КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вершкова Ирина Геннадьевна

Цель: Расширять знания детей об экзотических животных, обитателях зоопарка,содействовать пониманию детьми зависимости между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoopark.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДЕТЕЙ  С  ПРИРОДОЙ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ    

Выполнила: Вершкова И.Г.

воспитатель МАДОУ

 « Детский сад № 382 «Кораблик»

Тема: «ЗООПАРК».

 

Программное содержание:

- Расширять знания детей об экзотических животных, обитателях зоопарка.

- Содействовать пониманию детьми зависимости между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания.

- Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.

- Развивать игровые умения и навыки (поддерживать воображаемую ситуацию, действовать в воображаемом плане).

- Развивать познавательный интерес.

- Развивать связную речь детей, её выразительность, умение слушать друг друга, делиться впечатлениями, высказывать свое мнение.  Закреплять в активном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник».

 - Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

-Развивать приемы рисования карандашами, эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.    

- Воспитывать сочувствие к животным, томящимся в клетках.

Материалы:

 Иллюстрации с изображением животных, картинки с силуэтным изображением животных, картинки, изображающие пищу животных; игрушки, изображающие животных; настольный театр из бросового материала «Зоопарк»; заготовленные рисунки животных с недорисованными деталями, цветные карандаши.

Методы и приемы:

Рассказ о животных, просмотр мультимедийной презентации «Животные жарких стран»; вопросы констатирующего и проблемного характера; словесно-дидактические игры «В мире животных», «Родители и детёныши», «Узнай животное», элементы театрализованной игры («Театр теней», настольный театр «Зоопарк»); физкультминутка, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика; рисование цветными карандашами.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение сказок, стихов и загадок о животных жарких стран, жителях зоопарка. Этическая беседа «Хорошо ли жить животным в клетке?» Раскрашивание  по теме «Зоопарк». Рекомендации родителям «Почитайте детям»

Индивидуальная работа:

  • Саша Г., Георгий С., Лиза Л., Катя Г. – вопросы констатирующего характера (низкий уровень)
  •  Алина Ф., Аня Ч., Катя К., Дима М., Ваня Ч., Егор М. – вопросы проблемного характера ( высокий уровень )
  •  Жора С., Настя А., Рома Г., Таня К., Лёня Н. – помощь в рисовании;
  • Лиза Л., Ваня Ч., Матвей Н., Егор М. – контроль осанки.
  • Ира С., Алина Ф., Даша Б. – обратная посадка на стульях (х-образные ноги)

Последующая работа:

Использование настольного театра в самостоятельных играх детей.

Ход  занятия:

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам поиграть. Вот игрушка Тигренок. Тигренок – это детеныш, какого животного? Как называют его родителей? (Ответы детей). Тигр и тигрица. Так вот, этого Тигренка мы будем передавать друг другу по кругу, и тот, к кому он попал должен назвать какое-нибудь животное.

 (Проводится дидактическая игра «В мире животных») 

  Вы вспомнили много разных животных. Молодцы! А где можно увидеть их? (Ответы детей). В книгах есть картинки или фотографии животных, но живых зверей и птиц можно посмотреть в зоопарке. Кто из вас бывал в зоопарке? (Ответы детей).   Вслушайтесь в это слово – «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает – «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные.

  Помните стихотворение С. Я. Маршака «Детки в клетке»?

 Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в зоопарк, чтобы больше узнать о жизни диких животных.

Динамическая пауза.

На машине ехали,        Повороты руками, которые «держат руль».

В зоопарк приехали.

Би-би-би!

На лошадке ехали,          Дети выполняют легкие приседания, руки

Всех зверей объехали.    вытянуты («держат вожжи»).

Гоп-гоп-гоп!

Паровозом ехали,           Руки согнуты в локтях, поочередные

И назад приехали.           движения левой и правой руками вперед –

У-у-у!                               назад.

  Прежде чем начнется наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).

Правила поведения в зоопарке.

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать кому принадлежит эта тень. (Показ «тени» слона). Это слон. А вот и он. (Показ цветного слайда с изображением слона).

  Слоны самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим  хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко. Слоны очень любят воду и если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться, как дети держатся за руку

матери, так и слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи.

  Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (Показ «тени» крокодила). Это крокодил.(Показ слайда) Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать. Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей). Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов. Крокодил может жить и на земле и в воде. Но именно в воде они чувствуют себя спокойнее. Плавать крокодилам помогают лапы, которыми они гребут, и хвост, который они используют как руль.

Крокодилиха откладывает яйца в ямку недалеко от воды. А детеныши крокодила появляются из яиц, совсем как цыплята или утята.

  Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» обезьяны). (Ответы детей).

Это обезьяна. Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

Физкультминутка

По зоопарку мы шагаем              Маршируют на месте

И медведя там встречаем            Раскачивание туловища.

Этот мишка косолапый               Руки полусогнуты в локтях

Широко расставил лапы,            Ноги на ширине плеч

То одну, то обе вместе.                Переступание с ноги на ногу

Долго топчется на месте.    

       

Впереди из-за куста                    Дети всматриваются вдаль, держа

Смотрит хитрая лиса                  ладонь над бровями, повороты.

Мы лисичку обхитрим               Бег на месте на носках.

На носочках пробежим.

Вот волчата спинку выгнули     Прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнули.        Легкий прыжок вверх 

Подражаем мы зайчишке          Ладони на голову, подскоки.

Непоседе-шалунишке.

Но закончилась игра                  Вернуться на места.

Заниматься нам пора.        

  Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Это животное трудно узнать по тени. Поэтому отгадать о ком пойдет речь вам поможет загадка.  

                                 Надели коняшки

                                 Полосатые рубашки.

Вы догадались? (Ответы детей). Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. Люди много раз пытались приручить зебр, приучить их помогать человеку, как например, лошадь. Но ничего из этого не вышло. Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы.

А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Показ «тени» жирафа). (Ответы детей). Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении жираф не может сразу же убежать, этим пользуются хищники и нападают на пьющих воду жирафов. Шерсть жирафа пятнистая – покрытая пятнами. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.

 А сейчас предлагаю вам  поиграть в игру «Узнай животное»

(с использованием настольного театра – дети должны узнать животное по описанию, найти его среди персонажей настольного театра «Зоопарк»).

Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, но давайте напоследок задержимся возле этого животного. Вот его тень. (Показ «тени» льва). Узнали? (Ответы детей). Это лев. Вы узнали его по густой гриве. Но такая грива бывает только у львов – пап, у львиц – мам  гривы нет. Льва  называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается их обидеть. Львы – хищники. Что это значит? Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов. 

  Давайте поиграем в игру «Родители и детеныши»:

У медведей – … (медвежата),у зайцев – … (зайчата),

у слонов – … (слонята),у лисиц – …(лисята),у львов – …(львята),

у волков – …(волчата),у оленей – …(оленята),у ежей – …(ежата),

у тигров – …(тигрята),у мышей – … (мышата),у белок – …(бельчата).

Закончилось наше путешествие по зоопарку. На память о нем закончите вот эти рисунки.

(Показ заготовленных рисунков, на которых не дорисованы детали)

Дети обсуждают каких деталей не хватает на рисунках и решают, где что добавить( зебре дорисовать полоски, льву – гриву, слону – хобот, крокодилу – зубы, жирафу – пятна, а обезьяне – длинный цепкий хвост).

Чтобы подготовить наши пальчики к работе поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика

                                    Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил.

                                    Рядом вынырнул другой,

                                    Закричал ему: «Постой!».

Дети на каждой руке соединяют попарно указательный и средний, мизинец и безымянный. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и закрывая пасти.

 

Дети выполняют работу – рисуют.