Тхнология ТРИ3
методическая разработка по окружающему миру на тему

Осипенко Нелли Николаевна

 Одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления является метод моделирования «маленькими человечками» - ММЧ. Этот метод был разработан Генрихом Альтшуллером в технологии  ТРИЗ (теория решения изобретательскиз задач). Это новый инструмент для развития творческого мышления дошкольника. Главная цель ТРИЗ - формирование системного творческого мышления, фантазии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ТРИЗ
Новый взгляд на старые вещи

(в рамках психолого-педагогического семинара)

Цель:

-повысить эффективность поиска идей, используя творческое мышление, поисковый механизм решения задачи;

- облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач;

Задачи:

- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;

-учить детей моделировать объекты неживой природы;

Сегодня мы поговорим об эффективном и занимательном методе решения самых различных задач в технологии ТРИЗ. Метод называется моделирование маленькими человечками (ММЧ). Но прежде чем познакомиться с человечками поближе, рассмотрим такой случай.

 В ювелирный магазин забежал растрепанный мужчина в неаккуратном костюме. В руках он держал букет роз. Мужчина торопливо выбрал очень дорогой перстень с крупным бриллиантом, купил его и ушел. Что бы вы подумали на месте продавца?

Большинство  из вас подумали, что этот мужчина собирается встретиться с любимой и купил цветы и перстень ей в подарок. Вы назвали и другие причины его растрепанности и спешки, но основная канва рассуждений почти у всех одинакова.

Между тем, все было совершенно не так!

  В действительности этот мужчина - одинокий учитель физики. Бриллиант в перстне ему нужен для того, чтобы показать ученикам опыты по преломлению и дисперсии света. А розы были куплены на завтрак черепахе, которая живет у него дома в коробочке.

О чем говорит этот шутливый пример? В первую очередь о том, что мы в большинстве случаев мыслим шаблонно, стереотипно и выйти за рамки этих стереотипов очень непросто. Срабатывает так называемая инерция мышления или психологическая инерция.

 Одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления является метод моделирования «маленькими человечками» - ММЧ. Этот метод был разработан Генрихом Альтшуллером в технологии  ТРИЗ (теория решения изобретательскиз задач). Это новый инструмент для развития творческого мышления дошкольника. Главная цель ТРИЗ - формирование системного творческого мышления, фантазии.

Метод мч  позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне. Этот метод состоит в том, что все молекулы изображаются в виде человечков, которые различаются по агрегатному состоянию.

Познакомимся с человечками поближе. В обычном состоянии они выглядят так.

Молекулы твёрдого тела изображается человечками, которые стоят близко и держатся за руки.

Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся.    

Молекулы газа человечками,  которые        находятся далеко друг от друга и не держатся  за руки.

Маленькие человечки умны и способны действовать и принимать решения самостоятельно.

Их жизнь определятся двумя правилами.

  1. Человечки очень дружны. Они не ходят поодиночке, а живут группами.
  2. Внутри каждой группы маленькие человечки ведут себя одинаково.

Ввести ребенка в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким - либо явлением, можно через игровой прием ММЧ.
Этот метод включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой совместно со взрослым. Подобная организация способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления, т.е. нестандартно мыслить.  Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку.

Работа в этом направлении предполагает  решение следующих задач, которые вы можете увидеть на экране:        

-расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, ее признаках и свойствах, значении для живых существ, о мерах по охране ее чистоты и экономному использованию;

-знакомство со свойствами твердых тел, с приемами обследования всеми органами чувств; понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры;

-систематизация знаний о свойствах воздуха; овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ;

-уточнение представлений о трех состояниях воды, причинах перехода одного в другое; понимание круговорота воды в природе.
С чего начинается наша работа, как мы знакомимся с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например, кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и т.д.

Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага- из молекул бумаги…

-О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе.

А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки»

Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты» и вы поймёте как дети знакомятся с человечками. Приглашаю к себе 3 помощника.
- Я вас сейчас превращу во фрукты:

Хлопните 3 раза в ладоши

И в чудо фрукты превратитесь.

(Дети превращаются во фрукты).

-Называем кто в какой фрукт превратился.

Дети называют.

-А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)

- Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат. А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты? (клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие человечки.

Хлопните 3 раза в ладоши

И в маленьких человечков превратитесь.

- Сначала надо взять кастрюлю.

- Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети, какие вы человечки?

- Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)

- Как ведут себя твёрдые человечки?

- Они крепко держатся за руки.

- Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже твёрдые)

- А чего не хватает? Правильно, воды.

-Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя ведут? Приглашаю 2 человека.

- Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки кипящей воды?

- Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте.

- Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?

- Это газообразные человечки из него выскакивают.

- Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.

- Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный, полезный компот.

- А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь.

Итак, чтобы решать неразрешимое или по другому посмотреть на задачу, нужно только представить себе, что все нас окружающее – состоит из множества маленьких человечков (не веществ, не микробов, не атомов). Человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Теперь посмотрим работу маленьких человечков на небольшом примере для взрослых. Разделимся на две команды, каждой команде выдаются карточки, вы должны объяснить, что изображено на них и предложить свои варианты ответов (предлагаются карточки с изображением модели: стакан с водой, вода закипает в кастрюле, (круговорот воды в природе, обратите внимание, составить нужно рассказ по схеме).

В процессе работы с детьми по этой технологии была оформлена энциклопедия маленьких человечков, в которой мы отразили агрегатные состояния веществ и явлений в окружающем мире. На данном этапе усложнили задачу для детей и перешли к отражению переходного состояния: вода переходит в лёд и наоборот. Детям очень интересно и увлекательно.

Я желаю больших творческих успехов всем, кто использует данный метод и верит в чудо детских фантазий!  Это по-настоящему творческая работа, дарящая обыкновенные чудеса тем, кто ей по-настоящему предан!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ-тхнология

ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами....

Игры по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ-тхнологии

Логопедические игрыпо коррекции звукоппроизношени с использованием Триз технологии...