земли.
Воспитатель:
Как можно помочь дубу?
Дети:
Присыпать корни землей.
Таким образом, воспитатель спрашивает нескольких детей.
Музыку выключают.
Воспитатель:
Ребята, что нужно цветам для того, чтобы они были крепкими, здоровыми, цветущими? Выходите и выберите картинки. Что нужно цветам для жизни.
Работа по карточкам моделям.
Почемучка:
Спасибо вам, ребята. Вы настоящие знатоки природы, я многому у вас научился. Я обязательно расскажу своим друзьям, что растениям надо относиться бережно, заботиться о них.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема: "Времена года"
Цели:
1. Расширение представлений детей о временах года.
2. Закрепление знаний о перелетных птицах.
3. Закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- формировать знания о диких животных
- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
- учить воспринимать красоту природы;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
2 Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовольствие от игр.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Используемые методы:
1. Словесные: загадывание загадок, беседа, логические вопросы.
2. Практические: Д/И «Отгадай кто?», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», Физкультминутка «Зайцы».
3. Наглядные: четыре коллажа, фотографии животных и птиц, игрушка ёжик, муляжи овощей, мешочек.
Предварительная работа:
• наблюдения,
• беседы,
• чтение художественной литературы,
• прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»,
• дидактические игры,
• рассматривание картин, календарей, иллюстраций,
• изобразительная деятельность,
• изготовление поделок из природного материала.
• изготовление кормушек для птиц с родителями
План проведения:
Под музыку Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
Дети: (отвечают)
Звучит музыка Чайковского П. И. «Времена года», дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей платком.
Звучит музыка «Звуки природы. Вьюга» Платок убирается.
Воспитатель: вот ребята мы и очутились в стране времен года.
Воспитатель подводит детей к декорациям зимы и загадывает загадку.
Воспитатель: «Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки.
Радость детям подарило
И на санках прокатило.»
(Зима)
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Ребята давайте скажем, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Что происходит зимой?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: пока в стране времен года мы познакомились только с одним временем года, с зимой, но наше путешествие продолжается.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года
Воспитатель загадывает загадку
Воспитатель: Рыхлый снег на солнце таит
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла (Весна)
Дети: (отвечают).
Воспитатель: ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.
Дети: (отвечают).
оспитатель: ребята давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Отгадай кто – это?»
Я буду описывать животных, а вы должны отгадать о ком идет речь и найти
их на картине
Дидактическая игра «Отгадай кто это?»
Цель игры: найти животное по описанию.
Игровое действие: поиск дикого животного.
Правило: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя выслушав его описание.
Оборудование: на коллаже «леса» расставлены дикие животные (лиса, волк, белка, заяц, лось).
Ход игры: воспитатель рассказывает, о каком-нибудь диком животном описывает его характерные черты, и повадки, а затем предлагает ребенку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных.
Проводится игра.
Воспитатель: молодцы ребята. А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Правильно возвращение перелетных птиц! А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Парные картинки»
Дидактическая игра «Парные картинки»
Цель игры: закрепить знание о перелетных птицах умение их различать и называть
Игровое действие: найти картинку с нужными птицами, сравнивания её со своей картинкой, полученной от воспитателя.
Оборудование: набор парных картинок с изображением перелетных птиц (зяблики, скворцы, ласточки, грачи, утки, журавли)
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображениями перелетных птиц, а дети по очереди называют свою птицу, которая у них в руках и ищут её пару на коллаже.
Воспитатель: Представляете, птицы потерялись и не могут найти свою пару. Нужно им помочь.
Проводится игра.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Весне радуются не только птицы, но и звери, насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся
Проводится физкультминутка «Зайцы»
Воспитатель:
Скачут, скачу во лесочке
Зайцы серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Дети повторяют движения за воспитателем
Звучит музыка «Звуки природы. Пение птиц»
Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.
Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: Солнце подпекает
Цветы расцветают
Ягоды поспевают
Когда это бывает?
(лето)
Дети: (отвечают).
Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета.
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами. Давайте с вами немного поиграем. Вы поочередно должны опустить руку в мешочек, затем не доставая овоща, а только на ощупь, должны его угадать.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель игры: развитие воображение и мелкой моторики у детей.
Игровое действие: Угадывание овощей.
Оборудование: муляжи овощей, волшебный мешочек.
Ход игры: ребенок должен опустить руку в мешочек, нащупать какой-нибудь один овощ и не вытаскивая руки попытаться определить, что это. Игра повторяется пока не угадают все овощи в мешочке
Проводится игра.
Воспитатель: А теперь отправляемся дальше.
Дети и воспитатель подходит к четвертому коллажу, который отвернут.
Воспитатель достает ёжика спрашивает у него что случилось и подносит его к уху.
Воспитатель: Ребята, ёжик рассказал мне, что волшебница этой страны заколдовала осень, чтоб никогда не кончалось лето. И если мы им не поможем, то страна «Времен года» исчезнет.
Для этого Вы как можно больше должны вспомнить об осени. Её характерные приметы.
Дети: (называют приметы)
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Коллаж поворачивается – осень возвращается.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы спасли страну «Времен года» Да совсем забыла вам ёжик передал большое спасибо и вот эту корзинку с вкусными грибочками.
Итог занятия:
Воспитатель: В какие времена года мы сегодня путешествовали?
Дети:(отвечают)
Воспитатель: В какие игры играли?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Что вам особенно понравилось?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...