"Бюро добрых дел".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
НОД по социально-коммуникативному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_byuro_dobryh_del.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
«Бюро добрых дел»
Цель: развивать нравственные представления, посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах и поступках».
Задачи: углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками; пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»; закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их; вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией; закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.
Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Воспитывать внимание к собственной речи; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям; формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.
Материалы: зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цветов: зеленый, оранжевый, голубой; мультимедийное оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках».
Ход непосредственной образовательной деятельности: (Дети сидят на стульях).
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
Беседа.
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах?
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово окрыляет
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Хорошие слова всегда к месту.
- Что общего в этих пословицах?
(Они говорят о слове)
- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые и т.д.)
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть «особые», самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Какие слова запомнили?
- Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
( «Волшебные слова»).
Разговор о волшебных словах:
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовём: Слова – приветствия.
Слова-просьбы.
Слова – благодарности.
Слова – пожелания.
Слова-извинения.
Слова-прощания.
- Давайте, поговорим о каждой из этих групп.
Просмотр презентации «Волшебные слова».
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы говорите эти слова?
- Кто не забывает говорить их?
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.
(Читают подготовленные дети)
Солнышко ясное встало,
- Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро:- Доброе утро!
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
Что такое лучшее из слов.
Потому что значит – будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровья. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Есть такая наука «Этимология», которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО!
- Какие слова благодарности говорите вы?
- Кто не забывает говорить эти слова?
(Читают подготовленные дети)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Слова - пожелания: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
- Когда вы говорите эти слова?
- Какие из этих слов говорите вы?
- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»
Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)
-Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду.
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Физминутка.
- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
- Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
- Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….
- Какие говорите слова-прощания?
- Когда их говорят?
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!
Дети: доброе, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом.
Упражнение «Презентации эмоций».
- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь?
Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»
Дети сортируют фасоль и горох.
Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?
Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми сказками. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?
Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».
Дети выбирают, называют их качества.
Остаются отрицательные герои.
Презентация по сказкам.
Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?
Дети называют их отрицательные качества.
Воспитатель: Как им помочь исправиться?
Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, чаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.
Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.
Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.
Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.
Инсценирование сюжета.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку, тоже захотел посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.
- Ай-ай - (заплакала девочка).
На крик прибежала мама девочки. Она посмотрела сурово.
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.
- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите!» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.
Мальчик с девочкой помирились».
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?
Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались.
Воспитатель: Как вы считаете, за что надо извиняться?
Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.
Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что».
Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.
Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать?
Дети: Извиниться!
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что»
Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение, чтобы стало легче находиться вместе.
Воспитатель: Что чувствует человек, перед которым извинились?
Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились.
Воспитатель: И, как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова» (презентация).
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.
Игра «Вежливость»
- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый.
Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.
- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потомучто хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
- На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.
Обсуждение рисунков детей.
А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
Закрепление:
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 Приморского района
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ
«Бюро добрых дел»
(2 средняя группа «Колокольчики»)
Воспитатели: Витковская О.С.
Жестовская Н.А.
г. Санкт-Петербург – 2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бюро добрых услуг" Сценарий праздника к 8 Марта для старших дошкольников
Приятно доставить удовольствие родным и любимым маме и бабушке, а тем более в праздничный день. Для этого открываем в детском саду Бюро добрых услуг....
Сценарий утренника на 8 марта "Бюро добрых услуг"
Любите своих мам!!!!...
Сценарий праздника "Бюро добрых услуг для Мамонтенка"
Сценарий разработан к празднику 8 Марта....
Сценарий концертной программы, посвященной 8 Марта « Бюро добрых услуг».
Сюжет концертной программы заключается в том, что мальчик, на которого дома никто не обращает внимания, отправляется в "Бюро добрых услуг" искать новую маму, которая бы с ним играла целый де...
Сценарий 8 марта "Бюро добрых услуг"
Для детей старшей группы...
Бюро добрых услуг
Сценарий праздника 8 марта для подготовительной группы ...
Сценарий утренника в старшей группе: «Бюро добрых услуг».
Сценарий утренника в старшей группе:«Бюро добрых услуг»....