Тхнология ТРИ3
методическая разработка по окружающему миру на тему
Одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления является метод моделирования «маленькими человечками» - ММЧ. Этот метод был разработан Генрихом Альтшуллером в технологии ТРИЗ (теория решения изобретательскиз задач). Это новый инструмент для развития творческого мышления дошкольника. Главная цель ТРИЗ - формирование системного творческого мышления, фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Главная цель ТРИЗ - формирование системного творческого мышления, фантазии. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
Новый взгляд на старые вещи
(в рамках психолого-педагогического семинара)
Цель:
-повысить эффективность поиска идей, используя творческое мышление, поисковый механизм решения задачи;
- облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач;
Задачи:
- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;
- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;
-учить детей моделировать объекты неживой природы;
Сегодня мы поговорим об эффективном и занимательном методе решения самых различных задач в технологии ТРИЗ. Метод называется моделирование маленькими человечками (ММЧ). Но прежде чем познакомиться с человечками поближе, рассмотрим такой случай.
В ювелирный магазин забежал растрепанный мужчина в неаккуратном костюме. В руках он держал букет роз. Мужчина торопливо выбрал очень дорогой перстень с крупным бриллиантом, купил его и ушел. Что бы вы подумали на месте продавца?
Большинство из вас подумали, что этот мужчина собирается встретиться с любимой и купил цветы и перстень ей в подарок. Вы назвали и другие причины его растрепанности и спешки, но основная канва рассуждений почти у всех одинакова.
Между тем, все было совершенно не так!
В действительности этот мужчина - одинокий учитель физики. Бриллиант в перстне ему нужен для того, чтобы показать ученикам опыты по преломлению и дисперсии света. А розы были куплены на завтрак черепахе, которая живет у него дома в коробочке.
О чем говорит этот шутливый пример? В первую очередь о том, что мы в большинстве случаев мыслим шаблонно, стереотипно и выйти за рамки этих стереотипов очень непросто. Срабатывает так называемая инерция мышления или психологическая инерция.
Одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления является метод моделирования «маленькими человечками» - ММЧ. Этот метод был разработан Генрихом Альтшуллером в технологии ТРИЗ (теория решения изобретательскиз задач). Это новый инструмент для развития творческого мышления дошкольника. Главная цель ТРИЗ - формирование системного творческого мышления, фантазии.
Метод мч позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне. Этот метод состоит в том, что все молекулы изображаются в виде человечков, которые различаются по агрегатному состоянию.
Познакомимся с человечками поближе. В обычном состоянии они выглядят так.
Молекулы твёрдого тела изображается человечками, которые стоят близко и держатся за руки.
Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся.
Молекулы газа человечками, которые находятся далеко друг от друга и не держатся за руки.
Маленькие человечки умны и способны действовать и принимать решения самостоятельно.
Их жизнь определятся двумя правилами.
- Человечки очень дружны. Они не ходят поодиночке, а живут группами.
- Внутри каждой группы маленькие человечки ведут себя одинаково.
Ввести ребенка в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким - либо явлением, можно через игровой прием ММЧ.
Этот метод включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой совместно со взрослым. Подобная организация способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления, т.е. нестандартно мыслить. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку.
Работа в этом направлении предполагает решение следующих задач, которые вы можете увидеть на экране:
-расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, ее признаках и свойствах, значении для живых существ, о мерах по охране ее чистоты и экономному использованию;
-знакомство со свойствами твердых тел, с приемами обследования всеми органами чувств; понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры;
-систематизация знаний о свойствах воздуха; овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ;
-уточнение представлений о трех состояниях воды, причинах перехода одного в другое; понимание круговорота воды в природе.
С чего начинается наша работа, как мы знакомимся с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например, кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и т.д.
Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…
Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага- из молекул бумаги…
-О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе.
А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки»
Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты» и вы поймёте как дети знакомятся с человечками. Приглашаю к себе 3 помощника.
- Я вас сейчас превращу во фрукты:
Хлопните 3 раза в ладоши
И в чудо фрукты превратитесь.
(Дети превращаются во фрукты).
-Называем кто в какой фрукт превратился.
Дети называют.
-А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)
- Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат. А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты? (клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие человечки.
Хлопните 3 раза в ладоши
И в маленьких человечков превратитесь.
- Сначала надо взять кастрюлю.
- Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети, какие вы человечки?
- Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)
- Как ведут себя твёрдые человечки?
- Они крепко держатся за руки.
- Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже твёрдые)
- А чего не хватает? Правильно, воды.
-Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя ведут? Приглашаю 2 человека.
- Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки кипящей воды?
- Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте.
- Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?
- Это газообразные человечки из него выскакивают.
- Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.
- Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный, полезный компот.
- А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь.
Итак, чтобы решать неразрешимое или по другому посмотреть на задачу, нужно только представить себе, что все нас окружающее – состоит из множества маленьких человечков (не веществ, не микробов, не атомов). Человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.
Теперь посмотрим работу маленьких человечков на небольшом примере для взрослых. Разделимся на две команды, каждой команде выдаются карточки, вы должны объяснить, что изображено на них и предложить свои варианты ответов (предлагаются карточки с изображением модели: стакан с водой, вода закипает в кастрюле, (круговорот воды в природе, обратите внимание, составить нужно рассказ по схеме).
В процессе работы с детьми по этой технологии была оформлена энциклопедия маленьких человечков, в которой мы отразили агрегатные состояния веществ и явлений в окружающем мире. На данном этапе усложнили задачу для детей и перешли к отражению переходного состояния: вода переходит в лёд и наоборот. Детям очень интересно и увлекательно.
Я желаю больших творческих успехов всем, кто использует данный метод и верит в чудо детских фантазий! Это по-настоящему творческая работа, дарящая обыкновенные чудеса тем, кто ей по-настоящему предан!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ-тхнология
ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами....
Игры по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ-тхнологии
Логопедические игрыпо коррекции звукоппроизношени с использованием Триз технологии...