Поект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хадиева Фирдаус Абдулловна

Задачи:

Для детей: приобретать  необходимые знания о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, замораживается, размораживается, превращается в пар); формировать бережное отношение к природе. Желание экспериментировать, проводить опыты, желание самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.

    Для воспитателя: создать развивающую среду в группе для осуществления экспериментальной деятельности; повысить профессиональную компетентность в вопросах  исследовательской деятельности, экологического воспитания.

    Для родителей:  побудить родителей к помощи в создании центра «Воды»; создание  презентации «Вода! Водица!», повысить компетентность родителей к  опытно - экспериментальной деятельности  с детьми  в домашних условиях, бережное отношение к использованию водных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hadieva.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Проект

http://www.sunhome.ru/UsersGallery/112005/25210721.jpg

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА!»

-2-

Автор проекта:

Хадиева Фирдаус Абдулловна - воспитатель, высшая категория

Вид проекта:

 Познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Цель: Расширить знания у детей о воде и ее свойствах,

 формировать экологическую культуру,

 бережное отношение к природе,

выработка потребности  в  новых  знаниях.

Задачи:

Для детей: приобретать  необходимые знания о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, замораживается, размораживается, превращается в пар); формировать бережное отношение к природе. Желание экспериментировать, проводить опыты, желание самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.

    Для воспитателя: создать развивающую среду в группе для осуществления экспериментальной деятельности; повысить профессиональную компетентность в вопросах  исследовательской деятельности, экологического воспитания.

    Для родителей:  побудить родителей к помощи в создании центра «Воды»; создание  презентации «Вода! Водица!», повысить компетентность родителей к  опытно - экспериментальной деятельности  с детьми  в домашних условиях, бережное отношение к использованию водных ресурсов.

     Для специалистов:

-Музыкальный руководитель: расширить и обогатить представление детей о свойствах воды через музыкальный репертуар согласно возрасту воспитанников.

-Воспитатель по физической культуре: осуществлять закаливающие процедуры с использованием природных факторов; способствовать

                                          -3-

-формированию у детей активности самостоятельной двигательной деятельности.

Срок реализации проекта:

Сентябрь2015 – март 2016 

 Участники проекта: дети 5 - 6лет,  родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор  по физической культуре.

 Образовательные области проекта.

«Социально - коммуникативное развитие»    просмотр мультфильмов,  дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,  постройка снежных фигур на участке,  на площадке детского сада, памятки, информационные листы,  решение проблемных ситуаций.

«Познание» - комплексные образовательные мероприятия,  беседы, просмотр презентаций по теме: «Вода», «Обитатели морей и океанов», «Путешествие капельки»

«Речевое развитие» - составление описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинкам, по картине, разгадывание загадок, чтение рассказов, заучивание  стихов, пословиц о воде, обогащение словарного запаса.

«Художественно - эстетическое  развитие»                                                                               Рисование, лепка, аппликация, конструирование. Слушание музыки, пение песен о воде.

«Физическое развитие» -  разучивание  комплексов ОРУ, ритмической гимнастики, подвижные игры, спортивные досуги и праздники, беседы, образовательные мероприятия.

    Актуальность:  

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. В среднем дошкольном возрасте расширяется круг представлений об

-4-

окружающем мире.

 Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. И задачей воспитательно-образовательной работы является – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир природы. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что    обусловлено рядом причин:

  • Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти  не обращают на нее внимание.
  • Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов.
  • Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т.к. каждый ребенок любит  развлечения связанные с водой.

  •  Предполагаемые результаты проекта:
  • *Рост желания самостоятельно исследовать воду и больше узнавать о ней, используя знакомые и новые способы, методы и приёмы, активно применяя все органы  чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно - моторные действия).
  •  * Раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
  •  *Создать  комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и их родителей, в создании поделок, презентации, объединяя их единой тематикой, пользуясь многообразием усвоенных приёмов используемых  в художественном творчестве.

                                     

                                       -5-

Теоретическое обоснование проекта.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Мы проанализировали программы дошкольного образования по развитию элементарных естественно - научных представлений и экологической  культуры детей.

В программе «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. Научный руководитель Т.Н. Доронова) авторы преследуют цель сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения, которые позволяют ребёнку не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания об экзотических Явлениях, на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца. Дети учатся созерцать природу. Эмоционально откликаться на её состояние, но важно и осмысливать  увиденное, понимать, что оно означает.

 В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимание природы, непосредственно окружающей его, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдения. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность. В программе  «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Программа «Из детства - в отрочество».(авторы: Т.Н. Л.Г.Доронова, Л.Г.Голубева, Т.И. Гризик и др. под редакцией Т.Н.Дороновой).

В программе выделен раздел «Познавательное развитие»(автор Т.И.Гризик).

Цель: развивать познавательные интересы . потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально - чувственного опыта.

Программа предлагает:  знакомить детей с природными материалами, их свойствами; показать взаимосвязь живой и неживой природы;  знакомить  с земным шаром; упорядочивать накопленные и полученные сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей, закономерностей; приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; учить анализировать различные явления и события; делать элементарные умозаключения; формировать положительное и бережное отношение к миру через развитие экологической культуры; активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению   и приумножению богатств окружающей природы; развивать  основы экологической эстетики, показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.

Программа предполагает активное включение родителей в воспитание и обучение детей.

-6-

«Детство»

 ( программа развития и воспитания детей в детском саду)

Авторы: В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина, М.В. Крулехт и др.

Под редакцией Т.Н.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович.

Задачи по детскому экспериментированию включены в раздел «Познание».

Программа предлагает реализовать задачи по экспериментированию  в таких формах работы, как занятия наблюдения в уголках природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать , делать выводы; экскурсии; поисковую деятельность. Этому способствуют такие занятия: «воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней». Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый  экологический кругозор, элементы экологического мышления.

Парциальные программы.

Программа « Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду»

Авторы: В.В. Смирнова, Н.В. Балуева. Г.М.Парфёнова.

Цель программы: формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.

Для решения этой задачи авторы предлагают создание экологической тропы, которая позволит дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.

Программа «Наш дом -природа»

Автор Н.А.Рыжова.

Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально - активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Вопросы по опытно -

-7-

экспериментальной деятельности подробно рассматриваются  в блоках

«Вода», «Воздух», где большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов , экспериментов. Игр. Экологические знания и навыки дети получают не только на непосредственно образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятиях.

Рассмотрев эти программы мы пришли к выводу, что вопросы по экспериментальной деятельности рассматриваются в основном с опорой на совместную деятельность воспитателя и ребёнка, а родительское участие в этом процессе незначительное. Поэтому создавая проект «Вода! Водица!», мы решили привлечь к опытно -экспериментальной деятельности родителей воспитанников.

Методика обследования.

В программе «Детство» имеется раздел  «Уровни освоения представлений  и умений», в котором выделяются три уровня  экологического воспитания: низкий, средний, высокий.

Для освоения уровня знаний о свойствах  воды, всегда ли она одинаковая, для чего нужна вода в нашей жизни, сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу), знают ли дети что растёт  и кто живёт в воде, знают ли дети о том, что воду надо беречь, нами был составлен  опросник, по которому мы провели обследование уровня освоения и представлений и умений( Приложение №1).

Обследование детей проводилось  в старшей группе, 24 ребёнка.

Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Форма проведения обследования контрольно проверочные. Занятия, индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.

-8-

В результате обследования получены следующие результаты:

Высокий уровень - 0%

Средний -58%

Низкий - 42%

Средний уровень - 58%, 14 детей у этих детей имеется необходимый объём знаний о свойствах и значении воды в жизни людей и живых организмов, но не знают о «путешествии» воды.

Низкий уровень -42%, 10 детей ориентируются в знаниях о воде. но не знают о превращениях воды из одного агрегатного состояния в другое. Слабо устанавливают причинно- следственные связи, не умеют делать выводы, не заинтересованы в исследовательской деятельности.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у многих детей сформирована хорошая база знаний, которую необходимо дополнить.

Рис.1 Результаты анкетирования детей на первом этапе реализации проекта.

   Так же на начальном этапе было проведено анкетирование родителей воспитанников (приложение 2). В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в опытно - исследовательской деятельности детей. Высокий –14%, (3 семьи), средний-45%(10семей), низкий- 41%

(9 семей)

-9-

 

Рис.(2) Результаты анкетирования родителей на первом этапе.

 По результатам диагностики выявили, что большинство семей с детьми ходят на экскурсии к берегу Черемшана в разное время года. Проводят некоторые опыты с водой в  домашних условиях. Перед нами стоит задача повысить уровень знаний об опытно - экспериментальной деятельности. Поставлены цели и задачи проекта, определён предполагаемый результат проектной деятельности. Разработаны направления деятельности в рамках проекта, определены формы и методы работы.

Этапы проекта.

 1. Начальный этап - проектирование ( сентябрь)

  * беседы;

  * рассматривание энциклопедий, чтение книг;

  *формулировка проблемных вопросов;

  *выдвижение гипотез;

  *планирование работы.

Дети учатся самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу. Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.

2.Наметили план: (сентябрь - декабрь).

1.Собрать как можно больше сведений о воде из разных источников информации.

2. познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о воде (сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки).

3. Исследовать свойства воды.

4. Самостоятельно исследовать различные состояния воды.

5. Сделать фотографии.

-10-

6.С помощью родителей создать центр «Воды», презентацию «Вода! Водица!», обогатить лабораторию.

II. Технологический этап (реализация проекта) (октябрь).

*сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет);

* беседы;

*выставка «Эта волшебная вода»;

* опыты;

*наблюдения.

3. Рефлексивный этап ( декабрь).

*обобщение и систематизация полученных знаний;

*фиксирование результатов, полученных знаний ( фотоальбомы, полезные советы, буклеты);

* формулирование выводов;

*подготовка и проведение презентации «Вода! Водица!».

 4.Заключительный этап проекта - грамотный и интересный рассказ о проведённом исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям). Презентация проекта для родителей.

5.Перспектива: продолжать изучать свойства воды, проводить опыты, эксперименты, фокусы с водой.

Содержание деятельности.

Мероприятия познавательного характера.

*Беседы: «Для чего нужна вода», «Где вы встречали воду», «Вода вокруг нас», «Волшебница вода», «Берегите воду».

*НОД: «Свойства воды», «Кто живёт в воде», «Путешествие Капельки», «Дождь, град, снег, лёд», «Где вода, там жизнь», «Круговорот воды в природе»

*Просмотр слайд - шоу «Водопады».

 *Составление схемы круговорота воды в природе при помощи ММЧ, «Эта волшебница вода», «Путешествие Капельки», «С голубого ручейка начинается река», «Для чего вода растениям».

*Опыты и эксперименты с водой.

* Правила безопасного поведения при экспериментировании:

 1.Работа под наблюдением взрослых.

-11-

2.Сначала спроси - потом экспериментируй.

3.все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

 5.не брать ничего в рот без разрешения взрослого.

*Трудовая деятельность сезонного характера.

*Опыты.

*Наблюдения за объектами и явлениями неживой природы.  *Конструирование и ручной труд.

* Музыкально - театрализованная деятельность.

* Физкультурное развитие: подвижные игры, физминутки, ОРУ.

* Работа с родителями: консультации, практикумы, совместные экскурсии, анкетирование, родительские собрания различных форм, мастер - классы по изготовлению макетов, совместный поход «Всей семьёй на каток»

Итоговый.

*Обобщающая беседа.

*Оформление папки - ширмы «Вода вокруг нас»

*Презентация проекта «Вода! Водица!»

*Создание центра «Вода».

Выводы: у детей сформировались знания о значимости воды в окружающем нас мире, пробудился интерес к опытно - исследовательской деятельности, созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и родителей.

Форма отчётности: презентация проекта «Вода! Водица!».

-12-

План   проектных мероприятий

Месяц

Образовательные области

Название мероприятия

сентябрь

Социально-коммуникативное  развитие

Беседы: «Для чего  нужна вода», «Где вы встречали воду»

Игры с водой.

Словесная игра «Что было бы, если б не было воды»

Изготовление фотоальбома «Вода вокруг нас»

Папка - ширма  для родителей: «Познавательно - исследовательская деятельность детей»

родителям

Папка - ширма  для родителей: «Познавательно - исследовательская деятельность детей»

родители

Сбор иллюстраций для альбома «Вода вокруг нас»

Познание

             

Просмотр презентации «Волшебница вода»

Беседа: «Вода вокруг нас»

НОД «Свойства воды»

Наблюдение на прогулке : почему трава и листья  на деревьях мокрые; за облаками.

Труд: полив комнатных растений.

Опыт: вода не имеет вкуса, формы, цвета, запаха, прозрачная, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает  их вкус, цвет, запах.

Речевое развитие

Чтение и беседа по рассказу К. Паустовского  «Поэзия дождя»

Стихотворение «Вода – бесценный дар природы»

.Автор: Ирис Ревю

Пословицы о воде.

 Загадки о роднике, ручейке, озере

Родителям

Рекомендации .что почитать детям.

Художественно - эстетическое  развитие

  Рисование «Мир капельки в природе»

Аппликация «Природные водоёмы: родник, ручеёк, озеро»

Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе»;

Аудиозаписи: детская песенка «Вода буль- буль»

Физкультурное развитие

Разучивание  комплекса ОРУ с использованием  ленточек.

Подвижная игра «Ручеёк»

Физкультминутки: «Аист за морем», «Ручеёк», «Пузырь»

Октябрь

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Беседа «Волшебница вода»

Дидактическая игры: «Кто где живёт», «Отгадай сколько», «Собери картинку»

Игра «Хорошо - плохо»

Для родителей

Буклет «Правила поведения у водоёма»

Консультация для родителей:  «Создание  семейной лаборатории»

Родители

Фотографии о проведённых опытах с водой дома.

Познание

НОД «Кто живёт в воде»

Опыт: «Плавает - тонет»

«В солёной воде предметы не тонут»

Наблюдение на прогулке: за дождём, лужами, куда девается вода из лужи.

Труд: наводим порядок уголке экспериментирования.

Речевое развитие

Чтение Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

Родителям

Выучить для конкурса чтецов стихотворение о воде

Художественно - эстетическое развитие

Аппликация «Рыбки в озере»

Лепка «Золотая рыбка»

Конструирование(оригами) «Рыбки»

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей»

Слушание музыки: «Шум моря»

Мастер - класс для родителей

Изготовление макета «Озеро»

Физкультурное развитие

Подвижные игры: “Болото: с кочки на кочку”, «Рыбаки и рыбки»

 “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, «Рыбаки и рыбки»

 Пальчиковые игры “Рыбка в озере живёт”, “Вышел дождик погулять»

Физминутка “Дождик”. Интерактивная физминутка “Весёлое болото»

Родителям

«Занимательные опыты с  водой дома»

Ноябрь

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»,«У кого столько же»

Беседа «Берегите воду»

Родителям

Буклет «Берегите воду»

Памятка для родителей: «Круговорот воды в природе»

Родители

Составление книжки - малышки «Ходит капелька по кругу»

Познание

НОД «Путешествие капельки»

 “Дождь”. “Туман”.

 Опыт: « Куда исчезает вода»

«Мыльные пузыри»

Труд: дежурство : подготовка к эксперементированию

Речевое развитие

Чтение рассказа «Путешествие Капельки»
Автор:
 Ирис Ревю

  «Сказка про Капельку»

 Составление  рассказа по схеме «Круговорот воды в природе»

Стихи про капельку, росу.

Загадки про капелку  воды, о воде в природе

Родители

Конкурс чтецов  «Вода и всё о воде»

Всей семьёй на каток

Художественно - эстетическое развитие

Рисование «Круговорот воды в природе», «Мир в капелке  воды»

Аппликация «Вода вокруг нас»

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”

Физкультурное развитие

Игра «Ходят капельки  по кругу» «Вода наперегонки»

«Как мишка стал лыжником»

Декабрь

Социально-коммуникативное развитие

Наблюдение на прогулке за снегом, его свойством.

Дидактическая игра «Как меня зовут»

Труд Расчистка дорожек от снега.

Презентация проекта «Вода!Водица!»

Родителям

Презентация проекта «Вода! Водица!»

Родители

Снежные постройки.

Подготовить слайд -шоу «Водопады»

Познание

Беседы:  “Вода нужна всем”.

“Волшебница вода”.

“Берегите воду”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

НОД «Где вода - там жизнь»

Опыты: Вода бывает тёплой, холодной и горячей”. «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле

“Пар – это тоже вода”.

“Лёд – легче воды”,  «Вода испаряется»

Речевое развитие

 Составление  рассказа по картинам «Зима», «Зимние забавы»

Чтение рассказа «Весёлая сосулька» автор Ирис Ревю.

 Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “Речка зимой” (В. Фетисов), “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова).

Пословицы, загадки  про снег, лёд.

Художественно - эстетическое развитие

Рисование: «Зима в лесу»

«Зима в городе»

Аппликация : «Зимние забавы»

Конструирование, лепка «Снеговик, Снегурочка»

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой»

Физкультурное развитие

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, «Снег, лёд, кутерьма»

«Мы на саночках катались»;

Пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Родители

Всей семьёй на лыжи

-18-

Описание работы.

Для реализации проекта «Вода! Водица!» был составлен комплексный план реализации проекта во взаимосвязи с музыкальным работником, инструктором по физической  культуре, родителей с учетом интеграции образовательных областей. Вместе с детьми искали интересные сведения о воде в энциклопедиях, книгах, смотрели телепередачи о воде, родители приносили  полезную информацию, приготовили интересный слайд - шоу «Водопады» картинки из интернета. Была создана картотека опытов, фокусов  с водой, которые рекомендовали провести родителям вместе с ребёнком дома.   Был показан мастер - класс по изготовлению макета «Озеро» из бросового материала. «Были изготовлены буклеты для родителей «Берегите воду», «Правила поведения у водоёмов», для родителей приготовили папку -передвижку с консультациями: «Познавательно - исследовательская деятельность детей», «Что прочитать детям». Организовали конкурс чтецов среди детей и родителей, где звучали стихотворения о воде. С родителями организован совместный поход «всей семьёй на каток» Была организована  выставка детских рисунков, аппликаций, конструирования, проводили образовательные мероприятия.   Проводились сезонные наблюдения за объектами природы на прогулках, экскурсиях. Опыты с водой, снегом, льдом. Всё содержание проекта было направлено на решение главной цели: развитие  у детей и родителей интереса к опытно - экспериментальной деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду возможно благодаря тесному сотрудничеству педагогов: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога по ИЗО и другим.

    В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:

Физкультурная деятельность:

Это физические упражнения на прогулке и в зале, физминутки и динамические переменки, гимнастика утренняя и после сна.

Подвижные  игры, народные подвижные игры;

игры настольно-печатные, дидактические, словесные

Система непосредственно образовательной деятельности содержала:

серию бесед, мероприятий познавательного характера:

-19-

мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски. Был выбран следующий цикл тематических блоков в организации образовательной деятельности:

Творческая деятельность:

*Придумывание стихов и рассказов о воде  и разных её агрегатных состояниях Конкурсы стихов и рассказов о воде, снежинках, реках и ручейках и т.д..

*Придумывание детьми загадок. Картотека стихов, пословиц, поговорок, загадок,  опытов.

*Создание рисунков, поделок и макетов о воде, водных объектах. Выставки рисунков, конкурсы макетов, оформление альбомов совместно с родителями; создание коллективных работ в группе совместно с воспитателями  и родителями с использованием различных техник;

*создание фотоколлажей «Вода, вода, кругом вода», «Любимые игры с водой».

Музыка:

Прослушивание и разучивание песен и танцевальных композиций

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности:

 дидактические игры: «Кто где живёт», «Четвёртый лишний», «Рыбаки и рыбки», «Собери картинку», «Как меня зовут», «У кого столько же».

игры-путешествия: «Как мишка стал лыжником», «Мы на саночках катались»;

организация и проведение игр-эстафет;

 С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:

*Конкурс чтецов на тему «Вода и всё о воде»;

*консультации для родителей: «Вода в жизни людей»; «Роль семьи в формировании опытно - экспериментальной деятельности ребёнка»;

-20-

«Создание  семейной лаборатории»

*мастер- класс:  изготовление макета «Озеро» из бросового материала

*размещение материалов на сайте образовательного учреждения;

*анкетирование родителей по выявлению предпочтений детей и родителей к опытно - экспериментальной деятельности;

*совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на  тему «Вода, вода кругом вода»

*памятки: «Круговорот воды в природе», « Правила поведения у водоёма»

* совместный поход «Всей семьёй на коньки», «Всей семьёй на коньки»

Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:

*формирование и совершенствование системы знаний  о воде её изменениях в природе, свойствах воды

 *обмен впечатлениями по теме;

*обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

*создание условий для эффективного осуществления психолого-педагогической работы по приобщению детей к  опытно - экспериментальной деятельности;

*обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ;

*формирование тесного взаимодействия всех участников проекта, развитие и укрепление навыков работы в команде.

 Для оценки эффективности проделанной нами работы была проведена итоговая диагностика, в ходе которой   были получены следующие результаты уровня знаний у детей  о воде:

высокий - 28% (6 человек), средний - 63% (14 человек), низкий -9% (2 человека). Наметилась положительная динамика нашей работы, появились дети с высоким уровнем знаний, снизился процент детей с низким уровнем знаний о воде и её свойствах. Дети с низким уровнем знаний являются часто болеющими. (рис.3).

-21-

Рис.3  Сравнительная диаграмма результатов анкетирования детей.

    По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод, что проведенная нами работа имеет положительную динамику.  У детей возросли познавательная активность, интерес к экспериментальной деятельности. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предложения, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения. Обогатились знания о свойствах воды и значении её в нашей жизни

При повторном анкетировании родителей мы получили следующие результаты: высокий уровень – 24% (5 семей), средний уровень – 55% (11 семей), низкий уровень -21% (5 семей).

Наметилась положительная динамика. (рис. 4).

-22-

Рис.4 Сравнительная диаграмма результатов анкетирования родителей.

Результаты анкетирования родителей на конец проекта показали. Что 79% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети. Называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнёров. Родители воспитанников стали активны и заинтересованы в вопросах опытно - экспериментальной деятельности

-23-

Отчет

Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Опытно - экспериментальная деятельность охватывает все образовательные области.

На примере темы «Вода вокруг нас» мы видим, как расширились представления о том, в каком виде существует вода в окружающей среде. Сформировались представления детей о необходимости воды в жизни людей  и животных, растений и бережном отношении к ней. Через чтение литературных произведений знакомят дети знакомятся с природными явлениями. «Сказка о воде» Ирины Урядовой, «Путешествие капельки» познакомила детей с явлением, которое называется круговорот воды в природе. Также формирует интерес к чтению, приобщает к словесному  икусству, содействует правильному восприятию содержанию произведения, расширяется словарный запас. Прослушав цикл музыкальных произведений «Звуки музыки в природе»( журчание ручейка, шум моря, шторм и т.д), дети начинают прислушиваться к тому , как журчит вода в кране, ванне, когда её переливают из одной ёмкости в другую, к шуму дождя за окном. Появляется желание у детей отобразить свои наблюдения в рисунках, аппликациях, лепке. Развиваются дружеские взаимоотношения во время создания коллективных поделок. Зная о значении воды, формируются первоначальные культурно - гигиенические представления о здоровом образе жизни, расширяются представления о важности для здоровья гигиенических процедур и значимости в них воды, развиваются умения устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма, самочувствием (Я мою руки, чтобы микробы не попали с моих рук на пищу. Я мою фрукты, чтобы микробы не попали в мой организм.

Связь с физическим  развитием прослеживается через изучение ОРУ, ритмической гимнастики, также при проведении подвижных игр. Подвижная игра «Караси и щука» знакомит детей с представителями пресноводных обитателей, формируются умения и навыки правильного выполнения

-24-

движений в двигательной деятельности детей, развивают пространственную ориентировку, организованность, самостоятельность, умение поддерживать  дружеские взаимоотношения со сверстниками во время игры, приучают детей к выполнению действий по сигналу.

Нельзя не затронуть связь с трудовой деятельностью. Узнав о значении воды в жизни растений, у детей появилось желание самостоятельно ухаживать за комнатными растениями и на прогулке поливать деревья и цветы. Сформировалось положительное отношение к труду. Говоря о том, что дети применяют полученные знания в повседневной жизни, можно привести такой пример: когда дети пьют чай, обращают внимание на то, что чай сладкий, потому что в нём растворили сахар, а молоко не прозрачное, как вода.

Родители воспитанников оказывали большую помощь при подготовке центра «Воды» и презентации к проекту «Вода! Водица!» стали интересоваться о проделанной работе по экспериментированию, продолжают приносить интересные сведения по теме «Опыты и исследования».     Видя это, хочется сделать выводы,  что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада  - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно  соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира.

 

-25-

Результаты проекта:

   Дети приобрели необходимые знания о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается, замораживается, размораживается, превращается в пар); сформировалось бережное отношение к природе,  желание в дальнейшем производить опыты и исследования с различными предметами природы. Изучили  свойства воды и значение  её в жизни людей, животных и растений.

    Воспитатели создали соответствующую развивающую среду в группе для осуществления экспериментальной деятельности; повысили профессиональную компетентности в вопросах экологического воспитания.

    Родители оказали  помощь в создании центра «Воды»;  презентации «Вода! Водица!», повысилась  компетентность родителей в вопросах по использованию водных ресурсов и знание об опытно - экспериментальной деятельности детей.

    Музыкальный руководитель: расширил и обогатил представление детей о свойствах воды через музыкальный репертуар согласно возрасту воспитанников.

    Воспитатель по физической культуре: осуществлял закаливающие процедуры с использованием природных факторов; способствовал формированию у детей активности самостоятельной двигательной деятельности.

-26-

Заключение

        Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей, воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности. Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.  Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного  развития дошкольников.

Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если

-27-

последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. И хочется закончить свою работу китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Литература:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2014.
  2. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М:Творческий Центр Сфера2007.
  3. Вахрушев А.А Мир и человек. - М : Дрофа,1998.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» - М.:  Просвещение,1998.
  5. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии» : Учебное пособие/ Сост. Л. С. Семенюк - М.: Воронеж, 2003.
  6. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.:Изд - во МГУ, 1998.
  7. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/ Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.
  8. Долгушин Н. Организация исследовательской деятельности младших дошкольников. Начальная школа. (Первое сентября).
  9. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. Исследовательская работа школьников.2004 №2
  10.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Текст/О.В, Дыбина. Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ»Сфера», 2005

.

-28-

  1. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста»/ Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/ М.В. Кларин. - М.: Арена. 1994.
  3.  Короткова Т.А. «Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду» / Корткова Т.А.// «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 -с.12.
  4.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование , старший дошкольный возраст: М - педагогическое общество России, 2003.
  5. Леонтьев А.Н. « О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1996г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.
  7. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998.
  8.  Поддъяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «чёрным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
  9. Поддъяков Н.Н. творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена. 1995.
  10.  Равиза Ф. В. простые опыты. М., 1997.
  11.  Рыжова Н.А. Волшебница - вода/ Текст/ Н.А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс, 1997
  12. Рыжова Н.А.Опыты с песком и глиной // Обруч, 1997, №2,1998 №2

-29-

  1. Савенкова А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников. - СПб. Питер. 2004.
  2. Савенкова А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У.- фактория, 2004.
  3. Савенкова А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль. Академия развития , 2002.
  4. Тугушева  Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная  деятельность детей среднего  и старшего дошкольного возраста: Детство - Пресс, 2013.
  5. Экспериментальная  деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы / автор  составитель Л.Н. Мегнщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 130с.
  6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...