Проект "Фасоль"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Фасоль" для детей средней-старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fasol_gr._iskorki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 29
Можем ли мы назвать зерно фасоли живым?
Исследовательская работа на районный
научно-исследовательский конкурс
«Первые шаги в науке»
Выполнили: дети средней группы
«Искорки» (4-5 лет)
Научный руководитель: воспитатель
Куликова Ирина Ивановна
Кстово
2016
Содержание
- Введение
- Общие сведения.
- Оно все же живое?
- Эксперимент.
- Заключение.
- Список литературы
1. Введение
Выращивание растений из семян (зерна) и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. А появление плодов и сбор урожая, пусть даже, самого маленького, но полученного в результате своих усилий, вызывает неподдельную радость и удовлетворение. В процессе наблюдения и исследования за объектами природы у дошкольника формируются экологические знания, умения анализировать и делать элементарные выводы.
Проблема: зерно фасоли – живое ли оно?
Объект исследования: зерно (боб) фасоли
Предмет исследования: Условия, при которых зерно фасоли «оживает».
Цель: Узнать, почему мы говорим о зерне фасоли, что оно живое?
Задачи:
- изучить литературу и наглядный материал, в которых рассказаны и показаны условия и этапы прорастания фасоли;
- прочитать художественные произведения о фасоли;
- определить условия, при которых зерно фасоли «оживает»;
- путём эксперимента выяснить, где зерну фасоли лучше живется: в стаканчике в группе или на грядке в огороде?
Актуальность:
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Гипотеза: зерно фасоли, хоть на вид и похоже на камешек, все же живое
Методы исследования:
- чтение художественной литературы по данной теме;
- проведение опытов;
- наблюдение;
- анализ полученных результатов.
За время исследования вот что мы узнали.
2.Общие сведения
В нашей группе в уголке экспериментирования много разных коллекций, в том числе есть коллекция семян. Нам очень нравились разноцветные маленькие «камешки» продолговатой формы, гладкие на ощупь.
25.02.2016
Мы спросили у воспитателя, что это за «камешки» и как они называются? И узнали, что это семена фасоли, каждое из которых называется боб и, оказывается, эти «камешки» - бобы живые.
Сначала нам захотелось узнать, что такое фасоль и зачем она нужна?
Мы узнали, что фасоль – это пищевое растение. Нам захотелось ее сразу же попробовать, но воспитатель рассказала, что сухое зерно фасоли не едят. Фасоль можно варить, тушить с овощами, из фасоли можно варить супы, делать салаты, котлеты, рагу. Фасоль богата полезными веществами: минералами и витаминами. Фасоль даже может заменить человеку в пище мясо, так как в ней содержится много белка.
3. Оно все же живое?
Но поверить, что эти семена живые было трудно. Раньше на занятиях мы узнали, что нас окружает природа: живая и не живая, живая природа – это все что рождается, дышит, питается, пьет, растет, развивается и умирает. К живой природе относятся: звери, птицы, насекомые, растения.
Зернышки фасоли лежали в баночке и не дышали, не питались и не росли. Мы спросили, как же мы можем проверить, что зерно фасоли живое? Сначала мы рассмотрели схему развития фасоли из зерна.
Попав в благоприятные условия, зернышко «оживает», т.е. пробуждается. А без этих условий оно «спит». Когда оно пробудится, то его кожица становится мягкой, а внутри зерна появляется маленький зародыш. Потом появляется росточек и маленькие, тоненькие корешки. Затем – цветы на вьющемся стебле, позже - плоды–стручки, в которых поспевают зерна-бобы. И когда стручки созреют, то зерна попадают в землю и все начинается сначала.
Вместе с воспитателем мы замочили зерна фасоли в баночке, постелив на дно вату, и через день посмотрели, что же произошло с зернышками. Оказывается, поверхность стала мягкой и мы с легкостью смогли ее отделить от зерна. Узнали, что эта поверхность защищает зерно, как наша кожа защищает наше тело, и называется почти так же - кожура. А еще мы увидели, что семя фасоли состоит из двух долек, которые называются семядоли. А внутри семени на одной из семядолей мы увидели маленького белого «червячка» - это был зародыш растения. Мы смогли его увидеть только через лупу.
Но нам хотелось увидеть, как же появляются стебель, цветы и стручки на растении, как фасоль будет жить: пить, расти, развиваться и умирать.
Воспитатель нам рассказала, что для этого необходимо посадить зерно в почву. Оказалось, что почва – это земля, но почва для посадки зерна должна быть плодородной. Мы сначала рассмотрели землю через лупу. Фото В ней содержались разные частички: черные, темные, светлые и белые (чернозем, песок, удобрение). Удобрением наша фасоль будет питаться. А земля нужна растению, чтобы укорениться и быть твердым и устойчивым, чтобы потом удержать свои плоды.
4. Эксперимент
Для каждого из нас воспитатель приготовила стаканчик с землей. Мы увлажнили почву и, сделав небольшое углубление палочкой, посадили заранее замоченное зернышко.
09.03.2016
Чтобы наблюдать и ухаживать за своим росточком мы все выбрали себе метки (палочки с кружочками, треугольниками, квадратами и т.д.). Потом еще раз полили землю. Ведь все живое пьет. Поставили стаканчики на окно, что бы землю пригревало и освещало солнце.
Маркирование 09.03.2016
Через день мы увидели, что в некоторых стаканчиках появились белые «крючки», и подумали, что это червячки, но уже на следующий день эти «крючки» вылезли из земли и на них были по два маленьких зеленых листочка, похожих на ладошки.
14.03.2016
Каждый из нас ухаживал за своим росточком и, если кого-то долго не было в группе, мы помогали ухаживать за его фасолью. Мы поливали растения, время от времени переворачивали стаканчики разными сторонами к солнцу. Стебель всхода тянулся все выше и смотрел всегда в сторону солнца.
18.03.2016
Но были у нас и такие случаи, когда некоторые ребята слишком обильно полили свои всходы. И растение погибло. Теперь мы знаем, что и в поливе нужна мера.
Потом мы наблюдали как наши всходы жили: они росли, развивались. Они стали такими большими, что нам пришлось их подвязывать к палочкам-опорам. Сквозь прозрачный стаканчик мы видели, как развиваются корни растения. Их было так много, что стаканчик казался белым. Именно через эти тоненькие корни наши фасольки получали воду и питание из почвы.
А через несколько дней на стеблях появились цветы. Мы им очень радовались и очень расстраивались, когда эти цветы стали вянуть. Но воспитатель нам напомнила, что на месте цветов должны появиться плоды – стручки. И мы стали ждать. И вот, первые стручки. Но в них не может поместиться даже самое маленькое зернышко.
28.03.2016
Оказывается все живое должно пройти в своем развитии несколько этапов. И наши стручки сейчас – это младенчики. Потом они стали взслыми «ребятками» и в них можно было на ощупь определить наличие зерен. \
28.04.2016
По мере укрупнения стручков и роста зерен, листья и стебли растений стали увядать и засыхать. А когда стручки стали совсем жесткими, мы узнали, что зерна внутри них созрели. В каждом стручке у нас поспело от 2 до 3 зерен. А стебель и листочки совсем погибли.
\
06.05.2016
Эти зерна-бобы были такие же, как и те, которые мы посадили. Только посадили мы одно зерно, а получили 3. Это какое-то чудо.
11.05.2016
Но потом мы захотели посадить наши зернышки на грядке нашего огорода и посмотреть, где же растению лучше живется, в стаканчике в теплой группе или на грядке под солнцем.
25.05.2016
\
Мы так же ухаживали за росточками, каждый день ходили и наблюдали за ними. Радовались, что они живут, развиваются.
Когда появились всходы, заметили, что они гораздо крупнее тех, которые мы получили в группе. Стебли были длиннее и сильнее. Но и поливать растения надо было чаще и большим количеством воды.
02.06.2016
Стручки фасоли были длиннее и, в каждом из них было от 5 до 7 зерен.
12.06.2016
Мы собрали наш урожай.
\
02.09.2016
\
02.09.2016
Некоторые ребята захотели взять несколько зернышек себе, чтобы посадить их дома, а остальные мы оставили на семена, для посадки на грядке весной. Уж больно интересно наблюдать как из цветного твердого «камешка» появляется жизнь.
В стручках всегда она растет,
На грядке садовод ее найдет.
Фасоль мы любим, уважаем,
Все вместе дружно собираем.
5. Заключение
Все, что мы узнали из рассказа воспитателя и схем развития растения подтвердилось.
После проведения эксперимента мы выяснили, что:
- зерно-боб фасоли живое;
- чтобы оно развивалось ему, как и всему живому, необходимы условия: воздух, тепло, свет, вода и забота;
- при этих условиях зерно, а потом и растение, ведет себя как и все живые существа: оно дышит, пьет, питается, развивается, размножается и погибает.
- в естественных условиях растение из зерна вырастает крепче и плодоноснее, чем в искусственных.
Таким образом, проблема, заинтересовавшая нас решена. Цель, которую мы для себя поставили выполнена.
Много видов есть фасоли,
И растет она на поле
Или по верху плетется,
Где придется, как придется.
Хорошо когда на грядке
Она будет вкусной, сладкой
В винегретах и салатах,
Витаминами богатых.
А огромные бобы
Любят люди, как грибы
6. Список литературы:
1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
интернет ресурсы:
www. nsportal.ru
www. infourok.ru
www. o-detstve.ru