конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Животные севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»
Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, речевое, соц.коммуникативное развитие.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представление детей о животных крайнего севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Материалы:
- глобус;
- иллюстрации с животными Севера;
- д/и «Кто где живёт?», «Отгадай животное»;
- презентация «Животные Севера».
НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс - в Арктику. Посмотрите, ребята, где расположена на глобусе Арктика (показа на глобусе).
А теперь я прошу на борт нашего самолёта который отправляется именно в Арктику.
Под музыку «Где-то на белом свете…»
Воспитатель: Внимание наш самолёт производит посаду, прошу пристегнуть ремни.
Рассказ воспитателя:
Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. В этот период в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Правда очень красиво? (Да)
Воспитатель показывает иллюстрацию с животными Севера.
Посмотрите сюда ребята, кто это перед нами?
Моржи.
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, рачками.
Воспитатель: Отдыхать и спать моржи прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные толстые усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.
Олени
Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени?
Дети: травой, мхом.
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.
Тюлень.
Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: верно плавники, а не ласты. Передние плавники вместо вёсел, а задние-как руль. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Если тюлень водное животное, то как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А почему, как вы думаете детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того что бы бать незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
Белый медведь.
Воспитатель: Вот мы видим, другого животного севера? Кто он ребята?
Дети: Белый медведь.
Воспитатель: Как приспособился белый медведь для жизни на севере?
Дети: У него тоже белый окрас.
Воспитатель: Верно, но это ещё не все: - Белый медведь-хищник у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным. Голова с маленькими ушами, вытянутая на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, представьте он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Давайте встанем в круг все вместе и выполним движения.
Физминутка:
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мною мишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться обратно. Давайте все вместе пойдём в наш самолёт. Замечательно пристигните ремни. Полетели…
Вот мы и прилетели, проходите. Вам понравилось наше сегодняшнее путишествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадаете:
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).
В океане тёмно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник мох зелёный.
Любит снежные луга? (Олень).
Воспитатель показывает этих животных на мольберте на картине.
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях:
-Толстый слой жира, густа шерсть,
-Широкие лапы, окраска меха
Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем игру «Сложи фигуру».
Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картину, вы назовите кто у вас получилось.