Волшебный камень магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики
Конспект
совместной деятельности педагога детьми
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
на тему: «Волшебный камень магнит»
Выполнила и провела:
Веретельникова Наталия Юрьевна,
воспитатель подготовительной группы
декабрь
2016 г.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.
Задачи:
• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
• стимулировать самостоятельность и активность детей;
• способствовать обогащению словаря.
Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит .профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой, предметы из разных материалов: резина, пластик, стекло, пластмасса, металл.
Демонстрационный материал:
• демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; варежка; свеча со спичками; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла); глобус.
• фото «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», фото воды, свечи, бумаги, искусственного магнита.
• для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Предварительная работа: занятие по экспериментированию «Как работает компас», знакомство с географическими и магнитными полюсами Земли.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку из лаборатории (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Гений Евгеньевич Чудаков. В своей лаборатории я нашёл необычную варежку, она лежит в посылке в маленькой коробочке. Необычной эту варежку я назвал потому, что она может притягивать некоторые предметы. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте эту варежку и пришлите мне ответ - результаты исследований. Желаю вам удачи!».
Воспитатель: Ребята, чтобы проводить исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать вот эту необычную варежку. (Достаёт варежку из коробочки) Для начала исследований нам нужно выяснить, какие же предметы притягивает эта варежка.
Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и подносит варежку к предметам, сделанным из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель: Какие предметы притягивает варежка?
Дети: Металлические предметы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Выслушивает версии детей) Может быть, внутри варежки что-то находится?
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе предметы называется магнетизмом.
Дети присаживаются за столы.
ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Кроме географических полюсов, у нашей планеты есть магнитные полюса. Находятся они рядом с географическими полюсами. Магнитные полюса взаимодействуют друг с другом и создают магнитное поле Земли. Скажите, какой прибор работает с помощью магнитного поля Земли? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Попробуйте соединить магниты друг с другом разными полюсами и одинаковыми полюсами.
Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем магниты разными полюсами, то магниты притягиваются; одноименными – отталкиваются.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего профессора.
Дети определяют полюса.
ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.
ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, стали обладать свойством магнетизма.
ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей не намагниченной скрепке.
Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они утрачивают такое свойство, как магнетизм. Магнит боится высокой температуры.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Мы сейчас с вами разделимся на 2 команды, и проведем небольшое соревнование.
«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна команда собирает предметы руками, а вторая с помощью магнитов. (На двух столах лежат два
небольшое соревнование.
«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна
команда собирает предметы руками, а другая команда с
помощью магнитов. Победит та команда, которая соберет
быстрее и больше предметов.
небольшое соревнование.
«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна
команда собирает предметы руками, а другая команда с
помощью магнитов. Победит та команда, которая соберет
быстрее и больше предметов. (На двух столах лежат два
ватмана, на которых разбросаны монеты, скрепки, дети по
сигналу воспитателя собирают магнетические предметы.)
-Мы отдохнули и нам пора возвращаться на свои рабочие места.
места.
После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Именно с постоянными магнитами мы сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?
Дети: Это искусственные камни.
Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это какие камни?
Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов».
После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам.
Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень магнит (магнетит и искусственный магнит).
Выберите то, чего боится магнит (картинки бумаги, свечи и воды).
Найдите постоянный магнит (картинки магнетит и искусственный магнит).
Воспитатель: Спасибо за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли профессору Чудакову. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит в лабораторию.
Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит, опросные картинки с ответами детей. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"
Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...
Волшебный камень магнит
Занятие по образовательной области «Познавательное развитие», с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.Задачи:• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, ...
Волшебный камень МАГНИТ
Эксперементирование...