СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тарасихинский детский сад «Рябинка»
Конспект познавательного занятия
по экологическому воспитанию в средней группе
СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ
Подготовил:
Воспитатель: Зинина Наталья Анатольевна
Цель: рассказать детям о нашем общем доме-Земле
Задачи:
Развивающая: развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, солнце).
Обучающая: углубить экологические знания у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою планету; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологии, культуры личности.
Материалы и оборудование: картинки: земли, леса, поля, животных, насекомых, ящера, природы мезозойской эры, настольная лампа, на ватмане большое солнце без лучиков
Ход занятия:
Воспитатель | Дети |
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много-много детей. И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась, отчего становилась все больше и больше. Детей надо было кормить, поить, обогревать, поэтому ей приходилось много бегать, а от этого она становилась все круглее и круглее, как мяч, вот такой (показывает планету Земля до начало эры). Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала тогда она одним: «Вы живите всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь, вширь. А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы вы могли передвигаться». Но не зря звали матушку-Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому свою. Тем, кто остался жить всегда на одном месте, она с большой строгостью сказала: «Живите дружной семьёй, ешьте, пейте, дышите, но помогайте жить другим. Накормите, обогрейте, дайте воздух для дыхания, дом для жилья тем, кто бегает, ходит, прыгает, лазает, плавает, летает. А вы, дети мои: зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, подкрадывающиеся, бесстрашные, забавные и добрые, сказала она другим, – будете передвигаться и следить, чтобы «кладовые» ваших бессловесных друзей, тех кто вас накормит, всегда были полны пищей. Помогите им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке и помогать друг другу во всем». | |
Ребята! Так кто же является детьми доброй, мудрой матушки-земли? | растения, животные и люди |
На доске вывешиваются различные виды животных и растений.
Вместе с детьми воспитатель делит их на две группы и говорит: «Это – животные, это – растение». И стали растения с животными жить в мире и согласии. В одних местах выросли высокие деревья, в других густые цветущие травы (показывает картины леса и поля). А чтобы лучше выполняли животные свои обязанности, Земля сказала: «Вы будете жить только в лесу, а вы только там, где много цветущих трав. А вам придётся жить и здесь, и там, добрые вести носить от жителей леса к жителям поля». Так как для многих животных лес стал домом (медведь, лось, белка, дятел и др.), многие другие нашли свой «дом и стол» там, где много цветущих трав (бабочки, пчелы и др.), а зайцы, волки, лисы и многие другие животные нашли свое пристанище и в лесу, и в поле. Много животных нашли свое жилище в воде и в земле. Воспитатель показывает животных леса, полей и говорит: «Запомните, ребята, эти растения и животные, которых вы видите на картинках, это живая природа наших дней матушки-земли, но она не всегда была такой. Когда вы подрастете, то узнаете, что когда-то на земле обитали очень крупные животные, которые достигал ростом пяти- шестиэтажного дома (показ ящера), и совсем не такие были деревья и травы (показ природы мезозойской эры). Так слушай мой сказ дальше. Трудно приходилось матушке-Земле создавать условия для жизни растениям и животным, так как все зависело от волшебников, которые подчинялись самому главному волшебному волшебнику. Отгадайте, что это за волшебник: Среди поля голубого- Яркий свет огня большого, Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну, конечно, это… | … (Солнце) |
Ребята! Давайте позовём Солнышко: «Солнце, Солнышко, приди, нашим ребяткам посвети.» | «Солнце, Солнышко, приди, нашим ребяткам посвети.» |
Солнце (входит): С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Поиграй Солнышко с нами! | Дети встают в круг. |
Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения). |
Физминутка
Набежала тучка.
Закрыла солнце (закрыть лицо руками).
Тучка спряталась за лес,
смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое!
Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)
Далее по кругу из рук в руки передаётся мяч – К слову СОЛНЦЕ подбираем слова-признаки (Яркое, горячее, красное, жаркое, золотое, лучистое, радостное, тёплое, ласковое и т. д
Вот вы и узнали про самого волшебного волшебника.
Продолжим. Знала матушка-Земля, что вся жизнь её детей зависит от солнечных ребят-лучат, а их ведь у Солнышка намного больше, чем у нее самой. С самого утра и до позднего вечера ребята-лучата работают. Одни обогревают листики, цветочки, вторые помогают созревать ягодам, фруктам, третьи нагревают землю, чтобы растения росли, и у каждого человека и животного есть свой солнечный лучик, от которого зависит вся его жизнь. Кроме того, мудрая матушка – Земля также знала: если будут солнечные лучики греть растения, то они непременно вначале повянут, а затем погибнут. А если погибнут растения, то обязательно погибнут и животные, они ведь друг без друга не могут. И тогда решила она так: «Буду вращаться и подставлять солнечным лучикам то один бочок, то другой». Вот так и происходит с тех пор, когда солнечные лучики работают – день, когда их нет – ночь. Не работают ребята – лучики, отдыхают и спят люди и многие животные. Показ опыта с лампой Так жила матушка-Земля в мире и согласии с Солнцем и его ребятами-лучиками, постоянно бегая вокруг него, подставляя то один бочок, то другой. А Солнце ее очень хорошо его понимало, чтобы не было так жарко ее детям, утром и вечером меньше отправляло матушке-Земле солнечных лучиков. Все у нее ладилось, спорилось. Вот такой она стала (показ Земли в настоящее время). Но стали люди обежать Землю, мусором ее засыпать, деревья ломать, леса поджигать. Негде стало траве расти, птицам петь, рыбам плавать, заболела Земля. Ребята, а вы хотите помочь Земле выздороветь?
|
Игра «Кто быстрее уберет мусор»
Я думаю, что сегодня вы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю — наш огромный общий дом. А теперь мы сделаем подарки от нашего главного волшебника Солнышка, для всех обитателей нашей матушки Земли. |
(дети проходят за столы и делают Солнце (техникой обрывания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) по теме «Хлеб - дар матушки земли»
Материал может быть использован вне зависимости от времени года, как занятие по окружающему миру и интегрированное с развитием речи и продуктивной деятельностью....
Правдивая сказка о Матушке Земле
Занятие знакомит с правилами поведения детей в природе; воспитывает бережное отношение к ней....
Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию в средней группе "СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ"
Рассказать детям о нашем общем доме-Земле...
День Земли. Коллаж «Матушка Земля». Мастер-класс .
22 апреля во всём мире отмечают праздник – международный день Матери- Земли. Целью проведения Дня Земли является превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образо...
Сценарий праздника посвященный Дню Земли - 22 апреля. «День рождение Матушки Земли»
Закрепить знания о природе. Повторить правила поведения в лесу. Вырабатывать умение находить правильный ответ, развивать память, быстроту реакции. Развивать способность сравнивать, обобщать. Воспитыва...
Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники Природы" #УрокЭколят2022#Друзья Земли. По теме"Самые, самые".
Воспитанники подготовительной группы N 2 "Звездочки" компенсирующей направленности детского сада"Дельфиненок р.п Средняя Ахтуба приняли участие во Всероссийском уроке" Эколята - молодые защитники Прир...
Сценарий экологического праздника «День рождения Матушки Земли с Эколятами» в старших группах, посвященный дню Земли.
Вместе с ведущей на экологическом празднике "День рождения Матушки Земли с Эколятами"- Цветочной Феей ребята отправляются в гости к Матушке Земле. По дороге встречаются с...