Проект: "Зимующие птицы Южного Урала"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy_yuzhnogo_urala.docx | 307.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«МКДОУ «Д/с № 17»
Проект
«Зимующие птицы Южного Урала»
Автор: Седова Валентина
Александровна
Коркино 2017г.
Можно многое купить.
Дом одежду и завод,
самолет и пароход,
Но нельзя купить росу,
птичье пение в лесу.
Родничок и тополёк.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете не останемся и мы
Берегите, Землю, берегите!
Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проект «Зимующие птицы Южного Урала»
« Так и живут бок обок птицы и люди, часто не обращая внимания, друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» Зима - трудное время для птиц на Южном Урале, особенно если она снежная и морозная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день очень короткий, а чтобы выжить , не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
В первую очередь нужно позаботиться о синицах - это верные друзья леса и сада. не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут трещинки в коре , где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить туда корм.
Кормушки с кормом посетители найдут везде - и в саду , и в парке, и на опушке леса, и под окнами дома. Для корма пригодны семена самых разнообразных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав - лебеды, крапивы, репейника, щавеля. А вот овёс, просо, пшено клюют только воробьи и овсянки, для них же годятся крошки пшеничного хлеба.
Кроме семян, синица очень любят несолёное сало - их обвязывают ниткой или проволокой и развешивают на тонких ветках деревьев. Если ежедневно в одно и тоже время оставлять корм в кормушке то птицы будут слетаться к этому времени. Но если корм в кормушке появляется не регулярно, то птицы могут перестать прилетать к ней. Нужно что бы хоть немного корма было каждый день.
Кормушку можно сделать по разному, например из пластиковой бутылки или пустой коробки из под сока.
Подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от голодной гибели, но и оберегают лес, пар, сад от вредителей. Позаботьтесь о зимующих птицах родного края.
Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной к школе группе МКДОУ «Д/с №17» города Коркино. Вид проекта: Групповой, долгосрочный
Срок реализации: 3 месяца
Автор проекта: воспитатель высшей категории подготовительной к школе группы Седова Валентина Александровна.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – Недостаточно сформировано понятие о зимующих птицах Южного Урала. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически – целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы родного края.
Проектом предусмотрен объект исследования: Зимующие птицы Южного Урала
Предмет исследования: Зимующие птицы Южного Урала
Цель проекта: Расширить представление детей о зимующих птицах Южного Урала, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им. В соответствии с проблемой и целью исследования были определены его задачи:
Образовательные: Формировать знания о зимующих птицах Южного Урала, о роли человека в жизни птиц.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду жизни.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Развивающие: Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. Развивать умения выполнять частичную поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире. Воспитательные: Воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам родного края, желания помогать выжить в трудных зимних условиях.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы о зимующих птицах Южного Урала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, донести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы Южного Урала»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Тема проекта «Зимующие птицы Южного Урала» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Проведя диагностическую беседу, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), не все дети назвали правильно птиц, которые остаются зимовать в нашем городе. Из этого следует, не достаточно у детей информации о птицах, мало дошкольники наблюдают в природе за ними, не сформированы у ребят навыки оказания помощи птицам зимой родного города.
Гипотеза проекта: Если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить большую пользу, чаще будут радовать своей красотой и пением. В зимний период каждый из нас может помочь птицам выжить.
Предполагаемый результат: Дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами. Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
Полученные знания о пользе зимующих птиц;
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей; - материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, народные, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Инновационность: заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о зимующих птицах.
Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности.
Этапы реализации проекта Реализация проекта рассчитана на три месяца:01.12..2016г. по 28.02.2017г.
1.Подготовительный этап 01.12..2016г. по 15.12.2016г.
2.Основной этап 16.12.2016г. по 15.02.2017г.
3.Заключительный этап 16.02.2017г. по 28.02.2017г.
План мероприятий:
1этап – Подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме 2. Составление проекта по работе с детьми и родителями.
3. Поиск и сбор материалов о зимующих птицах Южного Урала. 4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц родного края» 5. Консультации для родителей «Зимующие птицы Южного Урала»
6. Блиц – опрос детей подготовительной к школе группе.
2этап – Основной Непосредственно-образовательная деятельность. Создание картотеки: «Стихи о зимующих птицах Южного Урала», «Картотека зимующие птицы», «Игротека подвижных игр о птицах», Фотоальбомы: «Птичье кофе», «Зимующие птицы Южного Урала».
Вернисаж детского творчества: «Не поётся птицам без небес», «Птицы родного города» Выставка детских работ: «Мы кормушки смастерили».
Альбомы рисунков: «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы Южного Урала».
Декабрь
Беседы: «Чем можно кормить птиц?». «Покормите птиц зимой»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: «Птицы родного города»,«Всё о птицах»
Чтение и обсуждения художественной литературы: «Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдокимов. Разучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов. Прослушивание записи голосов зимующих птиц. « Кто, как поет» (ИКТ),
Художественное творчество: Аппликация «Домик для птички» Рисование «Снегири на ветке рябины» Д/игры: «Угадай птицу по описанию», «Четвёртый лишний», «Один – много», « Какая птичка». (ИКТ) Просмотр презентации: « Покормите птиц зимой» Пальчиковая гимнастика: «Птицы в кормушки», «Кормушка», «Дятел».
Описательный рассказ: (Алгоритм) «Зимующие птицы» Конкурс – викторина: «Что за птица, отгадай?» Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и кот» Наблюдение: «Следы птиц на снегу» Работа с родителями: Демонстрация видеоролика для родителей: «Какие бывают кормушки для птиц?» Консультации: «Зимующие птицы Южного Урала», Семейная мастерская «Птичье кофе» изготовление кормушек.
Январь Беседы: «Птицы остались зимовать, мы им будем помогать». « Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли».
Рассматривание плаката: «Снегири прилетели», «Красная книга Южного Урала» (ИКТ)
Художественное творчество: Рисование Раскрашивание картинок «Зимующие птицы Южного Урала» Выставка детских работ «Птицы вокруг нас» Проблемная ситуация: «Из чего можно сделать кормушку?» Чтение и обсуждение художественной литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Яхнин «Дятел», Русск.нар сказки Кукушка», Разучивание стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой» Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений: А. Прокофьева «Снегири» Инсценировка «Жизнь птиц зимой» Просмотр презентации: «Зимующие птицы нашего края»;
Проблемная ситуация: «Нужна ли птицам зимой вода?» Настольно-печатные игры: Лото «Птицы», «Разрезные картинки», «Найди 5 отличий». Д/игры: «Кто улетел?» «Четвёртый лишний» (зимующие и перелётные птицы,) «Где чей домик?», «Чей нос лучше?» (ИКТ) Подвижные игры: «Стая»
Работа с родителями: Конкурс совместных работ родителей и детей: «Птицы – наши друзья»,
Заготовка корма для птиц.
Февраль
Беседы: «Трудно птицам зимовать». «Зимующие птицы Южного Урала».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Зимующие птицы» Художественное творчество: Изготовление папки «Птицы южного Урала», Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.
Рисование «Моя любимая птичка». Вернисаж детского творчества « Не поется птицам без небес»
НОД: «Зимующие птицы» Проблемная ситуация: «Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?» Чтение и обсуждения художественной литературы: «Поет зима аукает» С. А. Есенин,
«Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Птичий год: зима» В. Бианки;
Разучивание стихотворения: А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах. Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений: «Снегири» Л. Татьяничева.
Викторина «Что мы нового узнали о зимующих птицах Южного Урала?»
Просмотр презентации: «Дети и птицы». Д/игры: «Летает, плавает, бежит» «Откуда птица прилетела?» «Узнай по голосу » (ИКТ) Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»,«Совушка – сова».
Работа с родителями: Листовка – призыв «Всем! Всем! Покормите птиц зимой!» Наблюдение за птицами во время прогулок с детьми подкормка птиц в выходные дни.
3этап – Заключительный
1. Вернисаж детского творчества « Не поется птицам без небес» 2. Оформления альбома: «Зимующие птицы Южного Урала» 3.Презентация для родителей « Покормите птиц зимой» 4.Распространение опыта через сайт ДО в интернете. 5. Организация «Птичьего кафе» на территории детского сада. 6. Обобщение опыта 7. Блиц – опрос «Что нового вы узнали о зимующих птицах Южного Урала». 8. Презентация проекта «Зимующие птицы Южного Урала».
Итоги проекта: Расширен кругозор детей о зимующих птицах Южного Урала. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. В реализации проектной деятельности дети научились: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
Список литературы:
1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г. 2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М. 3. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц). 4. В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г. 5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г. 6. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, -№2 7. Журнал «Обруч» - 2011.- №2 Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103 Звуковой файл Голоса птиц.
Приложение №1 Беседа с детьми «Покормите птиц зимой» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Содержание: Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода. - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода). В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода. - Жалко? (Очень жалко) - Послушаете стихотворение Н. Грибачева. Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой – ой – ой! Даже белые березы. В серой корке ледяной. Даже белки – непоседки. В ожидании тепла. Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла. И голодная синица Тихо плачет у окна: «Негде греться и кормиться, Ни козявки, не зерна. День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны, Замерзаю, голодаю, Не дожить мне до весны! » - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! - Послушайте продолжение стихотворения. И сказал Сережка: «Ладно! Потерпи не долгий срок… » И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток. Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис, Закрепил у старой елки. На пеньке фанерный лист. А на лист – зерна, А на лист – пшена, Конопли две горсти – Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? - Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Ребята предлагают разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома. - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб. - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: • во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки; • подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени; • кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; • корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птиц - Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн. - Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов. К вам слетаться, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна. Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть. И для них тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать. Заодно с людьми… - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д. - Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы...) - Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны. По небу весело скользят, Летят пернатые друзья. И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое! »
Приложение №2 Консультация для родителей
«Зимующие птицы Южного Урала»
Родителям рекомендуется:
- пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
- рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
- обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
- рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
- во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
- провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
- изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
- Каких зимующих птиц ты знаешь?
- Почему они называются зимующими?
- Чем птицы питаются зимой?
- Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
- Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом | Кто красуется на ветке | Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! |
Эта птица так болтлива, | Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей) | Днём спит, |
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
- «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)
- «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)
- «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)
- «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
- «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.
- «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…
- «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
- «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
- “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
- "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...
Выполните с ребенком следующие упражнения:
- Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
- Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
- Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года? Кого нашли дети на снегу в парке? Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
- Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
- Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение? Какие лапки? Чем они питаются?
Выучите вместе с детьми
Снегирь Побелело за окошком: | Воробей |
Ворона | Синица |
Приложение №3 Пальчиковая гимнастика
«Птицы в кормушке»
Два больших пальца обхватывают друг друга, | |
Остальные делают взмахи, как птица крыльями | |
На кормушку птички сели | Держим одну ладонь параллельно груди |
Стали зернышки клевать | Другой рукой, большим и указательным пальчиками, |
соединенными вместе, ударяем по ладони | |
И головками кивать | Соединяем пальчики вместе, изображая голову |
птицы и делаем наклоны кистями рук |
«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!
«Дятел»
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Приложение№4 Анкета для родителей. Вместе с детьми кормим зимующих птиц родного края. Уважаемые родители! Просим вас ответить на наши вопросы. 1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда? 2. В какое время суток насыпаете корм? 3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) . 4. Чем кормите птиц? 5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок? 6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться? 7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто? 8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает? 9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется? 10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц? 11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам? 12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие? 13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок? 14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада? СПАСИБО!
Приложение№5 Загадки про зимующих птиц
Всю ночь летает - | Красногрудый, чернокрылый, | Трещала с самого утра: |
Днём спит, | Спинкою зеленовата, | Найдешь её в своём дворе, |
Непоседа пёстрая, | Вот птичка так птичка, | Хоть я не молоток - |
Всё время стучит, | Кто в беретке ярко-красной, | Я по дереву стучу, |
Всё время стучит, | Не дровосек, не плотник, | Эта хищница болтлива, воровата, суетлива Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (Сорока) |
Приложение№6 Прогулка в подготовительной к школе группе . Наблюдение за воробьём. Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
- формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
- Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)
- Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
- Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
- Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
- Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
- Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Приложение№7 Наблюдение в подготовительной к школе группе.
«Следы на снегу» Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
- Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
- Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
- Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.) Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Подвижные игры
«Найди по следу», «След в след».
Приложение№8 Прогулка в подготовительной к школе группе Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.
Цели:
- на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
- воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.) | Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.) |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
- Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
- Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.
- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
- Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
- Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
- Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Подвижные игры
«Птицы и кукушка».
Приложение№9 Наблюдение за снегирём.
Цели:
- расширять представления о птицах;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо — На березе яблоки поспели! | Подойду поближе к ней, И глазам не верится — Стайка алых снегирей Облепила деревце! |
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
- Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
- А у самочки? (Темно-серого.)
- Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
- Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
- Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
- На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
- Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)
- Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
«Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа
«Донеси мешочек корма».
Приложение№10 Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели.
Цели: на примере сравнения снегиря со свиристелю изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
- воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки и организует беседу.
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (Свиристель.)
- Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее — грудка у нее не алая, а темно-серая.)
- Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)
Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (Строение; это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)
- Чем отличается снегирь от свиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель — размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)
- Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)
- Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревьями можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой.)
Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири — птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели — веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины словно соревнуясь друг с другом.)
Приложение№11 Игротека
«Воробушки и кот» Подвижная игра Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – кот встает в середину круга. Воробушки то прыгают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев. «Летает – не летает» Словесная игра Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет. Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов. ХОД ИГРЫ: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает? », например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется платит фант. Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку. Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается. «Что за птица? »Народная игра Дидактическая задача: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Игровые правила: описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движения. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим. Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой. «Птичий концерт». Проводится игра Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют: Слушать Воробьи – чирик – чирик. Синицы – тинь – тинь. Дятел – тррр – тррр. Снегирь – дю – дю – дю. Клёст – цок – цок – цок. Свиристель – тюр –тюр – тюр.
Приложение№12 Инсценировка «Жизнь птиц зимой» Звучит музыка с голосами птиц. Вбегают дети – птицы: дятел, снегирь, синица, сорока. Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:
Я в берете ярко – красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, А зовут меня все … (дятел). Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине. Прилетаю к вам опять. (Снегирь) Непоседа – невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеницу, А зовут меня … (синичка). Воспитатель: Что – то птиц здесь маловато, а других здесь нет? Птицы (перебивая друг друга): да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные. - Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (зимующие). Каких еще зимующих птиц вы знаете? - Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Проходите, отдохните.
(Появляются дети в костюмах других птиц.) Жаворонок: Здравствуй, птичка – невеличка, Желтогрудая синичка. Были в жарких странах мы, Не бывает там зимы. Грач: Здравствуй, дятел, наш дружок, Добрый день сорока. Много дней летали мы, Далека дорога. Залетают по музыку Ласточка, Чибис, Зырянка. Ребенок: Расскажите, птицы, где вы побывали? Что вы повидали, как вы зимовали? Хорошо ли жили вы вдалеке от дома? С кем вы подружились в странах незнакомых? Птицы: Мы подружились со слоном,
Играли с обезьянами, Угощали нас они Вкусными бананами. Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе. Грач: Кричат, торопятся с утра. В халатах черных мастера. На ветках вяза и осины Грачи плетут свои корзины.
Приложение№13 Конспект НОД «Зимующие птицы»
Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.
Задачи:
- Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск).
- Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, для создания выразительного образа.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание работать в паре, позитивное отношение к результату своего творчества и творчества других детей.
- Развивать эстетический вкус, творчество в создании художественного образа, воспитывать любовь и заботу к пернатым.
Ход: Сегодня мы прогуляемся по заснеженному парку - посмотрите, как выглядят деревья в парке.
Прислушайтесь, ребята, что вы слышите (пение птиц).
- Ребята, вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают от нас на юг.
- а как называются птицы, которые остаются на зимовку? (Зимующие)
- Почему эти птицы остаются зимовать?(не боятся холода)
Хотите узнать, какие птицы сегодня пели в нашем парке?
Отгадайте загадку и мы их увидим.
Черно- красный, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
- как можно узнать снегиря из множества птиц?
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Держаться снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно переклиниваются мелодичным свистом.
Послушайте еще одну загадку:
На кормушку к нам зимой
Прилетела птица
С желтой грудкой пуховой - шустрая -…. Синица
- Как можно узнать синицу из многих птиц?
У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
Для синичек мы размещаем кормушки, где они могут полакомиться, семенами подсолничника, салом. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку.
А эта птичка, думаю, вам хорошо знакома.
Это серенькая птица
Во дворе людей гнездиться
Серых перышек наряд.
Глазки - бусинки блестят.
Прыг да скок и, - чик, чирик –
Суетлив и не велик.
Крошки сыпь и не жалей
Кто склюет их …. Воробей.
- расскажите про воробья . какой он? Маленький серенький, шустрый.
Воробей очень подвижный по земле не ходит, а прыгает сразу двумя ногами.
- Какие это птицы? (Зимующие).
- что общего у этих птиц?
- а чем они отличаются? ( слайд со всеми птицами)
- как мы можем позаботиться о птицах? (кормушки)
- Ребята мы с вами нарисовали деревья, давайте поселим на них сегодня зимующих птиц .
- Посмотрите, на какое дерево прилетела птица?
- какая птица прилетела на мое дерево?
- как вы думаете, как я нарисовала синицу?
- верно, я нарисовала ее необычным способом - отпечатком ладони
- покажите, какой частью ладони я нарисовала туловище у птицы?
- а хвостик у синички? (дети показывают и гладят ту часть руки про которую говорят- массаж руки)
- как я нарисовала голову у синички?
- правильно голову и все детали я уже нарисовала кистью
- хотите научиться таким необычным способом нарисовать птицу?
- сегодня поможет мне …(имя ребёнка)
Я кисточкой и красной краской намажу ему ладонь, пальцы руки намажу черной краской, все это надо делать очень быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
- сделай отпечаток руки, где отпечаток большого пальца там мы нарисуем голову- кисточкой.
- что еще нужно дорисовать?
- на какое дерево вы хотите пригласить зимующую птицу?
Вы сегодня будете продолжать рисовать на одном листе и каждый пригласит на дерево свою птицу.
В ходе занятия детям, которые затрудняются в выполнение задания, показать приемы на своем листе.
- напомнить, что нужно пользоваться влажной салфеткой, чтобы протереть руку после краски.
- по мере того как дети заканчивают рисовать , рисунки выставляются на стенд.
Анализ
- посмотрите у нас получился свой заснеженный парк с замечательными птицами.
- какие деревья есть в нашем парке?
- покажите снегиря который вам больше всего понравился
- правильно ли передана окраска снегиря
- что делает снегирь?
- а у кого получилась самая яркая синица?
- желтое брюшко
Воробья – подружка.
А какой воробей получился самым шустрым и непоседливым?
Как вы думаете, почему у нас сегодня получились особенно красивые большие и яркие рисунки? (рисовали вдвоем)
Как мы сегодня по особенному научились рисовать птиц?
- хотите , что бы и на ваших деревьях поселились птицы?
- проходите за мольберты и подумайте какая птица прилетит на ваше дерево .
И я предлагаю вам нарисовать птицу необычным способом, с помощью своей ладошки. Представьте свою ладонь в виде птицы, хвостом которой будут являться пальцы, а большой палец станет шеей для нашей птицы на которой мы и нарисуем голову. Какую птичку вы сегодня нарисуете, придумайте сами. Сначала расположите руку без краски на листе, посмотрите, где будет сидеть ваша птица, а затем раскрасьте свою ладонь в цвета той птицы которую хотите и сделайте отпечаток на листе. Ладонь это будет грудка птицы, а пальцы это хвостик птички. После того как вы сделаете отпечаток ладони руку нужно будет протереть влажной салфеткой. Кисточкой дорисуем голову и мелкие детали : клюв глаз, лапки
Давайте попробуем на моем дереве поселить синичку (ребенок выполняет действия, показывая другим).
А теперь проходите за столы и поселите каждый на своем дереве ту птичку, которую захочет.
Пальчиковая гимнастика
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Если останется время можно предложить детям дорисовать угощение для птиц (ягоды рябины, или кормушку)
Рефлексия
Молодцы! Какие удивительные рисунки получились! Как праздничные фонарики светятся в ветвях снегири, синицы и воробушки . Какое угощение для своих птиц вы нарисовали. Расскажите, каким способом вы рисовали картину? (дети рассказывают, делятся впечатлениями).
Приложение№13 викторина «Что мы знаем о птицах».
Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.
Вопросы к викторине:
1. Какая птица на земле самая большая?
2. Какая птица самая маленькая на земле?
3. Какие птицы не умеют летать?
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?
6. Какую птицу называют «лесным доктором»?
7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимующие птицы Южного Урала
Забота о зимующий птицах...
"ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ЮЖНОГО УРАЛА"
Ознакомительная презентация для детей, с интерактивной игрой "ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ"....
Консультация по изготовлению ЛЭП-БУКА Тема: «Птицы Южного Урала»
Цель: Научить изготавливать лэп-бук....
Перелётные птицы Южного Урала
Презентация...
Проект Птицы Южного Урала
Краткрсрочный проект с детьми средней группы. Наблюдение за птицами, изготовление кормушки и корм для птиц....
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Животные и птицы Южного Урала»
Конспект развлечения...