История глиняной игрушки
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект НОД по социальному миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinyanaya_posuda.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

                  МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

Конспект НОД по образовательной области

познавательное развитие

(социальный мир)

средняя группа №7

«История Глиняной посуды»

Воспитатель:

Ботвиньева Ольга Евгеньевна

2015 – 2016 год

Программное содержание: Познакомить детей с историей глиняной посуды; закрепить знания о свойствах и качествах глины, о ее применении в жизни человека;  учить составлять простой узор из элементов народного орнамента; воспитание интереса и уважения к русским народным промыслам.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.

Формы организации: отгадывание загадок, игры с правилами.

Предварительная работа:  Чтение  художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Горшок каши»; рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней; посещение мини - музея русская изба; разучивание пословиц, поговорок о посуде, труде.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер; выставка деревянной посуды; русский народный костюм, трафареты посуды, краски, кисточки, баночки с водой, аудиозапись русских народных песен, ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре», Изделия из глины (керамическая плитка, косметическая глина в баночке, лечебная глина в коробочке), элементы росписи.

Ожидаемый результат: составление простого узора из элементов народного орнамента, создать у детей веселое радостное настроение.

Ход мероприятия:

Звучит русская народна музыка,  «На горе – то калина». Дети заходят в зал, их встречает Марья рукодельница в русском народном сарафане.

Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! Вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Марья: Сяду рядышком на лавку,

            Вместе с вами посижу,

            Загадаю вам загадки-

            Кто смышленей, погляжу.

1 Она бывает, глубока, она бывает мелка,

Однако это не река, ведь из нее едят всегда.

                                                    (тарелка)

2 Я пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела!

                (чайник)

3 Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет.

          (чашка)

4 У кого ответа нет-

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить - нужна

                     (кастрюля)

5 Оближи и снова положи.

                     (ложка)

Марья: Верно! Скажите, для чего нужна посуда?

Дети: Чтобы из нее кушать и пить.

Марья:  Из чего ее делают?

Дети: Из металла, пластмассы.

Марья: Раньше на Руси посуду из чего изготавливали?

Дети: Из дерева.

Марья:  Велика Россия наша,

                И талантлив наш народ.

                О Руси родной, умельцах

                На весь мир молва идет.

Я приглашаю вас на выставку деревянной посуды.

Рассматривание выставки деревянной посуды.

Марья: А еще посуду делали из глины.

(Показ слайда)

Марья:  Используют глину – матушку люди давно. Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит свое  гнездо, заметили, что  кроме былинок она использует и глину. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.

   Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища: хаты – мазанки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой. Так же люди вручную начали изготовлять из глины посуду: чашки, кувшины, миски.

(Показ слайда)

   Ручное изготовление изделий называется ремеслом. Людей, которые своими руками изготавливали разнообразные изделия, называли ремесленниками, умельцами. Ремеслу учились с детства, передавая секреты мастерства своим детям и внукам. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки. А как это понять? Они из золота сделаны?

Дети: Нет! Просто человек может многое делать своими руками.

Марья: А вы знаете пословицы об умелых руках?

Дети: 1 Умелые руки не знают скуки.

            2 Одной рукой узла не завязать.

            3 Говорить легко, делать трудно.

            4 У работающего в руках дело огнем горит.

Марья: Молодцы! Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки. А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица. В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.

Я предлагаю вам друзья поиграть в русскую игру «Горшки».

В зал вбегает плачущая Федора.

Федора: Вот бедная я, одна,

              И плачу, и плачу я.

              Села бы я за стол,

              Да стол за ворота ушел

              Сварила бы я щи,

              Да кастрюлю пойди – поищи!

              И чашки ушли, и стаканы,

              Остались одни тараканы

              Ой- ой – ой! Ой- ой- ой!

              Помогите вернуть мне

              Посуду домой!

Марья: Ребята, поможем Федоре?

Дети: Да!

Марья: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Дети: «Федорино горе».

Марья: Кто автор сказки?

Дети: К. Чуковский.

Марья: Почему посуда убежала от Федоры?

Дети: Потому, что она не заботилась о ней.

Марья: Я приготовила заготовки разной посуды, только вот расписать не успела. Поможете мне?

Дети: Да!

Марья: Для начала проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед – назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(прыжки на месте)

Марья:  Садитесь за столы и приступайте к работе. Назовите элементы народного орнамента.

Дети: Волнистые линии, точки, круги.

Марья: Подумайте, как бы вы хотели расписать посуду.

Во время работы звучит русская народная музыка.

Марья: Кто закончил, положите свои работы на поднос.

Организуется выставка работ.

Марья: Посмотрите, какая замечательная у нас получилась посуда. А теперь вспомните, что больше всего вам понравилось?

Ответы детей

Марья: Давайте эту красивую посуду  подарим Федоре.

Федора: Спасибо вам, ребята! Какие вы умельцы!

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

 Буду, буду я посуду

И любить и уважать,

Марья: Федорушку посуда прощает. И сладким чаем нас угощает.

Чаепитие в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

конспект проекта на конкурс Я -исследователь (районный тур) "История глиняной посуды"

МАДОУ ЦРР –детский сад №2      Проект «История глиняной посуды»(номинация «неживая природа»)    Автор проекта: Пастернак Матвей, Пастернак Захар...

История глиняной игрушки.

В разработке вы найдете краткое описание истории разных видов глиняных игрушек, подробные рекомендации по их самостоятельному изготовлению, украшению. Имеющиеся здесь загадки, стихи, дидактические игр...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Консультация для родителей "Из истории глиняной игрушки"

Консультация для родителей "Из истории глиняной игрушки"...

Консультация для родителей "Из истории народной глиняной игрушки"

В консультации содержатся сведения о дымковской, филимоновской, тверской и каргопольской народных глиняных игрушках....