Конспект НОД по исследовательской деятельности детей.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Вода. Свойства воды.
Форма обучения: НОД по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: группа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Развивать коммуникативные навыки: развивать умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая; развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать аккуратность при работе.
Методическое обеспечение: поисково - исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).
Взаимосвязь с другими областями:
Материал: пластиковые стаканы, ложечки для размешивания сахара, сахар, соль, цветная бумага, салфетки, лед в формах, стакан с молоком, графин с водой.
Неструктурированный материал: вода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Вода. Свойства воды.
- Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: группа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
- Развивать коммуникативные навыки: развивать умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая; развивать любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать аккуратность при работе.
Методическое обеспечение: поисково - исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).
Взаимосвязь с другими областями:
Материал: пластиковые стаканы, ложечки для размешивания сахара, сахар, соль, цветная бумага, салфетки, лед в формах, стакан с молоком, графин с водой.
Неструктурированный материал: вода.
ХОД НОД:
- Формирование положительной мотивации.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня в нашей группе много гостей. Поздоровайтесь с ними. Они вместе с нами побывают в лаборатории «Интересных открытий». Но это чуть попозже. А сейчас, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Правильно, это загадка о воде.
-А где мы встречаемся с водой?
(В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.)
-А для чего нужна вода?
( Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.)
Молодцы, все верно говорите. А сейчас нам Настя Калмыкова расскажет стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить!
-Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
( Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.)
Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям.
-Ребята, а сейчас я вам загадки, в каком виде встречается нам вода в природе?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
А сейчас давайте пройдем в лабораторию «Интересных открытий». В лаборатории всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно проделать опыты? (Да.)
Проходим к столам.
Сегодня мы с вами будем проводить опыты с водой. Ребята, у вас в стаканах налита вода. Что можно сказать про воду, какая она? (Ответы детей.)
Молодцы, много свойств назвали. А есть ли у воды цвет? Давайте проверим.
Опыт №1. «Вода жидкость»
Перед вами 2 стакана :1 -с водой ,другой –пустой .Переливаем воду из 1 стакана в другой .Вода льется? Почему?
Вывод :Вода льется ,она жидкая.
Опыт №2. «Вода прозрачная» Со стаканом воды и стаканом молока (демонстрирует воспитатель)
Посмотрите на моем столе стакан с водой и стакан с молоком. Сейчас я опущу в эти стаканы ложечки.
ли ложечку в стакане с молоком? (Нет).
А в стакане с водой? (Да, видно).
Скажите, какой цвет у молока? (Белый)
А есть ли цвет у воды? (Нет).
Ребята, а какое у нас молоко: непрозрачное или прозрачное? (непрозрачное).
А еще какое оно? (белое) И ложки в нем … (не видно).
А в воде ложку видно? (Да).
Значит вода какая? (бесцветная, прозрачная).
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт №3 «Вода без запаха» Воспитатель нюхает воду и предлагает детям сделать также и спрашивает:
Пахнет ли чистая вода? (Нет, она не пахнет).
Значит чего нет у чистой воды? (У чистой воды нет запаха).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода не имеет вкуса»
А теперь попробуйте чистую воду на вкус. Какая она? (вкусная, невкусная, безвкусная)
Правильно, чистая вода безвкусная.
Итак, чего не имеет вода? (Вода не имеет вкуса).
Вывод: вода не имеет вкуса.
-А теперь давайте попробуем изменить вкус воды, положим в нее сахар и размешаем его.
Какая стала вода? (сладкая)
А что случилось с сахаром? (Сахар растворился в воде)
У воды появился вкус.
Ребята, что можно сказать о чистой воде? (Она безвкусная) Чистая вода не имеет вкуса. А воде, в которую положили сахар, появился вкус.
Вывод: Вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №5 «Вода – это лед»
-Ребята, послушайте загадку:
«Водичка – вода, а как медь тверда» Что это такое? (Лёд).
-А как вы думаете, что такое лед? (Лед – это замерзшая, твердая вода).
-А в какое время года замерзает вода на улице? (Зимой).
-В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную).
(Воспитатель раздает детям лед).
-Ребята, положите лед на цветную бумагу. Скажите, видно ли лед через цветную бумагу? (Да). Значит какой у нас по цвету тоже лед? (прозрачный, бесцветный).
-А теперь, ребята, возьмите лед в руки. Какой он на ощупь? (Лед мокрый, скользкий, гладкий, холодный).
-Ребята, а что происходит со льдом? (Лед в руках тает).
-А как вы думаете, почему лед в руках тает? (Потому что руки теплые, а лед холодный).
-Правильно наши руки теплые, а лед - холодный. Теперь давайте положим лед в тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.
ФИЗМИНУТКА
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт №6 «Вода не имеет формы» Со стеклянной посудой
Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы) Да это посуда разной формы.
Ребята, как вы думаете вода имеет форму? (Ответы детей). Давайте проверим (Воспитатель наливает воду в бутылку).
А вода полностью заполнила бутылку? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила бутылку). Значит, форму чего приняла вода? (Форму бутылки). (Тот же опыт повторяется со стаканом и т.д.)
А еще форму каких предметов может принимать вода?
Во что можно еще налить воду? (Бочку, таз, бутылку и т.д.).
Итак, что можно сказать о воде, которую наливают в посуду разной формы? (Вода принимает форму той посуды, в которую ее наливают).
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт №7 «Вода – отражатель» Приглашаю всех подойти к моему столу.
Скажите, что на нем стоит? (Таз с водой).
Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Свое лицо, отражение).
А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
Значит вода может отражать предметы, так же как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее Увидели ли вы теперь свое отражение? (Очень плохо, размыто)
Итак, значит спокойная вода отражает предметы как зеркало.
Вывод: вода отражает предметы.
Ребята, а посмотрите, что произошло со льдом на тарелочках? (Лед растаял и превратился в воду) А как вы думаете, почему он растаял? (Высказывания детей) Правильно, температура в нашей лаборатории высокая, льду стало тепло и он растаял.
Выводы: Итак, мы узнали о воде?
Какая она? (прозрачная, не имеет вкуса, цвета, запаха, умеет отражать, растворять).
Итог: На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась.
Скажите, пожалуйста, что мы с вами делали в лаборатории?
А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории «Интересных открытий»?
Что еще запомнилось?
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет "Царство трех ветров"
Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Тема: "Царство тр...
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе "Мыло и его свойства"
Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности детей, познакомить детей со свойствами мыла; с общей схемой исследовательской деятельности....
Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"
Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...
Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе на тему: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда».
Задачи::• закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;• способствовать накоплению у детей конкретных пре...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Вода»
Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пока...