Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе «Библиотека»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Завьялова Елена Анатольевна

Рекомендации.   Эта игра поможет выполнить ряд задач  поставленных в комплексной  образовательной программе «От рождения до школы» и к концу дошкольного детства ребенок сформируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения станет более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он  будет воспринимать книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга.

                                                                                 

Конспект

сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе №8                                                   «Библиотека»

        Аудитория: слушатели КПК по программе «Современные аспекты деятельности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Дата проведения: 25 ноября 2015г.

Подготовил:

воспитатель подготовительной группы

Завьялова Елена Анатольевна                                                                                                                                                                                                

 

                                                                         

Санкт-Петербург

2015

Вступление.                                                                                                                                                          Конспект составлен  с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155, примерной основной образовательной программой и комплексной программой  «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

        В игре учтены индивидуальные и возрастные особенности т.к. в играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли  (например, секретарь - помощник выполняет распоряжения директора библиотеки, но служащие, в свою очередь выполняют ее указания).

Тема игры  «Библиотека» выбрана не случайно, т.к. наша группа ведет тесное сотрудничество с библиотекой семейного чтения им. В.А. Гущина в рамках  проектной деятельности по Программе Г.Т. Алиферовой «Первые шаги»,  Петербурговедение для малышей от 3 до 7  и   «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,  и разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день,  проблемы не читающего молодого поколения, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников, а также отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни, что и  направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы. 

Предполагаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

- сформировать банк методических материалов по данной теме;

- пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе;

Рекомендации.                                                                                                                                     Эта игра поможет выполнить ряд задач  поставленных в комплексной  образовательной программе «От рождения до школы» и к концу дошкольного детства ребенок сформируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения станет более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он  будет воспринимать книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Разовьются речевые умения , увеличится словарный запас,  что позволит полноценно общаться с разным контингентом людей.  К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни - главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.

Используемые технологии:

Игровая

Проектный метод

Цель мероприятия:  Создание социально -  игровой  ситуации для развития  всестороннего личностного морально-нравственного, познавательного развития и  творческих способностей через сюжетно-ролевую игру «Библиотека».

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                                                                                                                   - Расширять и систематизировать представления детей о библиотеке, как о центре познания мира;

  - Формировать у детей реалистичные представления о профессии библиотекаря и других сопутствующих профессиях

Развивающие:                                                                                                                                            - Развивать умение объединяться для совместной игры договариваться, учитывая интересы других;                                                                                                                                        -  Развивать сюжет игры на основе полученного опыта, брать на себя роль и выполнять ее;                                                                                                                                                                    - Развивать диалогическую речь и  обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Воспитательные                                                                                                                                                          - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми                                                                                             - Воспитывать уважительное отношение к труду библиотекаря                                          - Воспитывать культуру поведения  в общественных местах.

Оборудование для педагога.  Игра «Кот в мешке» загадки, бейджик,  маркер рабочего места директора библиотеки.                                                                                                Оборудование для детей.  Маркеры,  игрового пространства – таблички,  бейджики, алгоритмы действий,  игровые атрибуты, книги, формуляры, телефоны,  фотоаппараты.                                                                                                                                                                                                                                                                      Предварительная работа.

Экскурсия в библиотеку.

1.Ознакомительная

2.Тематическая  «Санкт- Петербург глазами детей», « Детство без опасности».

Просмотр презентации «Книжкин дом».

Мультзал :                                                                                                                                « Гришкины Книжки»                                                                                                         «Летающие книги»                                                                                                                        Смешарики. Азбука чтения -  "Любишь книгу - больше знаешь!"                                        «Уроки хороших манер». Поведение в библиотеке.                                                                            

Слушание музыки: Татьяна Боркова «Библиотечная песня»                                                    Стихи, загадки, поговорки. (картотека)                                                                                       

Выставка книг «Сказки разных народов». «Наш Петербург»                                                Стенгазета – коллаж  « Как стать хорошим читателем».

Работа с родителями – Акция «Подари книгу в групповую библиотеку» и подготовить рекламный проспект к книге.                                                                   Рекомендации родителям. «Читаем – играем».                                                                                                                                                                     Выбор места.( маркер игрового пространства)                                                                                                                                                                                                                  

Игровые ситуации:                                                                                                                                                                                                                   «Вежливые слова»                                                                                                   Дидактическая игра «Угадай произведение по картинке»                                                                                      Рассматривание иллюстраций из серии «Кем быть» «Библиотекарь»                                           Открытие книжной мастерской по ремонту книг «Умелые ручки»                                                                                               Дидактическая игра «Помоги книжке». Показ способов ремонта книг. Изготовление  атрибутов:  изготовление карманчиков для книг, читательских билетов, формуляров, закладок, пригласительных билетов, рекламных буклетов, бейджиков,  коробок из картона для их размещения; оборудование рабочих мест сотрудников библиотеки.

Вводная часть

 Мотивация -  «Открытие детской библиотеки в группе».

1 часть.  Дети играют, воспитатель обращает внимание на игрушку «Кот в мешке»

Вы уже знаете, что это не простой мешок – это мешок с загадками, давайте посмотрим, какие загадки нам предстоит отгадать сегодня.   Вот послушайте…                                 Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Есть листок, есть корешок. 
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

 

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

 Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)
В-ль
Правильно это библиотека.

 2. часть. Скажите, кто работает в библиотеке?- Дети называют сотрудников библиотеки.                                                                                                                                      Сегодня у нас не простой день, а день открытия  нашей библиотеки.                                                                                                                                                                          Чтобы открыть библиотеку  нам нужны сотрудники, те кто там будет работать.                          Кто работает в библиотеке?   Какая у них должность или профессия?  - ответы детей.                                                                                      Как и везде,  на заводах, в детских садах, школах  есть самые главные люди .               Ответы детей  Директор, заведующий.   -Что они делают на работе?.                                      Принимают на работу.    Подсказывают,  кто и где будет работать, решают разные вопросы. Правильно!                                                                                                                           А самое главное – принимает на работу сотрудников. Сегодня   я  буду заведующей библиотекой,  вы согласны? – ответы детей.                                                                                                                             Воспитатель – директор библиотеки  предлагает детям стать сотрудниками библиотеки раздает  бейджики с названиями  сотрудников библиотеки  и алгоритмами  оборудования рабочего места.                                                                                                 Дети – сотрудники расходятся по своим рабочим местам  (создают игровое пространство).                                                                                                                                  Вос-ль  продолжает беседу. Библиотека не может работать без самых главных участников. Кто они? Кто приходит в библиотеку? – Ответы детей.                                               Конечно наши уважаемые, любознательные читатели. в  нашу библиотеку можно записаться всем желающим. А первым читателям  подарим именные читательские билеты (читателям раздаются читательские билеты). Давайте им поаплодируем …                                                Вос- ль просит своего помощника – секретаря проверить все ли готово к открытию.                                                                                                                     Все сотрудники  подходят к игровому центру открывают вывеску «Детская библиотека».                                                                                                                                   Вот и открылась наша библиотека.  Попросим нашего экскурсовода познакомить читателей с нашей библиотекой. (Библиотекарь - экскурсовод проводит экскурсию, знакомит читателей с отделами).                                                                                                                                        Игровые действия:

Заведующий библиотеки – находится в отдалении от играющих за столом, помогает сотрудникам, отвечает на вопросы. (косвенное руководство игрой)                                                                                                         Секретарь помощник директора по его просьбе звонит читателям и предлагает продлить абонемент книги, напоминает о сроках сдачи книги.  Кому трудно добраться до дома – предлагает вызвать такси. ( воспитатель предлагает одному из охранников взять на себя роль водителя) – если вам не трудно подвезите нашего читателя  - читатель называет свой адрес. Вы можете посетить наше кафе и выпить чашечку чая.

Библиотекарь абонементного зала - При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. Предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д. 
Библиотекарь читального зала.- предлагает пройти в читательский зал где имеются энциклопедии, журналы, газеты. Помогает в выборе книг, предлагает посмотреть каталог книг.                                                                                                                                                 Библиотекарь  отдела рекламы  и писем - предлагает рекламные буклеты новых книг для детей. - Она очень интересная. В ней много иллюстраций. Предлагаю вам ее прочесть и поделиться впечатлениями и оставить отзывы в гостевой книге( смайлики пишет имя и фамилию), отсылает заказные письма.                                                                                                        Библиотекарь  отдела выставок – предлагает посетить выставку новых детских книг подаренных в библиотеку.                                                                                                              Библиограф -  работает за компьютером, просматривает книги, заказывает новые, ремонтирует, предлагает читателям помочь в ремонте.                                                                                                                                                   Читатель  -   Здравствуйте. Меня интересует книга…. Смотрит каталог, Просит найти нужную книгу для ребенка (уходит домой читать ребенку книгу). Рассматривает книгу.                                                                                                                           Библиотекарь - Экскурсовод-   показывает  и рассказывает что есть в библиотеке и кто там работает.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Фотограф – Фотографирует, делает фото-альбом.    

Секретарь-помощник – по просьбе директора выполняет поручения. Сходить посмотреть оставшиеся читательские билеты и позвонить, пригласить на открытие библиотеки, узнать почему вовремя не сдали книги, сходить в читальный зал предложить библиотекарю сделать гимнастику для глаз с читателями.  Вызывает такси для читателей.  Предлагает, сходит в кафе которое находится рядом с библиотекой.  (создание новых игровых сюжетов в ходе игры)                                                                                  

Водитель- охранник:  перевозит  читателей. Заходите, присаживайтесь, назовите свой адрес.                                                                                                                    Охрана – следит за порядком, проверяет наличие читательских билетов. Предлагает оставить вещи и сумки  в камере хранения.

Воспитатель -  заведующий библиотеки. Уважаемые читатели сегодня наша библиотека закрывается. Когда будет поступление новой литературы,  мы вам сообщим. Напоминает сотрудникам проверить свои рабочие места, чтобы читатели аккуратно обращались с книгой, которую взяли в библиотеке.   Охране проверить сигнализацию.                                      

  1. Часть. Оценка игры.

Для оценки действий участников игры педагог раздает детям - читателям смайлики и просит подарить его понравившемуся участнику (приклеивает в книгу отзывов).                                                                                                        Дети выражают словесно свое мнение, аргументируют его. Выбирается лучший сотрудник дня (у кого больше смайликов), повышается и становится директором библиотеки в следующей игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Дидактические игры в подготовительной к школе группе

Дидактические игры подобраны по лексическим темам....

Конспект сюжетно-ролевой игры для подготовительных к школе групп по теме: «Зимние XXII олимпийские игры в Сочи» (Два дня из жизни спортсменов)

Данное занятие является сюжетно-ролевой игрой. Занятие позволяет ребятам совершенствоваться в том виде игр, которым отдают предпочтение. Занятие эмоционально – насыщенный, дает возможность детям окуну...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Конспект проведения квест-игры в подготовительной к школе группе "Поможем Буратино попасть в школу"

Цель: создание благоприятных условий для психологической готовности к школе детей подготовительной группы.Задачи:Образовательные:- закреплять представления о геометрических фигурах, умение составлять ...