Занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

        Конспект     по экологическому воспитанию в средней группе.

 

Задачи:    Дать детям представление о том, как переживают птицы зимние холода, чем    они питаются. Упражнять детей в определении корма зимующих птиц на ощупь. Продолжать учить детей  узнавать птиц по внешнему виду и повадкам; узнавать деревья по их семенам. Закреплять навыки количественного  и порядкового счета. Развивать умения соотносить форму предметов с геометрическими фигурами  и использовать это умение при конструировании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к « братьям нашим меньшим».

 

Словарная работа:  обогащение словаря: нахохлившись, тетерев, глухарь

 

Активизация словаря: подбор определений, названия птиц.

 

Материал:  письмо от ласточки, картинки с изображением зимнего пейзажа и

кормушки,   модели птиц на магнитах, мешочки с различными семенами и    крупой, макеты деревьев, дорожка;

Раздаточный материал:  геометрические фигуры (прямоугольники двух размеров, треугольник, круг).

 

Ход занятия

В группу доставляют письмо от ласточки. Воспитатель читает письмо, в котором ласточка просит детей рассказать ей в ответном письме о зиме  и о жизни птиц зимой.

Воспитатель: Дети давайте напишем ответ ласточки!

Вопросы к детям:

 1. Что мы расскажем ласточке о зиме, какая она? (холодная, белая, снежная, морозная, белая красивая)

2. Какие птицы  остались у  нас  на зиму? (воробей, снегирь, синица, ворона, голубь, сорока,  дятел, др.)

3. Как   одним словом назвать этих птиц? ( Зимующие)

4. Как называются птицы, которые улетели в теплые края (перелётные)

 

Рассказ воспитателя: 

 

  Ласточка интересуется, как же живется зимующим птицам? А живется им очень нелегко. Как вы думаете, почему? (Холодно, нет зернышек) Но зимующие птицы приспосабливаются к холодам. К зиме, под перышками, у этих птиц отрастает густой, теплый пух. Он-то и согревает их в холода, как нас с вами зимняя одежда. Когда на улице метель или сильный мороз птицы прячутся под крышами домов на чердаках. Они сидят нахохлившись, распушив перышки, прячут свой клюв и лапки под крыльями. И так спасаются от холодов. А некоторые лесные птицы: тетерев и глухарь, зарываются в сильные морозы в снег.

   Непросто птицам найти себе корм, ведь все покрыто снегом. Поэтому в сильные холода птицы стараются держаться ближе к жилью человека. Как вы считаете, почему? Чем мы можем помочь птицам? (делать кормушки, подкармливать) Чем можно подкармливать птиц? (семенами подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, овсом, крошками хлеба, пшеном)

 

Чтения стихотворения «Птичья столовая»

 

   По ходу чтения на доске выставляются изображения кормушки и птиц.

Вопросы:      Сколько птиц прилетело на кормушку?

                       Каким по счету прилетел снегирь?

                       А ворона? (воробей, голубь, синица)

Пока наши птицы лакомятся в своей столовой мы попробуем на ощупь узнать что они едят.

 

Д/ игра «Узнай на ощупь»

 

  (В  мешочках  семена  подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, овес, пшено, хлебные крошки)

  А сейчас наши птицы отправятся в «лес». Поспешим за ними и мы. Дети встают, идут на прогулку в «лес».

  Воспитатель:  Смотрите, ребята, сколько снега намело в лесу. Вокруг сугробы и только одна узкая тропинка. Вы сейчас поможете нашим птицам перебраться в лес. Но сначала надо угадать птицу о которой я буду загадывать загадку, назвать её, затем взять и по узкой тропинке пройти к тому дереву, которое я назову и посадить птицу.

 

 

Загадывание загадок

 

 Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей

Прячется в деревьях, кронах,

А зовут её …  (Ворона)

 

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать всем новость хочет. (Сорока)

 

Маленький мальчишка

В сером  армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает   (Воробей)

 

На асфальте,  гру - гру - гру,

Много крошек соберу

Для того чтоб их хватило

И подружке сизокрылой

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю. (Голубь).

 

   Во время выполнения задания воспитатель спрашивает у детей название деревьев, как они их узнали; хвалит детей. Ну а теперь, давайте немного поиграем в зимнем лесу.

 

Игра - имитация

 

  (попрыгаем как воробьи; походим как ворона; птички полетели; клюют зернышки; началась метель, птички спрятались под крышу и нахохлились; метель закончилась, птички полетели опять)

  Воспитатель: Вот наша прогулка по  лесу закончилась. Вам она понравилась? Совсем скоро уже наступит весна и к нам вернется наша ласточка и другие перелетные птицы. Они сразу же примутся устраивать себе гнезда. Мы тоже можем им в этом помочь. Давайте порадуем «братьев наших меньших» и сконструируем для них скворечники.

 

Конструирование из геометрических фигур  «Скворечник»

 

   Во время работы воспитатель уточняет у детей названия геометрических фигур и спрашивает, для какой части скворечника использовать ту или иную фигуру. По окончании работы воспитатель хвалит всех детей за заботу о птицах.

 

Итог занятия

 

  Сегодня на занятии мы узнали   как приспосабливаются птицы к зимнем холодам, чем они питаются и как им помогают люди. Теперь мы сможем отправить ласточке ответное письмо. В конверт мы положим картинку с зимним пейзажем. Что ней может узнать ласточка?  (Какая бывает зима)

  А еще мы пошлем ласточке вот эту картинку (кормушку с зимующими птицами).

  О чем узнает  ласточка,  посмотрев её? (какие птицы у нас бывают зимой и какую помощь им оказывает человек) Конверт мы заклеим, напишем адрес и отнесем письмо на почту.

                  

                                                

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Занятие по экологии « Экология –это жизнь».

: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...