Проект "Фасоль"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Куликова Ирина Ивановна

Проект "Фасоль" для детей средней-старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_fasol_gr._iskorki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 29

 

 

Можем ли мы назвать зерно фасоли живым?

Исследовательская работа на районный

 научно-исследовательский конкурс

 «Первые шаги в науке»

Выполнили: дети средней группы

«Искорки» (4-5 лет)

                                                      Научный руководитель:  воспитатель

 Куликова Ирина Ивановна

 Кстово

2016

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения.
  3. Оно все же живое?
  4. Эксперимент.
  5. Заключение.
  6. Список литературы

1. Введение

               Выращивание растений из семян (зерна) и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. А появление плодов и сбор урожая, пусть даже, самого маленького, но полученного в результате своих усилий, вызывает неподдельную радость и удовлетворение. В процессе наблюдения и исследования за объектами природы у дошкольника формируются экологические знания, умения анализировать и делать элементарные выводы.

Проблема: зерно фасоли – живое ли оно?

Объект исследования: зерно (боб) фасоли

Предмет исследования: Условия, при которых зерно фасоли «оживает».

Цель: Узнать, почему мы говорим о зерне фасоли, что оно живое?

Задачи:

  • изучить литературу и наглядный материал, в которых рассказаны и показаны условия и этапы прорастания фасоли;  
  • прочитать художественные произведения о фасоли;
  • определить условия, при которых зерно фасоли «оживает»;
  • путём эксперимента выяснить, где зерну фасоли лучше живется: в стаканчике в группе или на грядке в огороде?

Актуальность: 

            Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

       У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

             Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

       Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Гипотеза: зерно фасоли, хоть на вид и похоже на камешек, все же живое

Методы исследования:

  • чтение художественной литературы по данной теме;
  • проведение опытов;
  • наблюдение;
  • анализ полученных результатов.

За время исследования вот что мы узнали.

2.Общие сведения

В нашей группе в уголке экспериментирования много разных коллекций, в том числе есть коллекция семян. Нам очень нравились разноцветные маленькие «камешки» продолговатой формы, гладкие на ощупь.

25.02.2016

  Мы спросили у воспитателя, что это за «камешки» и как они называются? И узнали, что это семена фасоли, каждое из которых называется боб и, оказывается, эти «камешки» - бобы живые.

Сначала нам захотелось узнать, что такое фасоль и зачем она нужна?

Мы узнали, что фасоль – это пищевое растение. Нам захотелось ее сразу же попробовать, но воспитатель рассказала, что сухое зерно фасоли не едят. Фасоль можно варить, тушить с овощами, из фасоли можно варить супы, делать салаты, котлеты, рагу. Фасоль богата полезными веществами: минералами и витаминами. Фасоль даже может заменить человеку в пище мясо, так как в ней содержится много белка.

3. Оно все же живое?

Но поверить, что эти семена живые было трудно. Раньше на занятиях мы узнали, что нас окружает природа: живая и не живая, живая природа – это все что рождается, дышит, питается, пьет, растет, развивается и умирает. К живой природе относятся: звери, птицы, насекомые, растения.  

Зернышки фасоли лежали в баночке и не дышали, не питались и не росли. Мы спросили, как же мы можем проверить, что зерно фасоли живое? Сначала мы рассмотрели схему развития фасоли из зерна.

 Попав в благоприятные условия, зернышко «оживает», т.е. пробуждается. А без этих условий оно «спит». Когда оно пробудится, то его кожица становится мягкой, а внутри зерна появляется маленький зародыш. Потом появляется росточек и маленькие, тоненькие корешки. Затем – цветы на вьющемся стебле, позже - плоды–стручки, в которых поспевают зерна-бобы. И когда стручки созреют, то зерна попадают в землю и все начинается сначала.

Вместе с воспитателем мы замочили зерна фасоли в баночке, постелив на дно вату, и через день посмотрели, что же произошло с зернышками. Оказывается, поверхность стала мягкой и мы с легкостью смогли ее отделить от зерна. Узнали, что эта поверхность защищает зерно, как наша кожа защищает наше тело, и называется почти так же - кожура. А еще мы увидели, что семя фасоли состоит из двух долек, которые называются семядоли. А внутри семени на одной из семядолей мы увидели маленького белого «червячка» - это был зародыш растения. Мы смогли его увидеть только через лупу.

Но нам хотелось увидеть, как же появляются стебель, цветы и стручки на растении, как фасоль будет жить: пить, расти, развиваться и умирать.

Воспитатель нам рассказала, что для этого необходимо посадить зерно в почву. Оказалось, что почва – это земля, но почва для посадки зерна должна быть плодородной. Мы сначала рассмотрели землю через лупу. Фото  В ней содержались разные частички: черные, темные, светлые и белые (чернозем, песок, удобрение). Удобрением наша фасоль будет питаться. А земля нужна растению, чтобы укорениться и быть твердым и устойчивым, чтобы потом удержать свои плоды.

4. Эксперимент

Для каждого из нас воспитатель приготовила стаканчик с землей. Мы увлажнили почву и, сделав небольшое углубление палочкой, посадили заранее замоченное зернышко.

09.03.2016

 

Чтобы наблюдать и ухаживать за своим росточком мы все выбрали себе метки (палочки с кружочками, треугольниками, квадратами и т.д.). Потом еще раз полили землю. Ведь все живое пьет. Поставили стаканчики на окно, что бы землю пригревало и освещало солнце.

Маркирование 09.03.2016

Через день мы увидели, что в некоторых стаканчиках появились белые «крючки», и подумали, что это червячки, но уже на следующий день эти «крючки» вылезли из земли и на них были по два маленьких зеленых листочка, похожих на ладошки.

14.03.2016

Каждый из нас ухаживал за своим росточком и, если кого-то долго не было в группе, мы помогали ухаживать за его фасолью. Мы поливали растения, время от времени переворачивали стаканчики разными сторонами к солнцу. Стебель всхода тянулся все выше и смотрел всегда в сторону солнца. 

18.03.2016

Но были у нас и такие случаи, когда некоторые ребята слишком обильно полили свои всходы. И растение погибло. Теперь мы знаем, что и в поливе нужна мера.

 Потом мы наблюдали как наши всходы жили: они росли, развивались. Они стали такими большими, что нам пришлось их подвязывать к палочкам-опорам. Сквозь прозрачный стаканчик мы видели, как развиваются корни растения. Их было так много, что стаканчик казался белым. Именно через эти тоненькие корни наши фасольки получали воду и питание из почвы.  

А через несколько дней на стеблях появились цветы. Мы им очень радовались и очень расстраивались, когда эти цветы стали вянуть. Но воспитатель нам напомнила, что на месте цветов должны появиться плоды – стручки. И мы стали ждать. И вот, первые стручки. Но в них не может поместиться даже самое маленькое зернышко.

     

28.03.2016

Оказывается все живое должно пройти в своем развитии  несколько этапов. И  наши стручки сейчас – это младенчики. Потом они стали взслыми «ребятками» и в них можно было на ощупь определить наличие зерен. \

28.04.2016

По мере укрупнения стручков и роста зерен, листья и стебли растений стали увядать и засыхать. А когда стручки стали совсем жесткими, мы узнали, что зерна внутри них созрели. В каждом стручке у нас поспело от 2 до 3 зерен. А стебель и листочки совсем погибли.

\

06.05.2016

Эти зерна-бобы были такие же, как и те, которые мы посадили. Только посадили мы одно зерно, а получили 3. Это какое-то чудо.

         

11.05.2016

Но потом мы захотели посадить наши зернышки на грядке нашего огорода и посмотреть, где же растению лучше живется,  в стаканчике в теплой группе или на грядке под солнцем.

25.05.2016

\

Мы так же ухаживали за росточками, каждый день ходили и наблюдали за ними. Радовались, что они живут, развиваются.

Когда появились всходы, заметили, что они гораздо крупнее тех, которые мы получили в группе. Стебли были длиннее и сильнее. Но и поливать растения надо было чаще и большим количеством воды.

02.06.2016

Стручки фасоли были длиннее и, в каждом из них было от 5 до 7 зерен.  

12.06.2016

Мы собрали наш урожай.

\

  02.09.2016

\

02.09.2016

Некоторые ребята захотели взять несколько зернышек себе, чтобы посадить их дома, а остальные мы оставили на семена, для посадки  на грядке весной. Уж больно интересно наблюдать как из цветного твердого «камешка» появляется жизнь.

В стручках всегда она растет,
На грядке садовод ее найдет.
Фасоль мы любим, уважаем,
Все вместе дружно собираем.

5. Заключение

Все, что мы узнали из рассказа воспитателя и схем развития растения подтвердилось.

После проведения эксперимента мы выяснили, что:

  • зерно-боб фасоли живое;
  • чтобы оно развивалось ему, как и всему живому, необходимы условия: воздух, тепло, свет, вода и забота;
  •  при этих условиях зерно, а потом и растение, ведет себя как и все живые существа: оно дышит, пьет, питается, развивается, размножается и погибает.
  • в естественных условиях растение из зерна вырастает крепче и плодоноснее, чем в искусственных.

Таким образом, проблема,  заинтересовавшая нас решена. Цель, которую мы для себя поставили выполнена.


Много видов есть фасоли,

И растет она на поле

Или по верху плетется,

Где придется, как придется.

Хорошо когда на грядке

Она будет вкусной, сладкой

В винегретах и салатах,

Витаминами богатых.

А огромные бобы

Любят люди, как грибы


6. Список литературы:

1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

интернет ресурсы:

www. nsportal.ru

www. infourok.ru

www. o-detstve.ru

www. forchildren.ru