Проведение экскурсии в лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проведение экскурсии в лес.
«Путешествие в царство звуков и цветов».
Воспитатель:
Суркова Н.Е
2016 год.
Цель: Обратить внимание детей на изменения, происходящими в природе в связи с наступлением тёплой погоды (земля покрыта травой, зацвели одуванчики, ландыши; на лиственных деревьях и кустарниках появились листья; можно увидеть много насекомых: комаров, муравьёв, различных бабочек; птицы высиживают птенцов); уточнить, насколько они хорошо понимают значение существующих взаимосвязей в природе.
Уточнить представления детей о правилах поведения в лесу.
Активизация словаря: высокая, стройная, величавая, нарядная, белоствольная, кудрявая, раскидистая.
Предварительная подготовка:
Заучивание пословиц и поговорок о лесе.
Рисование рисунков о лесе и его обитателях.
Отгадывание загадок о деревьях, животных, растениях.
Поделки из природного материала.
Чтение стихов о растительном и животном мире.
«Стихи и рассказы о растительном мире»
Материал:
«Стихи и рассказы о растительном мире»
Дидактические материалы для развития речи дошкольников .
Громова О.Е. , Соломатина Г.Н
Содержание экскурсии.
Воспитатель: Дети, посмотрите, нам принесли посылку.
Дети с воспитателем открывают посылку и находят там картинки о весне.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинке?
Дети: На картинке изображена весна.
Воспитатель: А как вы догадались, что на картинке изображена весна?
Дети: На полянке цветы, цветёт черёмуха, на деревьях появляются светло – зелёные листочки.
Воспитатель: Какие первые весенние цветы вы знаете?
Дети: Мать - и - мачеха, ландыши, сон трава, подснежник.
Воспитатель: Мне кажется эта картина – приглашение на экскурсию в весенний лес.
По дороге в лес обратить внимание на изменения, которые произошли в природе: ярче светит солнце, дует тёплый ветер, небо голубое; появились листья на деревьях и кустарниках, трава, первоцветы, много насекомых.
На опушке леса воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой весеннего леса и вспомнить правила поведения в лесу.
ЛЕСНЫЕ НЕЛЬЗЯ: разбрасывать мусор; ломать ветки деревьев и кустарников; разорять муравейники; рвать травы и кусты без особой необходимости; шуметь, кричать, потому что птицы высиживают и выкармливают птенцов; ловить и брать домой животных и их детёнышей.
Воспитатель: Таким гостям лес всегда рад.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса,
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют…. .
Дети с воспитателем проходят по тропинке в лес.
Воспитатель: Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы,
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый.
И родник живой
С ключевой водой.
Давайте найдём в лесу приметы наступающей весны.
Дети: На берёзе появились серёжки, на деревьях свежая листва,
цветёт черёмуха, нежно – зелёная травка, появились насекомые.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
Дети: Много леса – не губи, мало леса – посади.
Рощи да леса – всему краю краса.
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
Сосна дубу сестра.
Нет дерева выше сосны.
Воспитатель: Посмотрите, что это за цветок?
Дети: Ландыш.
Воспитатель: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звук услышит луг,
И птицы и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты?
Дети с воспитателем прислушиваются.
Воспитатель: Колокольчик из фарфора
Зазвенел: «Динь – дон, динь – дон!»
И разлился в чаще бора
Мелодичный перезвон.
Ландыши любят тень и влагу. А почему их называют первоцветами.
Дети: Они появляются весной самыми первыми.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит растение!
Дети: Корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где цветы, там и насекомые!
Зачем насекомые летят к цветам?
Дети: Многие насекомые питаются пыльцой растений, в цветах находятся их домики.
Воспитатель: Что мы ещё видим в лесу.
Дети: В лесу растёт земляника, черника.
Воспитатель: Посмотрите под ель, что вы там видите?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Муравьи – самые полезные жители леса, их называют санитарами леса. Нельзя разорять муравейники. Прислушайтесь к шуму леса.
Ты в тиши лесной послушай
Шум листвы и ветерка:
Нежный он и очень тихий,
Словно крылья мотылька.
Как вы думаете, почему не видно и почти не слышно птиц?
Дети: Высиживают птенцов, ловят насекомых.
Воспитатель: Поэтому в лесу шуметь нельзя, а то можно спугнуть птицу из гнезда. Отгадайте загадку.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Давайте поиграем в игру «Берёзка, какая она?»
Нужно как можно больше назвать красивых слов о берёзке.
Дети: Высокая, стройная, величавая, нарядная, белоствольная, кудрявая, раскидистая.
Воспитатель: Берёзка благодарна вам за такие добрые слова.
Как вы думаете, что можно сделать, что бы берёзок стало больше, что бы они радовали нас своей красотой и приносили пользу?
Дети: Не ломать молодые деревца, посадить хотя бы одно деревце.
Воспитатель: Какие ещё деревья и кустарники растут в нашем лесу?
Дети: Сосна, ольха, рябина, черемуха, можжевельник, ель, берёза.
Проводится игра «Узнай дерево по описанию».
Воспитатель: Вот и подошла наша экскурсия к концу.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению;
Паучок терпению;
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Снег нас учит чистоте,
Солнце учит доброте,
При своей огромности,
Обучает скромности.
У природы каждый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.