Проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Насекомые"41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Насекомые».

Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно - исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-6 лет.

Продолжительность проекта: 1 месяц (16 мая – 16 июня 2016г.)

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели, муз.руководитель.

Проблема проекта: во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили убить жука. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

3. Развивать творческие способности.

4.Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

5. Воспитание бережного отношения к природе.

Продукт проекта:

  • Гусеница (аппликация из гофрированной бумаги).
  • Стрекоза (лепка).
  • Бабочки (аппликация из фантиков).
  • Божья коровка (лепка).
  • Муравейник (рисунок).
  • Картина «На лугу».
  • Картина из песка «На полянке» (сделана на прогулке).
  • Маски насекомых.
  • Книжки, сделанные родителями с детьми.
  • Итоговое открытое занятие «Насекомые».
  • Фотографии.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

  • Разработка проекта.
  • Диагностика экологических знаний о насекомых у детей.
  • Подбор литературных произведений, энциклопедической литературы, потешек, считалок, загадок, народных примет, пословиц и поговорок, крылатых выражений, дидактических игр, пальчиковых игр  о насекомых и т. д.
  • Подбор методической литературы и иллюстративного материала по теме.
  • Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Подбор музыкальных произведений по теме.
  • Подбор мультфильмов.
  • Составление плана основного этапа.

II этап – основной (реализация проекта):

  1. Беседы.

  1.1.Познавательные беседы.

  • Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
  • Для чего нужны цветам насекомые?
  • По каким признакам можно определить, что это насекомое?
  • Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
  • Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
  • Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
  • Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей).
  • Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
  • Назовите вредных насекомых. (Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.)
  • Как вы думаете, есть у насекомых враги? Кто они?
  • Почему кузнечик зеленого цвета?
  • А почему муравейник коричневый?
  • Зачем нужна насекомым такая окраска?

   1.2. Беседы о безопасности в природе.

2. Проведение игр в группе и на прогулке:

  • Игра «Найди насекомых в группе». Дети ищут насекомых (картинки), спрятавшихся в группе.
  • Игра «Превращения». У каждого ребенка карточка с насекомым. Дети, представьте что вы на лугу. Изобразите своего насекомого действиями и звуками которые он издает.
  • Подвижная игра «Цветы и пчелы». Дети изображают пчел, которые под музыку бегают врассыпную. Когда музыка заканчивается, дети становятся в обручи, где лежат искусственные цветы (пчела прилетела на цветок). Обручей меньше, чем детей. Оставшиеся без цветка (обруча) пчелки из игры выбывают.
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний». (Использование тематических картинок).
  • Настольно – печатная игра «Парочки». Расширять кругозор детей.
  • Дидактическая игра «Собери насекомых из геометрических фигур».
  • Дидактическая игра «Медведь и пчелы».

   Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

   Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.

                                              ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –

                                             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

  • Дидактическая игра «Пчелки и ласточка».

Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

 «Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

(Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку).

Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

  • Игра «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».

   Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

  • Игра «Поймай комара». К веревочке привязываю платочек длиной 0,5 метра – это «комар». Держу веревочку так, чтобы «комар» находился на 5-10 см выше поднятой руки ребенка. Дети, подпрыгивая, стараются прихлопнуть «комара» ладонями.
  • Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).

3. Проведение упражнений, дыхательной гимнастики и пальчиковой гимнастики:

  • Упражнение «Насекомые над лугом».

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. -                   ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит -      Указательные пальцы выставляют вперед, остальные
Укусить скорей спешит         поднимают, делают ритмичные выбросы рук попере-
                                                менно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, -     ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. -     делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.

  • Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела. 
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого загибают один пальчик
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. - делают кружки из пальцев и подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут ладошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.

  • Дыхательная гимнастика «На лесной полянке».

1. «Понюхай цветок»

   Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

 2. «Летят пчелы».

   Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

 3. «Подуй на бабочку»

   А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

  • Речь с движением «Жук»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, показывая жука)

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью, (показывают нос)

Улетел мой майский жук (машут руками)

Зажужжали крылья.

  • Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)
     

Пчелка трудится весь день 

(Дети руками обрисовывают перед собой круг).
И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания).
От цветка летит к цветку,

(Ритмично размахивают руками крылышками).
Клеит на брюшко пыльцу.

(Совершают круговые движения ладонью по животу).
Хоботком нектар сосет,

(Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится).
За день много соберет.

(Раскрывают перед собой все пальцы).
Унесет нектар тот в улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник).
И назад вернется пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед).
В сотах утрамбует мед, 

(Топают ногами).
Скоро ведь зима придет.

(Поеживание).
Будет пчелкам чем питаться.

(Имитируют движения ложкой).
Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание меда в соты).

4.  Знакомство с литературными произведениями:

  • М.Бородицкая «Разговор с пчелой»;
  • К.Чуковский «Тараканище», «Муха – цокотуха»;
  • Л.Кузьмин «Сверчок»;
  • И.А.Крылов « Стрекоза и Муравей»;
  • Г.Х.Андерсен « Дюймовочка»;
  • С.Михалков «Лесная академия», «Комар – Комарец»;
  • Н.Романова «Муравей Красная точка»;
  • В.Драгунский «Он живой и светится»;
  • Н.В.Нищева «Светлячок Светик» сказка;
  • Б.Заходер «Про всех»;
  • В.Бианки «Паучок – пилот».

5. Знакомство с энциклопедической литературой:

  • Все обо всем «Насекомые и пауки».

6.  Просмотр мультфильмов:

  • «Путешествие муравья» по мотивам сказки В.Бианки;
  • «Заяц, который любил давать советы»;
  •  «Стрекоза и муравей»;
  • «Лунтик»

7.  Слушание музыки и песен по теме:

  • Н.Римский – Корсаков «Полет шмеля»;
  • Песня «В траве сидел кузнечик»

8.  Изготовление поделок, масок насекомых.

9.   Картина из песка «На полянке».

10. Рисование насекомых.

11. Разучивание стихов о насекомых (Приложение №1):

  • Бабочка. (Считалка)
  • Осы. В Степанов
  • Комары.
  • Сверчок.
  • Пчелка.
  • Шмель.
  • Незваная гостья.

12. Загадывание загадок (Приложение №2).

13. Родители с детьми изготовляют книжки о насекомых. С детьми заранее обговорили, о каком насекомом будет их книга. Чтобы книги были разнообразными, насекомых выбрали разных.

14. Консультации для родителей «Первая помощь при укусах насекомых» (Приложение №3), «Как привить любовь к природе» (Приложение №4).

15. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

16. Рассматривание иллюстраций насекомых.

17. Объяснение крылатых выражений:

  • «Комар носа не подточит»
  • «Какая муха тебя укусила?»
  • «Он мухи не обидит»
  • «Сделать из мухи слона»
  • «Тружусь как пчелка».

 18.  Объяснение пословиц и поговорок:

  • Муравей не велик, а горы копает.
  • На муравейнике долго не усидишь.
  • Одна пчела много меду не наносит.
  • Жужжала муха, дождалась паука.

 19. Народные приметы:

  • Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
  • Если много комаров – готовь короб для ягод.
  • Если много мошек – готовь по грибы лукошек.

III этап – заключительный:

  • Оформление выставки детских работ.
  • Книжки о насекомых, сделанные детьми совместно с родителями.
  • Итоговое открытое занятие «Насекомые» (Приложение №5).

                                 

Приложение №1.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

                                 

               Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее  и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

                              В.Степанов        

                ***

-Комары, комары!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

 ***

Чок, чок, чок!

 На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

Пчёлка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьёт-

Собирает мёд.

***

Я – большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель

Жаркими лучами,

Звонкими ручьями.

Незваная гостья.

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан – можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Приложение №2.

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?               (Стрекоза.)

           

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей.)

Модница крылатая,
 Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, 
Укусит — будет плохо.
                                      ( Оса).

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

                                             (Пчёлы.)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

                          (Бабочка)

Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.

                           (Божья коровка)

 Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …

                              (кузнечик)

Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

                                                                     (жук)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

                                           (Гусеница.)

 Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

                                                (Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

                                               (Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

                                             (Гусеница.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

                                             (Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

                                                (Светлячок.)

   В лугах без устали

 Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
                                                (Пчела)

                                Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка – 
Зеленая спинка.
                                      (Кузнечик)

Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

 Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

 Не моторы, а шумят,
   Не пилоты, а летят,
   Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

                                        (Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

                                     (Пчела)

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

                                   (Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

                                     (Комар)

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Во фраке зеленом маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

                                     (Кузнечик.)

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

                                     (Муравьи.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

                                  (Стрекоза.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

                     (Жук.)

С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу, гужу, и мед вожу.

                              (Пчела.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

                               (Бабочка.)

Приложение №3.

Первая помощь при укусах насекомых

   Наступило лето, а вместе с ним пора отпусков, поездок на дачу и отдыха на природе. Кусающие и жалящие насекомые подстерегают нас везде. Как правило, последствия их укусов не опасны и часто проходят без осложнений. Но это при условии оказания правильной первой помощи.

Комары.

   Для защиты ребенка от комаров можно использовать только детские репелленты, соответствующие его возрасту. По сравнению с репеллентами для взрослых они менее токсичны. Как правило, антикомариные средства продаются и для детей. Эти препараты нужно использовать с большой осторожностью! Не намазывайте ребенка антикомариным средством «просто так», если в парке, где вы гуляете, вьется один назойливый комар. Крем от комаров, используемый по причине «чтобы мама была спокойной», принесет больше вреда, чем пара укусов. Что ни говори, он остается химией, которую прекрасно впитывает кожа.

   Спреи, кремы, лосьоны нужно наносить тонким слоем, не втирая в кожу. А еще существуют салфетки, пропитанные антикомариным составом. Конечно же, вещество не должно попасть на ранки, царапины и на слизистые (в первую очередь в рот). Лицо и кисти рук ребенка лучше оставлять необработанными. Бегая, малыши потеют, и репеллент, стекая вместе с потом, может попасть в глаза или рот, а с облизанных пальцев прямиком попадет в живот. И вообще, по возможности лучше обработать детскую одежду, а не кожу. Не жалейте одежду – отстирается. Пожалейте кожу – впитается!

   Любое средство защиты наносите не более 2-3 раз в день, а после возвращения с прогулки нужно обязательно смыть антикомариный состав с кожи ребенка теплой водой с мылом. Если вы видите, что комары всеравно вьются вокруг ребенка, - не используйте крем каждые полчаса. Любой крем рассчитан не менее чем на два часа. Если он не действует – возможно, вы купили подделку. Либо комаров привлекает какой-то запах – ваш личный парфюм, дезодорант. Либо они вьются вокруг вас, но не садятся, такое тоже бывает.

Как защитить ребенка от комаров подручными средствами.

  1. Смешайте порошок ванилина с подсолнечным маслом или детским кремом. Эту смесь нанесите на одежду или на кожу ребенка. Также можно нанести на одежду несколько капель гвоздичного или эвкалиптового масла.
  2. Смешайте 50 мл растительного масла, 30 капель масла чайного дерева и 5 капель гвоздичного масла. Перелейте полученную смесь в бутылку темного стекла и сильно встряхните. Этот натуральный репеллент можно наносить и на очень чувствительную кожу.

   Осторожно с маслами! Любые эфирные масла нужно обязательно разводить кремом или растительным маслом. Иначе рискуете получить солнечный ожог в смазанном месте.

  1. Можно смазать кожу ребенка настойкой прополиса, если нет аллергии к продуктам пчеловодства.

Что делать при укусе комара?

   Промойте пораженное место водой с мылом, приложите лед или холодный компресс, чтобы снять боль и зуд.

Укус пчелы или осы.

   Укус пчелы или осы не остаётся незамеченным. При этом появляется острая боль и припухлость. А пчела ещё оставляет в коже жало.

   Почувствовав укус, нужно, прежде всего, осмотреть ранку на предмет наличия в ней жала и если оно есть - извлечь его пинцетом или ногтями. К укушенному месту следует приложить раствор соды или смоченную спиртом ватку. Для уменьшения боли и отека прикладывают холод.

   Не следует выдавливать жало пальцами, чтобы яд не распространялся под кожей. Ранку стоит смазать зелёнкой или йодом. Не лишним будет принять противоаллергические препараты.

Укус мошки.

   Мелкие мошки активны на солнце, они проживают возле проточной воды. Реагируют на запах пота и любят белую одежду. Кусая, мошка впрыскивает под кожу ядовитую слюну – заморозку и разжижители крови, чтобы удобнее было «вампирить». Яд вызывает значительный отек (который может держаться неделю), а за ним и зуд. Воздержаться от расчесывания места укуса практически невозможно – как взрослому, так и ребенку. Укус протирают нашатырным спиртом и прикладывают лед, который, с одной стороны, охлаждает воспаленное место, с другой – заставляет ткани сжиматься и выбрасывать яд наружу. Лед тает, вода стекает, яд благополучно смывается.

Укус муравья.

   Этих маленьких тружеников знают все, даже маленькие дети. Но далеко не всем известно, что некоторые из них могут быть опасны для человека, а особенно для ребенка.

   Основное оружие муравьев - это муравьиная кислота, которую они выделяют при возникновении опасности. Имейте в виду, что потревоженный муравей может брызгать кислоту на довольно большие расстояния (до тридцати сантиметров). Она проникает в организм человека при укусах муравьев. Особенно опасно, если этот яд (а муравьиная кислота таковым является) попадает в глаза ребенку и на другие слизистые.

   Укус одного муравья не опасен для человека. Он напоминает укол маленькой иголки. Но множественные укусы вызывают довольно неприятные и болезненные ощущения и способны нанести вред здоровью детей, особенно если они склонны к аллергическим реакциям.

   Что делать если покусали муравьи:

  1. Обработайте пораженные места водкой, спиртом или одеколоном.
  2. Если есть возможность, сделайте ребенку теплую водяную ванну.
  3. Приложите лед или холодный компресс для снятия боли и уменьшения отечности.
  4.  Укушенные места можно обработать водным раствором соли или соды, маслом чайного дерева, соком алоэ.
  5.  В случае возникновения аллергической реакции - используйте антигистаминные препараты, рекомендованные лечащим врачом. Если состояние ребенка не улучшается - немедленно обратитесь к врачу.

Приложение №4.

Как привить  любовь к природе.

   Большинство людей считают, что любовь к природе появляется как-то сама собой. И что ребёнку как-то специально прививать её не стоит. Отчасти эти люди правы: если родители относятся к природе гуманно, то никаких специальных мероприятий ребёнку устраивать не надо: он будет бессознательно перенимать манеру поведения родителей. А вот что делать в том случае, если по какой-то причине ребёнок к природе равнодушен? И как быть со взрослыми, которые оказывают губительное влияние на окружающую среду?

   Детей нужно воспитывать в «экологичном стиле». Детям до двух лет можно активно давать трогать маленьких букашек, показывать гусениц, бабочек и прочую «мелочь». Они будут с удовольствием осваивать окружающий мир. А если вы вместе с малышом вытащите какую-нибудь букашку из лужи или спасёте комара, то этим поступком на понятном для ребёнка языке объясните, как можно помогать животным.

   Если ребёнок обошёлся с животным жёстко и даже жестоко (дёргал кота за хвост, колол палкой собаку и т.д.), не торопитесь его ругать. Мягко объясните ему, почему этого делать нельзя, дайте ему возможность исправить ситуацию.

   Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Чем больше ребенок находится на природе, тем теснее его связь с ней.

      Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Смотрите вместе документальные фильмы о дикой природе, обсуждайте увиденное.

   Хорошо действует на детей самостоятельное высаживание растений и уход за ними. Дачный участок, на котором вы вместе с ребёнком будете ухаживать за цветами, станет для маленького человечка источником любви к природе. То, что посажено самостоятельно, запоминается на долгие годы. Пусть это не будут тяжёлые сельскохозяйственные работы: просто немного повозиться в земле — это уже пролог экологического воспитания.

   Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

   Вы скажете: зачем всё это нужно? А затем, что те взрослые люди, которые мусорят, выбрасывают ядовитые отходы, сливают вредные вещества и т.д. — это и есть те выросшие дети, которым в свое время не привили любовь к природе. Нежный контакт с природой в детстве — это залог бережного к ней отношения во взрослом возрасте.

Приложение №5.

Конспект итогового занятия по экологии «Насекомые».

Средняя и старшая группы.

Воспитатель: Апицына Людмила Александровна.

   Цель: знакомство детей с разнообразным миром насекомых.

   Задачи:

  • Расширять знания детей о жизни насекомых.
  • Учить выделять отличительные и общие признаки насекомых.
  • Закреплять представления о том, что в природе все взаимосвязано.
  • Развивать логическое мышление, речь.
  • Воспитывать бережное отношение к насекомым.

   Оборудование: маски насекомых, музыка Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля», презентация, рисунки насекомых с недостающей частью тела – на каждого ребенка, фломастеры, книжки, сделанные родителями и детьми о насекомых, жетоны- картинки насекомых, 2 медали- ребенку из средней группы и  ребенку из старшей группы.

Ход занятия.

   Слайд №1.

   Дети вбегают в зал под музыку Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля», кружатся по залу и садятся на стулья.

   - Ребята, отгадайте загадку.

Они не звери, а с лапами,

Они не птицы, а с крыльями,

И бывают у них усы,

А бывают еще и носы…

Кто такие они? (Насекомые)

   - Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Они появились на нашей планете раньше, чем звери, птицы и рыбы. Они живут в мире повсюду, кроме морских глубин. Насекомые малы и часто незаметны, но играют большую роль в жизни планеты. Например, бабочки и пчелы опыляют растения, муравьи уничтожают вредных насекомых и разносят семена растений по лесу.

   Слайд №2 и №3. У насекомых шесть лапок, тело, состоящее из трех частей: головы, груди и брюшка, пара усиков, одна или две пары крыльев.

   - У каких насекомых одна пара крыльев? У каких две пары крыльев?

   - Почему их так называют – насекомые? От слова насечка. На брюшке видны полоски – насечки.

   - Посмотрите, перед вами лежат рисунки. Что с ними не так? (У насекомых нарисованы не все части тела.) Исправьте ошибки.

   Слайд №4. – Пока вы выполняли задание, к нам прилетел майский жук. Он хочет чтобы мы с ним поиграли. Выходите ко мне и повторяйте за мной движения.

Физкультминутка.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился «ж-ж-ж» (кружимся).

Жук, вот правая ладошка,

(вытягиваем правую руку и показываем ладошку).

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

(вытягиваем левую руку и показываем ладошку).

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

(руки вверх, двигаем пальцами рук)

И на дерево присел (присели, руки на колени).

На носочки мы привстали,

 Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно – хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог – «ж-ж-ж». (Сели на стулья)

   - Ну вот, осталась я на лугу одна среди цветов, нет ни одного насекомого.

   - Ребята, дома с родителями вы сделали книжки о насекомых. Ваня сделал книжку про майского жука. О нем Ваня нам и расскажет. (У Вани маска жука) Вот и жук прилетел ко мне на луг. (Рассказ о майском жуке и показ книжки.)

   - Множество разных личинок жуков рыхлят землю, делая ее плодородной.

   Слайд №5.

   - Посмотрите о ком следующий рассказ будет. (О стрекозе). Катя сделала книжку про стрекозу. (Показ книжки и рассказ о стрекозе).

   - А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете о ком расскажет Ксюша.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это…(Божья коровка).

  Слайд №6.  Показ книжки и рассказ о божьей коровке.

   - Божья коровка приносит огромную пользу людям, поедая тлей, которые наносят большой вред садам, огородам и полям, поедая растения.

   Слайд №7. Кирилл сделал книжку об осе. (Показ книжки и рассказ об осе).

   - Даша прочитает нам стихотворение, а вы угадайте о каком насекомом идет речь. (О светлячке). Слайд №8, №9. А мама расскажет о нем.

   - Отгадайте загадку, которую вам загадает Рома. (Комар) Слайд №10, №11. Рома с родителями сделал книжку о комаре. О нем нам расскажет папа Ромы.

   - Комары хоть и вредные насекомые, но они нужны в природе, потому что ими питаются другие насекомые. Например, стрекозы.

   - Ребята, покажите как летает комарик и какие звуки он издает. (В это время раскладываю игрушки – насекомых на «лугу».) Вот такой луг мне очень нравится!

   - Наше занятие про насекомых подходит к концу и я бы хотела узнать, кто больше всех знает о насекомых. Я буду задавать вопрос, кто правильно ответит - получает жетон. У кого окажется больше жетонов, тот и выиграет.

Викторина.

  1. Какой жук носит название того месяца, в котором появляется? (Майский жук) Слайд № 12.
  2. У какого насекомого коленки вывернуты назад? (У кузнечика) Слайд №13.
  3. Какое насекомое жалит, а после этого погибает? (Пчела) Слайд №14.
  4. Какие насекомые очень трудолюбивы? (Муравьи) Слайд №15.
  5. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он? (Майский жук) Слайд №16.
  6. Какое насекомое сравнивают с вертолетом? (Стрекоза) Слайд №17.
  7. У какого насекомого уши расположены на ногах? (У кузнечика) Слайд №18.
  8. Какое насекомое прозвали Цокотухой? (Муха) Слайд №19.
  9. Где живут муравьи? (В муравейнике) Слайд №20.
  10. У кого нос как спица? (У комара) Слайд №21.
  11. Пауки – это насекомые? (Нет)
  12. Лакомство божьей коровки. (Тля) Слайд №22.
  13. Пчелиный домик. (Улей) Слайд №23.

   Слайд №24. Подсчитывание жетонов и награждение.

   - О ком мы сегодня говорили?

   - Что у насекомых общее?

   - Насекомые – это часть природы. А в природе все взаимосвязано. Насекомыми можно любоваться, наблюдать за ними, слушать какие звуки они издают, их нужно беречь и охранять.

Литература.

  1. Журнал «Ребенок в детском саду». 2010. №4.
  2. Журнал «Ребенок в детском саду». 2010. №5.
  3. Журнал «Ребенок в детском саду». 2011. №1.
  4. Журнал «Ребенок в детском саду». 2011. №3.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №7.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание». 2015. №10.
  7. Научно – методический журнал. «Детский сад. Все для воспитателя». 2013, январь.
  8. Научно – методический журнал. «Детский сад. Все для воспитателя». 2013, май.
  9. Научно – методический журнал. «Детский сад. Все для воспитателя». 2014, апрель.
  10. Научно – методический журнал. «Детский сад. Все для воспитателя». 2014, июнь.
  11. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов». 2013, май.
  12. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  13. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  14. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод.пособие для воспитателей детских садов и учителей. – 3-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001.-128 с.
  15. «Мы». Программа экологического образования детей М 94 / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., 2001. – 240 с.
  16. Мир вокруг нас. Т.И.Попова, 1998.

Интернет – ресурсы:

      http://nasekomiy-mir.ru/

      http://nsportal.ru

      https://ru.wikipedia.org>Насекомые

      yandex.ru/images насекомыe