"Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познавательный досуг в старшей-подготовительной  группе.

Конспект занятия для детей 5-7 лет "Путешествие в прошлое часов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_chasov.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный досуг в старшей - подготовительной группе

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет "Путешествие в прошлое часов".


Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект занятия "Путешествие в прошлое часов", который ориентирован  на проявление интереса детей к истории часов, познавательный диалог со взрослым, дает представление о значении труда взрослых. Данный материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов.
Возраст детей 5 - 7 лет.
Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи: познакомить с историей часов, учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления, воспитывать уважение к труду людей - изобретателя, созидателя, творца.
Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового механизма; разные часы: песочные, водяные, масляные, огневые, живые, механические, электронные,  картина с изображением солнечных часов,.
Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова,  заучивание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие!  Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь  отгадать загадку:


Нет ног, ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

Дети: Часы.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.

Очень часто вам говорят:"Заканчивайте, осталось 5 минут"-и смотрят на часы. Или: " В десять часов идем на физкультурное занятие". А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, завтракать, когда идти на работу?

Я вам напомню  потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов;

Петя, Петя, петушок,-

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает! ( ответы детей)


(Подходят к первому столу, на котором лежит картинка с петушком).

Ребята, в давние времена люди узнавали время по "живым часам". Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух?
Дети: Нет!
Воспитатель: Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны.


Подходим ко второму столу.

- Ребята, а какие первые часы придумал человек? Солнечные
Воспитатель: -.:. Послушайте удивительную историю.
Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень  тоже пробежала круг. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал  : вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (часы работают только в солнечную погоду. Домой их не принесешь. Ночью и вечером они тоже не работают).
Кто изобрел солнечные часы?
Дети: Человек.
Воспитатель: Как можно назвать такого человека?
Дети:, изобретатель.
Воспитатель: А сейчас, ребятки, подойдем к другому столу.
(на столе иллюстрации с изображением песочных и водяных часов).

Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап...кап...кап...кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу.

Но такие часы тоже были неудобны- се время приходилось наливать воду. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.


А вот песочные часы, они тоже без стрелок  и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать, потому что их хватает на несколько минут: 3. 5, 10.
Где ими удобно пользоваться?
-  Их  можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов, и в поликлинике.

Подходим к следующему столу.( На  столе картинки с изображением масляных и огневых часов).

Но вот люди изобрели  масляные часы. Как они устроены? ( Горит огонь и масло потихоньку сгорает в пробирке. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет  нужно все время следить, не кончилось ли масло, подливать его, они могут упасть и случится пожар.)

 А это , что за свечка? Зачем она здесь?

- Это - тоже часы. Как вы думаете, узнавали время по свечке? ( когда свечка сгорит , прошел день.) Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы?


Подходим к другому столу.


(На столе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде).

Воспитатель: Врем бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.


Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.


Воспитатель:А теперь давайте подойдем еще к одному столу.
(На столе лежат изображения электрических и электронных часов)
Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку. (демонстрация батарейки).
Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах.
На трубе и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю. Есть такая профессия ,которая называется- Часовщик. Эти люди делают для всех нас часы.
Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
- А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?
- Почему человек изобрел часы?
-Молодцы! А сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый из вас представит себя в роли часовщика. Вы должны будете придумать  и нарисовать часы, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)

Програм.задачи:   познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.         ...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....