Воздухоискатели.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Опытническая деятельность по обобщению и систематизации знаний о воздухе.Дети учатся строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_opytno-eksperimentalnoy.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
по опытно-экспериментальной деятельности
"Воздухоискатели"
в старшей группе.
Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад»
Попова Светлана Петровна.
Февраль2017 г.
Тема «Воздухоискатели».
Цель: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования; организовать опытническую деятельность детей по обогащению и систематизации знаний о воздухе и его значении в жизни человека ;создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Ведущая область: познавательная.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методы и приемы:
Практические : игровая ситуация;
наглядные: образцы;
словесные : беседа.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей); фонарики;2 апельсина;
миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; бумага , стаканчики и трубочки, воздушные шарики, бутылка, емкость с горячей водой.
Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями .
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Он прозрачный-невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Всех окутывает нас!
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
- А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию «Любознайки». (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
- Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
-А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
- Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Ответы детей.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям , по волнам», дети поочередно достают камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика.
- Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать А теперь возьмем два апельсина.
Один из них положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся .Второй апельсин я уже очистила, и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить? (Ответы детей). Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).
Опыт №3. Тонет ли апельсиновая кожура.
Давайте бросим в воду кожуру.
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды
Физкультминутка:
Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко-легко
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали
Сделали по 5 прыжков
И к работе все готовы!
-Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
-На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети
Опыт 5.Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Предлагаю одному ребенку надуть шарик, а затем выпустить воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. ).
- Что мы слышим? - Дети : Воздух!
Вот когда шарик надут ,так выглядят наши легкие, это орган дыхания. А если бы воздух исчез, то легкие были бы как сдутый воздушный шарик.мы не смогли бы жить.
Опыт 6 . Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его. предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).
Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
(Дети повторяют это свойство воздуха , сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками).
Опыт 7 Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. побуждаю их называт ь разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. ( вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили:
что воздух постоянно нас окружает;
что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
что воздух легче воды;
что воздух есть внутри предметов;
что воздух есть внутри людей;
Что воздух можно услышать;
Что воздух имеет запах;
Что воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Рефлексия .
Стихотворение про воздух.
Ты и легкий,и прозрачный
И невидим ты нигде.
Ни на улице,ни дома,
Ни на крыше,ни в трубе!
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок! Побежишь скорей в дорогу
Превратишься в ветерок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Воздухоискатели".
Конспект НОД в средней группе по экологии "Воздухоискатели"....
Конспект НОД в средней группе "Воздухоискатели"
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....
НОД: "Воздухоискатели"
Дети знакомятся со свойствами воздуха. в ходе занятия закрепляются навыки проведения опытов....
Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе по экологии "Воздухоискатели".
Данный конспект открытого занятия по экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его фрагменты могут быть использованы в НОД педагога....
"Воздухоискатели"
Развивать позновательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе....
Конспект интегрированной совместной деятельности по экспериментированию в средней группе. «Незнайка - воздухоискатель»
Конспект интегрированной совместной деятельности по экспериментированиюв средней группе.«Незнайка - воздухоискатель»с использованием инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая, экспер...
Конспект занятия в ДОУ в средней группе по экологии "Воздухоискатели".
конспект предназначен для воспитателей детских садов...