Волшебный камень магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Веретельникова Наталия Юрьевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

Конспект

совместной деятельности педагога  детьми

по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

на тему: «Волшебный камень магнит»

                                                     Выполнила и провела:

                                                                             Веретельникова Наталия Юрьевна,

                                                                                    воспитатель подготовительной группы

декабрь    

 2016 г.

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.

Задачи:

• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

• стимулировать самостоятельность и активность детей;

• способствовать обогащению словаря.

Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, искусственный магнит, постоянный магнит .профессор, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой, предметы из разных материалов: резина, пластик, стекло, пластмасса, металл.

Демонстрационный материал:

• демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; варежка; свеча со спичками; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла); глобус.

• фото «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», фото воды, свечи, бумаги, искусственного магнита.

• для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).

Предварительная работа: занятие по экспериментированию «Как работает компас», знакомство с географическими и магнитными полюсами Земли.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку из лаборатории (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Гений Евгеньевич Чудаков. В своей лаборатории я нашёл необычную варежку, она лежит в посылке в маленькой коробочке. Необычной эту варежку я назвал потому, что она может притягивать некоторые предметы. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте эту варежку и пришлите мне ответ - результаты исследований. Желаю вам удачи!».

Воспитатель: Ребята, чтобы проводить исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать вот эту необычную варежку. (Достаёт варежку из коробочки) Для начала исследований нам нужно выяснить, какие же предметы притягивает эта варежка.

Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и подносит варежку к предметам, сделанным из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).

Воспитатель: Какие предметы притягивает варежка?

Дети: Металлические предметы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Выслушивает версии детей) Может быть, внутри варежки что-то находится?

Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие?

Дети: Он притягивает к себе металл.

Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе предметы называется магнетизмом.

Дети присаживаются за столы.

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Кроме географических полюсов, у нашей планеты есть магнитные полюса. Находятся они рядом с географическими полюсами. Магнитные полюса взаимодействуют друг с другом и создают магнитное поле Земли. Скажите, какой прибор работает с помощью магнитного поля Земли? (ответы детей)

Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Попробуйте соединить магниты друг с другом разными полюсами и одинаковыми полюсами.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Когда соединяем магниты разными полюсами, то магниты притягиваются; одноименными – отталкиваются.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего профессора.

Дети определяют полюса.

ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».

Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.

ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».

Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?

Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.

Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).

Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, стали обладать свойством магнетизма.

ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».

Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей не намагниченной скрепке.

Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.

Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они утрачивают такое свойство, как магнетизм. Магнит боится высокой температуры.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Мы сейчас с вами разделимся на 2 команды, и проведем небольшое соревнование.

«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна команда собирает предметы руками, а вторая с помощью магнитов. (На двух столах лежат два

небольшое соревнование.  

«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна

команда собирает предметы руками, а другая команда с

помощью магнитов. Победит та команда, которая соберет

быстрее и больше предметов.

небольшое соревнование.  

«Кто быстрее соберет магнетические предметы?». Одна

команда собирает предметы руками, а другая команда с

помощью магнитов. Победит та команда, которая соберет

быстрее и больше предметов. (На двух столах лежат два

ватмана, на которых  разбросаны монеты, скрепки, дети по

сигналу воспитателя собирают магнетические предметы.)  

-Мы  отдохнули и  нам пора возвращаться на свои рабочие места.

места. 

После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Именно с постоянными магнитами мы сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов».

После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень магнит (магнетит и искусственный магнит).

Выберите то, чего боится магнит (картинки бумаги, свечи и воды).

Найдите постоянный магнит (картинки магнетит и искусственный магнит).

Воспитатель: Спасибо за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли профессору Чудакову. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит в лабораторию.

Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит, опросные картинки с ответами детей. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...

Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"

Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...

Волшебный камень магнит

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие», с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.Задачи:• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, ...

Волшебный камень МАГНИТ

Эксперементирование...