"Бюро добрых дел".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Витковская Ольга Сергеевна

НОД по социально-коммуникативному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_byuro_dobryh_del.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе

                                                 «Бюро добрых дел»
Цель: развивать нравственные представления,  посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах и поступках». 
Задачи: углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;  пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;  закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их;  вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;  закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию. 
Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы;  развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие;  развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;  способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности. 
Воспитывать внимание к собственной речи; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;  формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе. 

Материалы:  зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цветов: зеленый, оранжевый, голубой;  мультимедийное оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках». 
Ход непосредственной образовательной деятельности:  (Дети сидят на стульях). 
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному... 
Дети: Привет! 
Воспитатель: Небу ясному... 
Дети: Привет! 
Воспитатель: Люди взрослые и малыши... 
Дети: Вам привет от всей души! 
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места. 
Беседа. 
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах? 
Доброе слово дороже богатства. 
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 
Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу». 
Доброе слово дороже богатства. 
Доброе слово окрыляет 
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 
Доброе слово дом построит, а злое разрушит. 
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают. 
Хорошие слова всегда к месту. 
- Что общего в этих пословицах? 
(Они говорят о слове) 
- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые и т.д.) 
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть «особые», самые нужные и самые важные для каждого человека. 
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека. 
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова». 
Добрые слова не лень, 
Повторять мне трижды в день. 
Только выйду за ворота, 
Всем идущим на работу, 
Кузнецу, ткачу, врачу, 
«С добрым утром!» - я кричу. 
«добрый день!» - кричу я вслед 
Всем,  идущим на обед. 
«Добрый вечер!» - так встречаю 
Всех, домой спешащих к чаю. 
-  Какие слова запомнили? 
- Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому? 
( «Волшебные слова»). 
Разговор о волшебных словах: 
- На какие группы можно разделить эти слова? 
- Давайте, разделим эти слова на группы. 
- Их мы назовём: Слова – приветствия. 
Слова-просьбы. 
Слова – благодарности. 
Слова – пожелания. 
Слова-извинения. 
Слова-прощания. 
- Давайте, поговорим о каждой из этих групп. 
Просмотр презентации «Волшебные слова». 
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. 
- Когда вы говорите эти слова? 
- Кто не забывает говорить их? 
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах. 
(Читают подготовленные дети) 
Солнышко ясное встало, 
- Доброе утро!- сказало. 
- Доброе утро!- кричу я прохожим, 
Весёлым прохожим, 
На утро похожим. 
Но, если проснёшься, а дождик в окно 
Стучит да стучит, 
А без солнца темно? 
- Доброе утро, друзья, всё равно! 
Придумано мудро:- Доброе утро! 
- Добрый день! - тебе сказали. 
- Добрый день! - ответил ты. 
Как две ниточки связали 
Теплоты и Доброты. 
Что такое  лучшее из слов. 
Потому что значит – будь здоров. 
Правило запомни, знаешь – повтори 
Старшим это слово первым говори. 
Вечером расстались,  встретились с утра 
Значит, слово «здравствуй» говорить пора. 
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку. 
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ. 
И, наверно, не пойдёт в аптеку 
И здоровым будет много лет. 
- Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»? 
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровья. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими. 
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. 
Есть такая наука «Этимология», которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание. 
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО! 
- Какие слова благодарности говорите вы? 
- Кто не забывает говорить эти слова? 
(Читают подготовленные дети) 
За что мы говорим «спасибо»? 
За всё, что сделали для нас. 
И мы припомнить не смогли бы, 
За что сказали, сколько раз. 
Слова - пожелания: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. 
- Когда вы говорите эти слова? 
- Какие из этих слов говорите вы? 
- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи» 
Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. 
- Когда мы говорим эти слова-извинения? 
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку) 
-Простите! - я больше не буду 
Нечаянно бить посуду 
И взрослых перебивать. 
И что обещал – забывать. 
А если я всё же забуду- 
-Простите, я больше не буду. 
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. 
Физминутка. 
- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!» 
- Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово. 
- Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста! 
Встаньте, пожалуйста! 
Поднимите руки. 
Поднимите, пожалуйста, руки! 
Будьте добры, похлопайте! 
Потопайте. 
Попрыгайте, пожалуйста! 
Тихо сядьте. 
Тихо сядьте, пожалуйста! 
Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте…. 
- Какие говорите слова-прощания? 
- Когда их говорят? 
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите! 
Дети: доброе, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом. 
Упражнение «Презентации эмоций». 
- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция. 
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь? 
Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке» 
Дети сортируют фасоль и горох. 
Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему? 
Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми  сказками. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует. 
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой? 
Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев». 
Дети выбирают, называют их качества. 
Остаются отрицательные герои. 
Презентация по сказкам. 
Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями? 
Дети называют их отрицательные качества. 
Воспитатель: Как им помочь исправиться? 
Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, чаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова. 
Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? 
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении. 
Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? 
Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку. 
Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество. 
Инсценирование сюжета
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку, тоже захотел посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички. 
- Ай-ай - (заплакала девочка). 
На крик прибежала мама девочки. Она посмотрела сурово. 
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато. 
- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!» 
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите!» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик. 
Мальчик с девочкой помирились». 
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем? 
Дети: Надо! Чтобы тебя простили и не обижались.
Воспитатель: Как вы считаете, за что надо извиняться? 
Дети: За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым. 
Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста. 
Дети: Рассказы детей. 
Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему? 
Дети: Ответы. 
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что». 
Дети: Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду. 
Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать? 
Дети: Извиниться! 
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что» 
Дети: Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение, чтобы стало легче находиться вместе. 
Воспитатель: Что чувствует человек, перед которым извинились? 
Дети: Ему приятно, что перед ним, извинились. 
Воспитатель: И, как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя. 
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Добрые слова» (презентация).
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру. 
Игра «Вежливость» 
- В руках у меня 3 кружка: голубой, оранжевый, зеленый. 
Голубой - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова. 
- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потомучто хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие. 
- На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте, пожалуйста, на них то доброе дело , вежливое которые когда то совершали и запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас. 
Обсуждение рисунков детей. 
А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения. 
Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день». 
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек. 
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста». 
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо». 
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись. 
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

 
Закрепление: 
- Что нового и интересного узнали сегодня? 
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова? 
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 Приморского района

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ

«Бюро добрых дел»

(2 средняя группа «Колокольчики»)

Воспитатели: Витковская О.С.

                       Жестовская Н.А.

г. Санкт-Петербург – 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бюро добрых услуг" Сценарий праздника к 8 Марта для старших дошкольников

Приятно доставить удовольствие родным и любимым маме и бабушке, а тем более в праздничный день. Для этого открываем в детском саду Бюро добрых услуг....

Сценарий праздника "Бюро добрых услуг для Мамонтенка"

Сценарий разработан к празднику 8 Марта....

Сценарий концертной программы, посвященной 8 Марта « Бюро добрых услуг».

Сюжет концертной программы заключается в том, что мальчик, на которого дома никто не обращает внимания, отправляется в "Бюро добрых услуг" искать новую маму, которая бы с ним играла целый де...

Сценарий 8 марта "Бюро добрых услуг"

Для детей старшей группы...

Бюро добрых услуг

Сценарий праздника 8 марта для подготовительной группы ...

Сценарий утренника в старшей группе: «Бюро добрых услуг».

Сценарий утренника в старшей группе:«Бюро добрых услуг»....