Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Субботина Алла Алексеевна

Занятие экологической направленности для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx247.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Путешествие в осенний лес»

E:\ФОТО\фото ПТШ в лес 2016\DSCN0235.JPG

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Субботина А.А.

г. Славгород

2016 г

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Путешествие в осенний лес»

 

Программное содержание:
  Образовательные задачи:
 способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.
Развивающие задачи:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
  • развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • развивать умение слушать друг друга.
    Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:
Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы об осени, чтение стихотворений об осени, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки.

Оборудование, материал:
Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета), ёлка искусственная, дерево березы, дуба, магнитофон, фонограмма «Вой ветра», экран с проектором.

Ход занятия:

Воспитатель: 
Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: 
Осень.

Воспитатель:

А какая бывает осень?

Дети:

Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель:

А какая сейчас осень?

Дети:

Поздняя.

Воспитатель: 
А как же вы догадались, что именно поздняя осень?

Дети: 
На улице холодно, снег, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, люди одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), птицы улетели в теплые края, собрали урожай на полях и огородах.

Воспитатель: 

А какая поздняя осень бывает, назовите.

Дети:

Хмурая, холодная, грустная, ненастная, снежная и т.д.

Воспитатель:
Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес, посмотреть, как звери готовятся к зиме?

Дети: 
Да, хотим!

Воспитатель: 
Ребята, я получила видеописьмо от Хозяйки леса, давайте послушаем, что она нам скажет.  (Просмотр видео) Ну что, как вы думаете, мы справимся с заданиями? (Да) Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети: 
Широкая. (Дети парами проходят по дороге)

Воспитатель: 
Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети: 
К реке.

Воспитатель: 
Правильно, подошли мы к реке. Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой интересный мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети: 

Узкий.

Воспитатель: 
Молодцы. Чтобы не упасть в реку, нужно идти осторожно. Давайте перейдем по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту)

Воспитатель: 
Ребята, мы с вами подошли к лесу. А вот и первое задание на листочке прилетело. Расскажите, какие правила поведения в лесу вы знаете, давайте вспомним.

1 реб. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
2 реб. Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
3 реб. Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить ,
Топать, хлопать, палкой бить.
4 реб. Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: 
Молодцы! А вот и второе задание. Каких животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети: 
Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель: 
Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети: 
Дикие.

Воспитатель: 
Молодцы. А кто еще встречается в лесу?

Дети: 
Птицы.

Воспитатель
А какие бывают птицы?

Дети:

Перелетные и зимующие.

Воспитатель:

А каких птиц у нас сейчас можно встретить?

Дети:

Зимующих, перелетные улетели в дальние края.

Игра «Найди зимующих птиц»

Воспитатель:

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

А знаете ли вы названия деревьев, которые растут на территории нашего детского сада?

Дети называют деревья.
Игра «Узнай дерево по листочку»

Воспитатель: 
А что есть у дерева?

Дети: 
Ствол, ветки, листья.

Воспитатель: 
А какие бывают деревья? (Высокие, низкие)

Воспитатель:
Вы  знаете, что лесу свежий воздух. Подышим вместе.

(Дети делают упражнение на дыхание)

Упражнение на дыхание
1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза
2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза

Выходит Хозяйка леса: 
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас у меня в лесу. Вы со всеми моими заданиями справились, молодцы! А сейчас я вам покажу, что происходит в лесу поздней осенью.

Хозяйка леса с зонтиком в руках идет по лесу. Вдруг выскакивает Заяц.

Зайчик:

 Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем. Апчхи!

Весь дрожу я, весь промок, как осиновый листок.

Мне бы норку, да посуше, чтоб согрел я лапы, уши. Апчхи!

Хозяйка леса: 

Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки, убежишь.

Звучит музыка «Дождь» - выскакивает Белочка.

Белочка: 

Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроем не будет тесно?

Хозяйка леса: К нам ты, Белочка, спеши,

Хвост пушистый посуши.

Звучит музыка «Дождь» - выходит Медведь

Медведь: 

Добрый день Вам!

Все: Здравствуй, Мишка!

Медведь: 

Угощаю всех вас шишкой (протягивает шишку).

Можно мне под зонтик влезть, нос и уши обогреть?

Белочка: Ой, ой, ой! Больно, Миша, ты большой!

Хозяйка леса: 

Хватит места под зонтом.

Нам не тесно вчетвером.

Вдруг «летит» Воробей.

Воробей: 

Я под дождиком летал,

Всюду зернышки искал.

Крылышки отяжелели -

Я летаю еле-еле.

Хозяйка леса: 

К нам, Воробушек, лети,

Хватит места для пяти.

Все герои сказки исполняют песню «Если добрый ты» муз. В. Шаинского.

Зайчик: 

Ну, согрелся, поскакал!

Пора мне, Зайчику линять, пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу – меня заметят на снегу!

Скачу, скачу, бегу-у-у… (все машут Зайцу вслед).

Белочка: 

И я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу,

Листьев полное дупло – будет мне зимой тепло.

Насушила ягод, чтоб хватило на год.

И орешки есть у нас, и грибов большой запас…

Хозяйка леса: 

Что ж старайся, в добрый час!

Белочка убегает.

Медведь: 

И мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу.

Хозяйка леса: До свиданья, Миша!

Медведь уходит.

Воробей: А я, Чик Чирикин, решил отправиться с перелетными птицами прямиком в эту самую, Африку! Узнать, что там, отведать африканских зернышек да поболтать с попугаями о разных новостях.

Хозяйка леса: Что ты, Чик! Африка очень далеко. Воробьи к ночным перелетам непривычны, в темноте  потеряешься, а еще хуже заснешь на лету.

Воробей (призадумался): 

Хорошо! Ну, её, эту Африку! Нам, Воробьям, слоны ни к чему. Были бы крошки, овса немножко – не хуже других перезимуем. А без крокодилов, как-нибудь обойдемся (улетает)

Выходит Волк. Он тянет Ежа за собой. Ёж упирается и фыркает.

Волк: 

Здравствуйте! Я очень рад видеть гостей. У меня для вас сюрприз!

Хозяйка леса: Что за сюрприз?

Волк: Я в лесу Ёжика поймал (Ёж фыркает, пытается убежать).

Хозяйка леса: Отпусти его, пожалуйста.

Волк: Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ёжиков любят, ловят и домой приносят, дают молоко, кормят конфетами.

Хозяйка леса: Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают. А в осеннюю пору у Ежа свои дела. Давай спросим, чем он занят?

Волк: Ёж, расскажи, куда спешишь?

Ёж: Я поохотился за лето, грибы искал, мышей ловил.

Мне надо отдохнуть за это. Устал я, выбился из сил!

Сучков себе я принесу – квартиру сделаю в лесу.

Проснусь – пойду встречать весну, опять охотиться начну.

Хозяйка леса: Беги, Ёжик, в свой родной лес, у тебя много забот.

Ёж: Спасибо тебе, Хозяйка леса!

Хозяйка леса: В лесу, Волк, надо вести себя, как воспитанные гости. Ты никого не потревожишь, никому не помешаешь, а лес отплатит тебе за доброту грибами, ягодами, а самым внимательным подарит осенью веточку с шишками и красивый букет из листьев.

Волк: Очень жалко мне листочков, которые упали с дуба. Я их обратно привяжу, и будет снова красиво (начинает привязывать листочки к веткам дуба).

Дуб: Ты ш-ш-што тут делаешь-шь несмышленыш-ш-ш?

Что ты мне спать мешаешь-шь-шь?

Волк: Я не хотел Вас будить, я Вам листочки привязываю.

Дуб: Эх, малыш-ш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие желуди я вырастил, красота! Авось новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас дни короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. Зимой так спится – благодать. Зимой мы, деревья не растем, не цветем… (Дуб заснул).

Хозяйка леса: Да-а-а… если бы мы понимали язык деревьев, животных, птиц, мы жили бы, наверное, совсем по-другому. Все живое нуждается в нашей защите. Давайте беречь и любить все живое. Запомните – вы частица природы, не обижайте ни деревья, ни травинку, ни Ежа, ни Муравья.

Воспитатель:

Хозяйка леса, а у нас для тебя есть сюрприз. Дети приготовили кормушку для птиц и корм (вручают кормушку).

Хозяйка леса:

Спасибо! А я вам дарю листочки разных деревьев, которые вы раскрасите в группе. И составите красивый букет.

Воспитатель:

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы задержались в гостях, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса: 
Раз вы так сильно спешите, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: 
Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия:

  • Куда мы сегодня ходили с вами?
  • Что видели по дороге?
  • Кто встретился в лесу?
  • Катя, что тебе больше всего понравилось?
  • А тебе Данил?

Воспитатель: 
Молодцы ребята. Сегодня мы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели разных зверей, встретилась нам Хозяйка леса. Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...