Проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проектная работа по выбранной теме дает возможность детям и педагогам не ограничиваться программными занятиями, а сформировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, Солнечной системе, планетах и звездах в игровой и опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.kos_.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Космос»
Выполнила воспитатель МКДОУ №508 "Фея" Васильева О.В.
Вид проекта: краткосрочный, информационно – практико-ориентированный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал с проникновением человека в космическое пространство. Людям важно знать, есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах? Актуальность выбранной темы, на мой взгляд очевидна, ведь уже в три - четыре года малыши начинают мучить родителей и педагогов вопросами о звездах и планетах: «Почему на Солнце больно смотреть? А почему днем мы видим Солнце, а ночью Луну? А сколько в небе звезд? А почему Луна не падает на Землю?». Проектная работа по выбранной теме дает возможность детям и педагогам не ограничиваться программными занятиями, а сформировать у дошкольников первичные представления о Вселенной, Солнечной системе, планетах и звездах в игровой и опытно-экспериментальной деятельности.
Цель: сформировать у дошкольников первичные представления о Космосе, о звездах и планетах.
Задачи:
- Познакомить детей с историей развития космонавтики;
- Дать представления о происхождении Вселенной, ввести новые термины и понятия, научить их правильно применять;
- Познакомить детей со строением Солнечной системы;
- Сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях);
- Закрепить знания детей о Солнце, как о раскаленном космическом объекте;
- Прививать любовь к Родине, планете Земля, окружающему миру и ответственности за них.
Ожидаемый результат:
- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
- Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос».
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Организация в детском саду в холле большой выставки изобразительных работ ко Дню космонавтики: «Полёт Юрия Гагарина в космос!»
- Участие в проекте родителей.
Этапы реализации проекта:
Наименование мероприятий | Исполнители |
I. Подготовительный Цель: вызвать интерес к Космосу. 1.Подбор книг, энциклопедий, стихотворений, загадок, открыток, фотографий космонавтов России. 2.Рассмотрение иллюстраций в энциклопедиях. 3.Чтение художественной литературы по теме. 4.Совместные беседы и наблюдения родителей и детей за звездным небом. 5. Наблюдение за Солнцем и небом на прогулках. | Воспитатель, родители, дети |
II. Основной Цель: реализация задач проекта. 1.Проведение тематических занятий. 2.Опытно – экспериментальная деятельность. 3.Продуктивная деятельность. 4.Проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр. 5.Физкультурный досуг «Космический полет». | Воспитатель, дети |
III. Заключительный Цель: подведение итогов проделанной работы. 1.Выставка фотографий космонавтов, открыток, рисунков и поделок. 2.Организация мини-библиотеки. 3.Посещение планетария. | Воспитатель, родители, дети |
Приложение
Космический полёт ракеты «Восток»
(два занятия)
Программное содержание. Закрепить элементарные представления о Солнечной системе. Развивать любознательность, побуждать задавать в ходе игры вопросы познавательного характера.
Материал. Иллюстрации с изображением различных планет и модель Солнечной системы.
Предварительная работа. Рассматривание схемы Солнечной системы; картинок, открыток, книг (по теме «Космос»). Беседы о Солнце, планетах и т.п.
Ход первого занятия
Введение игрового момента
- Сколько планет в Солнечной системе? (девять.)
- Давайте сегодня полетим на планету, которая ближе всего к Солнцу! Как она называется? (Меркурий.)
- Мы с вами будем в роли космонавтов. Объявляется пятиминутная готовность! Надели скафандры! Проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Внимание! Четыре, три, два, один…Старт! Первый этап нашего полёта выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос, Можно расслабится, отстегнуть ремни, снять шлемы! Смотрите в иллюминаторы! Прямо перед нами Меркурий! Вот он какой! (показывает картинку)
- Можно на Меркурий спускаться? (Нет, нас на нём даже скафандры не спасут.)
- Как вы думаете, почему на Меркурии так жарко? (Меркурий находится очень близко от Солнца.)
- А какая ближайшая от Меркурия планета? (Венера.)
Давайте полетим туда.
Рассказ педагога о Меркурии
Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером (в первые два часа после захода Солнца), то ранним утром (за два часа до рассвета). Меркурий, как и Луна, светит отражённым солнечным светом. Там очень высокая температура – до +417 градусов. Меркурий лишён атмосферы – значит, жизнь на нём невозможна не только из-за невыносимой для живых существ температуры, но и потому, что на Меркурии им нечем дышать.
Смотрите в иллюминаторы. Вот и Венера – одно из красивейших светил неба (показывает картинку.)
Рассказ педагога о Венере
Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. Температура облаков около – 40 градусов, а поверхности +470 градусов. Позже в атмосфере Венеры были обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересечённых горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы.
- На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя. Корабль наш может потерпеть крушение. Что же делать? Мы отправим туда робота и узнаем, что происходит на этой планете. (показывает робота.) (голосом робота).Передаю, передаю! Бушуют ветры, сверкают молнии. Тревога! Воздух ядовитый, дышать опасно! Не спускаться!
Да, надо срочно вернуть робота на корабль. Лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Посмотрите на схему Солнечной системы. (Следующая планета – Земля, но пока мы не будем возвращаться домой, а полетим дальше – на Марс.) Хорошо, направим наш корабль в сторону Марса. Смотрите в иллюминаторы. Вот он Марс ( показывает картинку.)
Рассказ педагога о Марсе
Ещё в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду. И называли её в честь бога войны – Марса. Очень многие писатели-фантасты населяли красную планету живыми существами – или воинствующими чудовищами, или похожими на людей, но враждебно к ним настроенными. А в наши дни журналисты называют Марс Бермудским треугольником: почти все космические экспедиции на Марс заканчивались неудачно. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времён года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут.
Поверхность Марса состоит из высокогорий (южное полушарие) и равнин (северное полушарие). Средняя температура – около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры – их скорость до 100 м/сек.
Здесь недавно прошла пыльная буря, пыль осела на каменистую поверхность. Довольно холодно. Но если надеть скафандры и включить утеплитель, можно спуститься на поверхность Марса. Внимание! Приготовиться к посадке! Воздух на Марсе состоит в основном их углекислого газа, кислорода очень мало. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило запаса воздуха.
- Посмотрите, какие огромные горы, а на них снег и лёд. Но лёд не похож на земной. Это сухой лёд. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лёд. Люди на Земле создают сухоё лёд специально, чтобы мороженое не таяло. А на Марсе очень много такого льда. Вон ущелье над пропастью, а затем пустыни, дальше идти нельзя: неизвестно, что нас может ожидать. Запасов кислорода, которым мы дышим, не очень много, потому нам пора возвращаться на Землю. Когда мы приземлимся, вы нарисуете, какими представляете себе марсиан.
Внимание, экипаж! Занять свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю (показать картинку.) Вот и приземлились! Снимайте свои скафандры!
В конце занятия дети рисуют марсиан.
Ход второго занятия
- На какие планеты мы с вами летали? (Меркурий, Марс, Венера.)
- Хотите полететь на другие более дальние планеты? (Да.)
- Посмотрите на схему Солнечной системы. Как называются эти планеты? (Юпитер, Сатурн.) Добираться до них долго, надо запастись питанием. Я приготовила космическую пищу. Вот разные тюбики. Что на них написано? (Борщ, сок, кофе, мясо.) Будем брать с собой ложки, тарелки, вилки? (Нет.) Почему? (Они не понадобятся: в невесомости ими пользоваться невозможно – улетят.)
- Приготовили скафандры и шлемы? Пристегните ремни! Объявляю пятиминутную готовность. Пять, четыре, три, два, один… На старт! Наконец преодолели земное притяжение. Вышли в космос. Ой, тюбик полетел…Почему? (Ответы детей.)
- Почему все кресла, бинокли, компьютеры, ручки, бумага и другие предметы в корабле укреплены? (Чтобы не летали по кабине.)
- Представьте: книга высоко укреплена, а её надо достать. Что делать? (плавно оттолкнуться и взлететь.) В условиях невесомости можно летать!
- Пока мы разговаривали, наш космический корабль подлетел к Юпитеру. Посмотрите какие разноцветные облака над Юпитером: белые, красные, голубые (показывает картинку).
Рассказ педагога о Юпитере
Юпитер стал первой планетой, у которой были открыты спутники. Произошло это почти 400 лет назад. Автор открытия – всемирно известный учёный Галилей.
Юпитер – это планета гигант: он в 1300 раз больше Земли. Вокруг него клубятся густые белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека, а их красноватая окраска говорит о том, что в них много разных химических соединений. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний, а также особенность его поверхности: под окутывающей его атмосферой находится огромный океан жидкого водорода.
У Юпитера 16 спутников. Каждый из них это интереснейший мир со своей историей и своими загадками, разгадать которые человечеству удалось только в космическую эру. Но об этом вы узнаете. Когда станете старше и будете читать книги по астрономии.
- Вот чего я не пойму: мы летим, летим, а планеты как будто нет. Нет твёрдого грунта: вся планета состоит из разжиженных газов, напоминающих горячий кисель. Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь на Сатурн. Какой он по степени удалённости от Солнца? (Седьмой.) Вы надеюсь, обратили внимание на то, что кругом. Кто помнит, что это означает? (ответы.) Правильно! Посмотрите (показывает картинку).
Рассказ педагога о Сатурне
Светло- жёлтый Сатурн выглядит гораздо скромнее оранжевого Юпитера. У него нет такого, как у соседа, красочного облачного покрова. Зато есть кольца, которых нет у других планет. Они будоражили многих учёных своей уникальной формой. С Земли хорошо различимы три кольца. Если взглянуть на них с расстояния 100000 км, то окажется, что они расслаиваются на тысячи колечек, которые колышутся, переплетаются, изгибаются, как морские волны. А ещё у Сатурна есть спутники. Их 22, и названы они в честь героев античных мифов: Прометей, Титан, Пандора и др.
- Огромное количество спутников планеты Сатурн, которые вращаются вокруг него, невозможно изобразить отдельными точками, поэтому рисуют один сплошной круг. А как называется один-единственный спутник, который вращается вокруг Земли? (Луна.)
- Скоро мы приблизимся к Сатурну. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят большие и маленькие метеориты. Значит мы с вами попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо изменит курс корабля. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности. Что же делать? (ответы детей.)
- Пора возвращаться на Землю. Когда-нибудь придумают более совершенные космические корабли, и мы сможем навестит другие миры, другие галактики. Когда мы прилетим на Землю, нарисуйте, как вы себя представляете в условиях невесомости.
Где ночует Солнце?
Почему бывает зима и лето?
Программное содержание. Сформировать представление о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; уточнить знания о сменяемости дня и ночи; уточнить знания о сменяемости сезонов года ( на основе опытов с глобусом и настольной лампой).
Словарная работа. Глобус – модель нашей Земли; орбита.
Материал. Глобус, флажок, настольная лампа, схема движения Солнца по небосводу.
Предварительная работа. Беседы и рассматривание детских книг, посвящённых астрономии.
Ход занятия
Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается всё ниже и наконец скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звёзды – наступает ночь (показывает схему движения Солнца). И вы, ложась спать, наверное, не раз задумывались, где ночует Солнце. Куда оно прячется на ночь? (ответы.)
- Правильно, никуда! Дело в том, что (берёт глобус и вращает его) Земля безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. Земля всё время в движении, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Как вы думаете почему? (Ответы).
- Приходилось ли вам ехать в поезде или на теплоходе? Вспомните, вам тоже казалось, что двигаетесь не вы, а то, что находится за окном: поля, леса, дома, люди. И только по стуку колёс, по качке можно догадаться, что это вы находитесь в движении. Так и в случае с Землёй: вращается планета, и всё, что на ней находится: горы, моря, леса, города и люди, - тоже вращается вместе с Землёй. Но движение это заметить трудно ещё и потому, что Земля вращается вокруг своей оси, причём делает это бесшумно и медленно: за сутки – один оборот вокруг своей оси. А людям кажется, что планета стоит на месте, а по небу движется Солнце: восходит утром, поднимается на небосвод, а вечером опускается за горизонт.
- Чтобы вы поняли, как день и ночь сменяют друг друга, предлагаю такой опыт. Вот настольная лампа – это Солнце. А вот модель нашей Земли – глобус. Давайте булавкой отметим то место, где мы живём. Вот тут (начинает вращать глобус). Итак, сейчас Россия освещена – у нас день; посмотрите. А где темно, где люди сейчас ложатся спать? (В Америке.) Глобус поворачивается – Россия скрывается в тени, наступила ночь. Но Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Причём идёт по своему пути. Как называется этот путь? (Орбита.)
- Этот путь она совершает за год. Сейчас у нас зима, потому что часть Земли, где находится Россия, «отвернулась» от Солнца. Зато в другом месте – лето. Где? (В Австралии, Южной Америке.) А потом она повернётся к Солнцу, и у нас сначала наступит весна, а потом лето. Смотрите, вокруг настольной лампы я начерчу круг на полу – это орбита – и медленно пронесу глобус по этому пути, а вы будете говорить, где наступает лето. А где зима.
Что за невидимка, который нам нужен?
Программное содержание. Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород (мы им дышим). Закрепить представление о роли кислорода (на основе опытов), расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты Земля. Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Словарная работа. Кислород; углекислый газ; атмосфера; воздушная оболочка.
Материал для опытов. Большой сосуд с водой (прозрачный), пустая бутылочка; бумага и спички; блюдце, стеклянный стакан; схема слоёв атмосферы.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с видами планеты Земля, снятыми из космоса.
Опыт 1
- Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь? (Нет, ничего в ней нет.)
- Давайте проверим. Опустим её целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки.)
- Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке? (Воздух.)
- Да, воздух. Волшебник, без него не было бы жизни на Земле. Он состоит из разных газов: кислорода (им мы дышим), углекислого газа (его мы с вами выдыхаем), азота и др.
Опыт 2
- Кислород нужен не только для дыхания. Смотрите, на блюдце я зажгу бумажку. Горит? Накрою её стаканом. Раз, два, три… погасла! А почему? Ведь бумага не вся сгорела? (Нет воздуха.)
- Точнее, нет именно кислорода, а без него нет огня. Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород. Горит огонь - тоже забирает кислород. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей.)
- К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Нам нужно беречь зелёные растения – они дают нам живительный кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
- Как вы думаете, какой океан самый большой? (Ответы предположения детей.) Подскажу: он без берегов и без воды. По нему, словно огромные серебристые рыбы, «проплывают» самолёты. Догадались? (ответы.)
- Верно. Это воздушный океан. Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Поверхность Земли – Это по сути дно воздушного океана. На самом дне, у поверхности Земли, воздух плотный, густой, хотя мы с вами этого не чувствуем. Чем выше – тем плотность воздуха меньше. Если бы не было воздушного океана вокруг Земли, то через несколько минут она бы стала безжизненной планетой, как Луна или Меркурий.
- Воздушная оболочка Земли – это удивительная «рубашка», которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка защищает Землю от космических снарядов – метеоритов: когда они попадают в оболочку Земли, замедляют полёт, раскаляются, наталкиваясь на сопротивление воздуха, и сгорают.
Почему Луна не падает на Землю
Программное содержание. Сформировать элементарное представление о силе притяжения ( на основе опытов). Закрепить знания о расположении планет в Солнечной системе.
Словарная работа. Земное притяжение; воздушная оболочка.
Материал для опытов. Магнит и железные предметы, мяч, шарик пластиковый на нитке.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены космонавты в безвоздушном пространстве.
Ход занятия
- Посмотрите, я подбрасываю вверх мяч. Он падает на пол. Дождь и снег тоже падают на Землю. Как вы думаете почему? На все эти «почему» я постараюсь ответить. Дело в том, что Земля делает тяжёлым всё, что есть на ней. Земля за счёт силы притяжения всё к себе притягивает. И как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз. Что же это за сила такая?
- Наша планета имеет огромную силу притяжения, которую мы на себе не ощущаем.
- Вы видели, как магнит притягивает к себе гвоздь? (Проводится опыт.)
- Как вы думаете, что было бы, если бы не было земного притяжения? (дома бы съехали со своих фундаментов; вода бы выплеснулась бы из морей и океанов; воздух бы мгновенно улетел в космос, и нам бы нечем было дышать. Да и мы сами превратились бы в космических странников.)
- Я уже говорила, что Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна.) Так почему Луна не падает на Землю.
- Давайте покажем это на опыте. Вот Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землёй. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет.) Почему? (Предположения детей.) Перестану кружить шарик. Он «падает»? (Да.) Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет её к себе силой притяжения, и Луна упадёт.
- Как вы думаете, у кого сила притяжения значительнее: у Солнца или у Земли? (Ответы детей.) Да, Солнце больше и сила притяжения у него больше, поэтому Земля и вращается вокруг Солнца. Кроме неё Солнце держит за невидимую ниточку восемь больших планет Солнечной системы и много маленьких и не даёт им сбежать. Не падают планеты на Солнце потому, что безостановочно летят – каждый по своей орбите. Значит, весь секрет в движении. В заключении занятия педагог предлагает детям «изобразить» Солнечную систему и покружиться – каждому по своей орбите.
Стихи и загадки о Космосе
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт
***
Космическая сказка(фрагмент)
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он,
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.
Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев
(Со львами не шути!)
Кит к Андромеде подплывал,
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.
Кого-то Гидра стерегла,
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзья!
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползёт.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.
А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти,
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит.
(Рак, видно, не дурак!)
Здесь Ворон крыльями махал,
Из пепла Феникс воскресал,
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисички бегали, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь,
Певца спасал Дельфин.
Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
Журавль, Хамелеон.
И Голубь с Ящерицей есть…
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ,
Кем космос заселён.
В.П.Лепилов
***
Если месяц буквой «С»,
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву «Р»,
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
Автор неизвестен
***
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!
Автор неизвестен
***
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
***
— Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю.Яковлев
***
Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо
— Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
***
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Римма Алдонина
***
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Г.Сапгир
***
Пояс зодиака
Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в… (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди… (Рыб).
А в апреле из… (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в… (Тельце)
— Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в… (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к… (Раку),
Меломан — на грядку к маку.
Август школы открывает,
… (Лев) за солнце убегает.
За окном «засентябрит»,
… (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из… (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в… (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется… (Стрелец).
А.Г.Новак