Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо».
Цель: - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
- учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
- расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать:
- монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- выразительность движений в ходе физпаузы.
Воспитывать:
- уважение к старшим членам семьи;
- умение почувствовать энергию своего рода.
- аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
- макет генеалогического древа;
- тарелочка с листочками;
- кувшин с водой для игры;
- мольберт, лист А3, маркеры;
- семейные фотографии;
- карточки с моделью «генеалогического древа»;
- одноразовые стаканчики;
- музыкальное сопровождение;
- схема рассказа о членах своей семьи;
- призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом). - Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей). (воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их). - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники). - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно). -Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
На мольберте модель генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Ясмина покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Психогимнастика
Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек (вытягивается туловище вверх).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты.
Наступает радостный момент — бутоны раскрываются. (резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Рассматривание работ.(Дети берут свои деревья и встают в круг).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Ясмина покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Вода. Какая она?».
Формы работы: решение проблемной ситуации, экспериментирование. Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, мутная, бесвкусная, кислая, соленая, сладкая, без запаха, текучая, жидкая, замерзшая. Ин...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Мы - журналисты".
Цель: создание условий для саморазвития детей посредством их включения в поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Журналист - профессия творческая
Цель: активизация знаний детей о творческой профессии журналиста....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в осенний лес".
Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Конкретизировать представления детей о диких животных осе...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в страну строгих правил".
Цель: формирование представлений школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дорогах.Задачи: - через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить извес...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеалогические древо».
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеалогические древо»....