"Светлая ПАСХА"!!!!
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Ольга Андреевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Доклад на тему : «Креативно – вербальный проект «Светлая Пасха»»

В нашу современную сумасшедшую жизнь возвращается наше забытое прошлое. Оно, несмотря ни на что, прорывается сквозь пестроту Интернета, автомобильный смог и рекламу кока-колы.

Д.С Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета среди других народов –авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой и традициями. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Пасха – один из главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это праздник обновления и возрождения жизни. В преддверии данного праздника возникла идея создания и реализации проекта -  «Светлая Пасха", который был организован в разновозрастной  группе МКДОУ «Новониколаевский детский сад№3».

 

Тип проекта: познавательный.

По числу участников проекта: групповой .

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Реализация образовательных областей по ФГОС: Художественно-эстетическое развитие; Познавательное; Социально-коммуникативное.  

Место проведения проекта: МКДОУ «Новониколаевский детский сад №3».

Ключевые идеи проекта:

1. Развитие познавательных интересов о Воскресении Христовом

2. Развитие коммуникативных способностей - обсуждение, высказывание гипотез.

3. Развитие творческих способностей - рисование, апплицирование, лепка, роспись.

4. Развитие у детей эстетических способностей - видеть, чувствовать красоту православных традиций.

 

Актуальность: Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения; ознакомление с традициями празднования. Главным замыслом проекта явилось то, что за окнами нашего детского сада находится Храм Михаила Архангела, и у детей часто возникают вопросы связанные с духовной жизнью и традициями. А, мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

.

Цель проекта: Возрождение и сохранение традиций народной культуры, формирование у дошкольников интереса к празднованию христианского праздника «Пасха. Христово Воскресенье»

Задачи проекта:

1. Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

2. Развивать интерес к русской национальной культуре.

3. Реализация направления «Музейная педагогика».
4. Обогащение предметно-развивающей среды.
5. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
5. Расширение кругозора дошкольников.

 

В ходе данного проекта у дошкольников были сформированы элементарные представления о возникновении праздника Пасхи,  дети узнали, откуда появилась традиция окрашивать пасхальные яйца, виртуально посетили музей «Писанка» г. Коломыя познакомились с различными росписями яиц.

Продуктом данного проекта стало создание совместно с родителями в группе выставки мини-музея «Пасхального », ведь музейная педагогика  в последние десятилетия приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, хранением, изучением и показом предметов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Конечно в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями», первая часть « мини» указывает на возраст детей, для которых они предназначены, размер экспозиции, напоминает нам  о том, что занимает небольшое пространство, отличительная особенность его  работает постоянно.

 

В ходе проекта изначально была проведена работа с родителями – это беседа на тему Православные праздники и создание поделок совместно с детьми на тему «Пасхальное яичко»

 

Просмотр и обсуждение компьютерной презентации  «Детям о Пасхе»

На этом этапе дети подробно узнали, что это за праздник, его традиции, пасхальные игры. Так же были раскрыты такие понятия как пост, служба в церкви, святые дни (т.к. Церковь находится у нас прямо за окном, часто звонят колокола по церковным праздникам и святым дням, детям было интересно узнать что-то новое.

 

 

Виртуальное посещение музея «Писанка»

В этот день была проведена Виртуальная экскурсия в  единственный в мире музей Пасхального яйца. Музей "Писанка" Украина г. Коломыя. Дети с интересом смотрели на экспонаты этого пасхального чуда – музея после чего возникла идея создать в группе книгу-музей по мотивам «Писанки», теперь его необычные экспонаты стали для нас ближе и доступнее.

 

Разукрашивание картинок  «Расписные яйца»

 

На данном мероприятии ребята проявляли свою фантазию. Каждый выбрал себе картинку по душе, а затем яркими цветами и узорами разукрасили их, дети смогли почувствовать настоящими мастерами «писанки».

 

 

Изготовление поделки – «Пасхальное панно».

 

Для пополнения экспонатами нашего музея и закрепления полученных знаний, мы провели этап, на котором  дети не только проявили свою индивидуальность в выборе цветов и узоров для панно, но и продемонстрировали свои умения в декоративно-прикладном искусстве.

 

Организация «Пасхального» мини-музея и выставка поделок.

Результатом нашего проекта стала выставка мини – музея который мы расположили на подоконнике в нашей группе. Принимались любые изображения пасхальных яиц (вырезки, фотографии, открытки), поделки из любых материалов, рисунки традиционными и нетрадиционными способами. Организуя работу на данном этапе мы опирались на следующие принципы:

- партнёрство родителей и педагога

- единое понимание целей и задач

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

 

И конечно праздничное чаепитие с пасхальным куличом.

 

Вывод:  Пасха — древний и самый главный христианский праздник. А наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (государственных и религиозных). Им интересно узнавать о празднике с помощью рассказов, презентаций  и стихов. Как известно, детские впечатления самые сильные. Поэтому так важно напитать детскую душу светом и радостью. Что касается музейной деятельности, то, какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

"Пасха, светлая Пасха"

"Пасха, светлая Пасха"...

«Пасха, светлая Пасха». Консультация для родителей.

«Пасха, светлая Пасха». Консультация для родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях....