Занятие "Лес-многоэтажный дом".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал поможет педагогам старшего дошкольного возраста знакомить детей с лесом, как со сложным многоярусным "домом", где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Лес – многоэтажный дом».
Программные задачи: Углубление и расширение представления детей о лесе, как о сложном многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных.
Интеграция областей: познавательной, социально-коммуникативной, речевой.
Материал и оборудование: Запись голоса леса; игрушка сова; картины лес (разные времена года); плакат «Правила поведения в лесу», «Лес-многоэтажный дом»; карточки животные леса; письмо от Незнайки.
Предварительная работа: беседа и просмотр презентации «Какие бывают леса?»
Рассматривание с детьми демонстрационного материала.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Звучит фонограмма «Голоса леса» /вывешиваются картины леса в разные сезоны года/.
-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
видишь - мы свои!
(Погорельский)
Воспитатель: Посмотрите, как красив лес! Мы любуемся им летом и зимой, весной и осенью. Ребята если в лесу растут все виды деревьев, как называют такой лес?
Дети: Смешанный.
Воспитатель: А какие еще бывают леса?
Дети: Лиственные, хвойные, березовые рощи, дубовые рощи.
/Появляется Тётушка сова/.
Тётушка сова: Кто это пожаловал в наш лес? Ходят тут всякие, только беды от них жди.
Воспитатель: Что ты Тётушка сова, мои ребята умеют вести себя в лесу.
Тётушка сова: А правила поведения в лесу вы знаете?
Дети: - Знаем.
Тётушка сова: - Сейчас проверим. Поиграем в игру. Внимание! Если я говорю правильно, вы отвечаете (ДА, ДА, ДА). Если неправильно. (НЕТ, НЕТ, НЕТ).
- Можно бросать мусор?
- Можно любоваться деревьями?
- Можно жечь костёр?
- Можно ломать деревья?
- Можно ловить и уносить диких животных домой?
- Можно дышать лесным воздухом?
- Можно кричать в лесу?
- Можно вдыхать аромат цветов?
- Можно разорять птичьи гнёзда и муравейники?
Тётушка сова: -Молодцы ребята с вами можно гулять в лесу. А вы знаете что лес называют «многоэтажным домом». А вот почему я не знаю.
Воспитатель: Хотите узнать, почему лес так называется?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам поможет разобраться в этом эта модель.
/воспитатель обращает внимание на модель/
- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу?
Дети: Ели.
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен ... Помогайте...
Дети: - Рябина, черемуха, осина, ольха.
Воспитатель: - Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева?
Дети: -Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.
Воспитатель: - Какие лесные кустарники вы знаете?
Дети: -Можжевельник, шиповник, малина и др.
Воспитатель: - Что растет под кустами?
Дети: -Трава, цветы, мох, грибы.
Воспитатель: - Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов. /показ на схеме/
- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
- А два нижних этажа – второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире -свои жильцы.
Тётушка сова: Да, да у нас в лесу много жильцов. А чтоб узнать кто живёт в нашем лесу отгадайте мои загадки.
Воспитатель: Мы не только отгадаем твои загадки, но расселим жильцов по этажам.
Тётушка сова: Ну тогда слушайте.
/дети, отгадав загадку получают картинку животного/
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышь)
Ходит важно он по лесу:
Тяжелы рога по весу,
– Он хозяин, а не гость
Хмурый и сердитый …
(Лось)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
(Волк)
Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру - и в леса!
И зовут её ...
(Лиса)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете на каком этаже все они живут?
Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
/Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др./
Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
Тётушка сова: А у меня есть ещё загадки. Хотите их отгадать.
Дети: Да.
Неохота этой птице
Со своим птенцом возиться.
Норовит другим пичужкам
Подложить яйцо…
(Кукушка)
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ...
(Сова)
Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
(Белка)
Воспитатель: Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, кукушки).
-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу с кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
Тётушка сова: - Да, да мы совы занимаем средние этажи леса.
- Но вы забыли про моих знакомых белок. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?
- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.
Воспитатель: - Кто еще живет на верхних этажах?
Дети: - Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.
Воспитатель: - В лесу живёт много разных животных и насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. Мелкие птицы тоже живут на верхнем этаже. Почему?
Дети: – Они питаются насекомыми.
Воспитатель: -Вот мы и расселили наших животных, но осталось ещё несколько бездомных. Назовите их, найдите для них место в лесу.
/показываются картинки/
Дети: - Червь, мышь, крот.
Воспитатель: – Они живут в земле и даже под землёй, как будто в подвале дома.
Как много разных животных живёт в лесу! Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в «подвале» живут животные.
Тётушка сова: - Недавно я получила письмо от своего друга Незнайки. Вот о какой истории рассказывает он в своем письме. Послушайте.
/Читаю логическую задачу/
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»
Воспитатель: - Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.
- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.
Тётушка сова: - Да лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)
Воспитатель: - Что дает лес людям? (Ответы детей).
-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
Лес наше богатство!
Тётушка сова: -Спасибо ребята я сегодня много узнала интересного. Мне пора возвращаться и всем сообщить - Лес наше богатство!