проект "Колесо"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хамитова Наталья Семеновна

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с использование детского экспериментирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Детское экспериментирование – Колесо»

Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Средства: поисковые действия

Вид проекта:

Групповой «Я познаю мир ».

Условия: постепенное усвоение новых знаний, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

План реализации: 1 месяц

Цель проекта:  

 Развитие умений ребенка использовать опыт (эксперимент) как средство познания окружающего мира.

Задачи:

 1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

 3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Методы обеспечения:

Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Проведение опытов (практических).

Беседы (конструктивные).

      Механизм выполнения проекта

 - создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

-  предоставление новой информации, создание проблемной ситуации

     - познавательно-исследовательская (опыты с воспитателем)

     - познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты)

 - усвоение новых знаний

. Последовательность реализации проекта

- проблемная ситуация.

- целеполагание.

- выдвижение гипотез.

проверка предположения

Ожидаемый результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

План

Новая информация

Новые знания

Опыт с воспитателем

Самостоятельная деятельность

Никто не знает, кто придумал колесо.

Возможно, древнему человеку подсказало небо и движение солнечного диска по нему. В возможно идея колеса возникла тогда, упавшее дерево тянули на гору по песчаному берегу, а кто –то случайно догадался не тянуть, а катить его

Круглые предметы всегда катятся быстрее.

Положить большую книгу в толстом переплете на стол и разместить на ней два одинаковых карандаша, один вдоль, а другой поперек книги. Осторожно и медленно приподнять один край книги. Что произойдет? Какой из них раньше начнет движение?

1. Если положить длинный и короткий карандаши поперек наклона книги, то какой из них начнет двигаться раньше? (они начнут двигаться одновременно)

2. Вместо короткого и длинного карандаша положить, как и в первом случае круглый и шестигранный карандаши. Какой карандаш  начнет двигаться раньше? (круглый)

Древний диск –прообраз колеса – появился на древнем Востоке около шести тысяч лет назад. Еще две тысячи лет понадобилось, чтобы сделать его похожим на современное колесо со спицами и гнутым ободом

Нагрузить тележку деревянными кубиками. Попробовать потянуть тележку по полу (тянется с трудом).

Положить под тележку круглые карандаши (катится легче)

1. Сколько надо карандашей (круглых палочек), чтобы тележка катилась легче? (несколько; чем больше карандашей, тем легче покатится тележка)

Около пяти тысяч лет назад люди изобрели гончарный круг. Это  два круглых диска, внизу -  больше, сверху -  меньше, соединенные деревянным стержнем. Гончар на верхний диск кладет кусок глины, и руками придает глине форму кувшина. А нижний диск вращает ногами. С помощью стержня вращение с нижнего диска передается верхнему диску. За счет равномерного движения дисков по кругу кувшин получается правильной формы. Крутить колесо руками тяжело. Люди научились передавать вращение с помощью ремней, стержней, зубьев.  

Вращать колесо можно различными способами (веревка, стержень, зубчики)

  На деть две деревянные катушки на гвозди прибитые к доске. Завязать веревку кольцом так, чтобы плотно облегало катушки. Если вращать одну катушку, веревка передает вращение другой катушки. Одинакова ли будет их скорость, если катушки будут разными по размеру.

1. Что будет, если веревка будет завязана не виде кольца, а если петля будет проходить в виде восьмерки (направление вращения будет противоположным)

Любознательность и наблюдательность людей подсказали, что для облегчения тяжелого физического труда, например, чтобы молоть муку можно использовать ветер и воду. Так они изобрели мельницу

Вращать колесо можно используя силы природы: ветер, воду

В катушке из под ниток сделать 3-4 надреза, в которые вставить картонные, а лучше тонкие деревянные пластинки. Катушку насадить на карандаш. Если направить струю воздуха и ли воды на пластинки, то катушка начнет вращаться.

1. Сколько надо пластинок (лопастей), чтобы скорость вращения стала наибольшей (от числа лопастей, скорость вращения не зависит)

2. Зависит ли скорость вращения катушки от высоты струи (чем выше струя, тем вращение быстрее).

С тех пор как люди изобрели колесо, они неустанно думали о том как заставить двигаться его самостоятельно.

В 1987 году английский инженер Чарльз Парсонсу изобрел реактивную паровую турбину, которая была установлена на небольшой катер

Вращать колесо можно используя пар, газ

Попытки соорудить «самобегающий экипаж» человек не оставлял никогда. И 1813 году барон Карл Дрез изобрел первый велосипед. Он соединил два колеса деревянной рамой и поставил седло. Но ногой от земли надо было отталкиваться носками ног. Это было не совсем удобно. И в 1840 году  к переднему колесу были приделаны первые педали (как у современных  трехколесных велосипедах). В 1845 году француз Пьер Мишо оборудовал ее тормозом. Это он назвал получившее устройство велосипедом, что в переводе означает «быстроног». А в 1890 году ветеринар Денлоп поставил на велосипед дутые шины. Велосипед двигался теперь не только легко и быстро, но и мягко и плавно. Так усилиями многих людей был изобретен современный велосипед.

Движению препятствует сила трения

Длительность вращения волчка зависит от размера диска и высоты его расположения от стола.

1.Сделать из плотного картона два маленьких и два больших круга. Соединить попарно центры одинаковых кругов палочкой, заостренной с двух концов. Соединенные два колеса образуют колесную пару. Одновременно опустить колесные пары с наклонной поверхности. Повторить опыт несколько раз  и убедиться, что скорость движения спаренных колес и пути разные. Почему колесные пары останавливаются? Что препятствует их движению (сила трения препятствует движению)

2. Приготовить заостренную спичку, бумажный или картонный круг, немного пластилина. Проткнуть заостренной спичкой картон в центре круга. Взять вертикально расположенную спичку двумя пальцами за верхний край и резко закрутить. Сколько времени будет длиться вращение?  Переместить круг по высоте, относительно стола, повторить вращение. От чего зависит стойкость и длительность вращения?

1. При каком размере круга (диска) волчок будет крутиться дольше, если диск равен:

а) размеру крышки молочной бутылки

б) размеру дна стакана

в) размеру крышки маленького кофейного блюдца

г) размер диска не имеет значения

(ответ «в»)