"Лапти-лапоточки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Комплексное занятие по приобщению к истокам народной культуры для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Лапти-лапоточки»
Программное содержание:
учить детей слушать и понимать искусство, развивать литературный вкус; способствовать интеллектуальному развитию детей, их воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств; обобщить знания о малых формах устного творчества (игры, загадки, пословицы, потешки); учить детей работать в группе; прививать любовь к родной земле, её прошлому, настоящему, интерес к родному языку, народным промыслам; пополнить знания детей о лаптях; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного; развивать мелкую моторику пальцев обеих рук; учить воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.
Материалы и оборудование:
атрибуты используемые для создания атмосферы старинной избы: печь, прялка, светцы, коврики, лукошки и другое; лапти; магнитофон, запись русской музыки; цветная бумага, клей, ножницы, кисти, клеёнки, салфетки (для изготовления ковриков).
Ход занятия
Дети с воспитателем (в русском костюме), в зале оформленном под русскую избу, встречают гостей.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! «Красному гостю, красное место».
Гости рассаживаются и дети тоже.
Воспит.: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие. Будем веселиться, плясать, гостей потешать, да загадки загадывать.
Ребёнок: Чего не повеселиться, коли на душе как в горнице, тепло и светло.
Воспит.: Гости дорогие, не хотите ли загадки, про нашу избу, отгадать? Дети их много знают. Вы, гости, не торопитесь отгадывать. Загадки-то сложные, мою подсказку послушайте.
Дети: Стоит копна вся в дырках. На копне гора, из горы дым идет.
Воспит.: Вот вам моя отгадка –
Стоит бычище, проклёваны бочища (изба)
А ваша отгадка какая?
Дети: Дарья да Марья друг на друга глядят.
Воспит.: Ой, да это же два братца, которые друг на друга глядят, а вместе сойтись не сойдутся. (пол и потолок) Что это?
Дети: Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь, да вода.
Воспит.: Так это же:
Толстый, пузатый стоит и пыхтит. (самовар)
Дети: Не бык, а бодается
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдает
Сам в угол идет. (ухват)
Воспит.: Да это тот, кто живет в углу, там где черный конь, который скачет в огонь (кочерга)
Молодцы, гости, и ребята тоже, много загадок знаете, а сами то их отгадывать умеете. Живет в моей избе котик – коток, уж очень любит он загадки загадывать, да пословицы слушать. Давайте позовем котика: кыса-кыса.
Выходит котик:
- Мур – мяу. Вот первая загадка:
- Набита пухом, лежит под ухом (подушка)
- Светленько, чистенько, посмотреть любенько? (зеркало)
- Для кудрей и хохолков, целых 25 зубков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (гребень)
- Мать – толста, дочь – красна, сын – сокол под небеса ушел? (печь)
Воспит.: Загадки отгадали, молодцы, а пословицы расскажите про избу, про печь и еще другие – какие.
Дети:
- из гнилого леса – избы не построишь
- одному страшно, а ораве всё не почем
- не бравшись за топор, избы не срубишь
- без печи хата – не хата
- одно кривое окно весь фасад портит
Котик: Спасибо, за пословицы, а теперь играть хочу!
Воспит.: Ну что ж – Солнце загорается, игра начинается
(игра с бубном)
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен
Тот в кругу попляшет нам. (3-4 раза)
Воспит.: Ну, что ж, котик, позабавили мы тебя, наверное устал, ступай во двор – погуляй. А ну-ка, кыса-кыса, подожди, что это у тебя на ножках (лапти). Ах, хитренький какой, лапоточки одел, боишься ножки застудить. Ну иди, гуляй.
(ребёнок переодевается и присоединяется к детям)
Воспит.: Ребята, а вы знаете как плели лапти, и что это за обувь такая? Сейчас, я, вам расскажу.
Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говориться – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой.
Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.
Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца.
Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. Особое умение было нужно для плетения задника – запятника, где соединялись все лыки.
Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плели из широкого лыка, праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки или лапти из веревки – чуни.
В зависимости от времени года, лапти обували на холщевые, шерстяные или суконные подмотки. Таким образом лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. «В дорогу идти – пять пар плести»,- говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.
Вот какие интересные эти лапти-лапоточки, но плели на Руси не только лапти, а еще и корзинки, коробочки и даже ковры. Давайте и мы с вами попробуем сплести коврики из бумаги. А чтобы мы быстрее справились, потешьте-ка вы нас, ребята, веселой прибауткой да небылицей.
Дети:
- Чепуха, чепуха, это просто враки! Сено косят на печи молотками раки!
- Чепуха, чепуха, это просто враки! «Куры съели петуха», - говорят собаки!
- На заборе чепуха жарила варенье, куры съели петуха в одно воскресенье!
- Рано утром вечерком, поздно на рассвете. Баба ехала пешком в ситцевой карете!
Воспит.: Повеселили вы нас, молодцы. А теперь и за работу пора.
Дети выполняют работу с бумагой, вплетают полоски картона в заготовленный «коврик»
Воспит.: Вот какие красивые коврики у нас получились. Давайте оставим их для котика. Ребята, мы с вами повеселились, гостей повеселили, дело хорошее сделали – пора и полакомиться. А ну-ка угощайтесь моими пряничками и гостей угощайте.
Ну, вот и ладненько, а теперь пора нам в группу возвращаться.
До свиданья гости, дорогие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492298-1412612297.jpg)
Познавательно - творческий проект "Эх, лапти, лапоточки!"
Вы не спешите, лапти сдать в музей,Пускай хоть пара будет в вашем доме.Будь, словно лапоть, каждый скромен,И незаметен в простоте своей. В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало ...
Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет
Данное занятие направлено на формирование представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....