Что такое занятие-детектив?
статья по окружающему миру на тему
Данный вид занятия (или игры) используется для развития познательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое занятие-детектив? | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое занятие-детектив?
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Существуют традиционные и нетрадиционные занятия.
Занятие-детектив относится к нетрадиционному занятию.
Занятие-детектив – увлекательная игра для детей. Это игра придает познавательному содержанию привлекательность, обращает внимание детей на то, что находится рядом, но не всегда заметно. У дошкольников такие игры-занятия вызывают интерес, они активно участвуют в развитии сюжета игры, обогащая игровые действия, стремление овладеть правилами игры.
Это занятие типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией). Рассчитано такое занятие для детей старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная к школе группы). Рекомендовано проводить на свежем воздухе, во время прогулок. Проведение такого рода занятия особенно актуально в летний период, когда растут цветы, летает множество насекомых и птиц, оживает вся природа.
При проведении занятия-детектива можно использовать следующие формы: наблюдения, опыты, экологические походы, экскурсии, труд в природе, экологические маршруты, эксперименты, познавательные походы, составление гербария и др. в сочетании с динамическими паузами, играми, дыхательными гимнастиками, этюдами и др. Большим плюсом для проведения игры-детектива будет, если на участке ДОУ имеется метеоплощадка с соответствующим оборудованием.
Организуется данное занятие в соответствии с программным содержанием и возрастными особенностями детей; в игровой форме, с наличием демонстрационного и вспомогательного материала (лабораторное оборудование); с запланированным детективным сюжетом (поиск чего-либо, разгадка чего-либо, слежка за чем-либо и т.д.) и его героями (детективы, научные сотрудники, лаборанты и др.).
Проведение такого занятия помогает в детях развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
Требования к проведению занятия-детектива:
- Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности; наличия площадки на участке детского сада;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей;
- Наличие раздаточного лабораторного оборудования, демонстрационного материала, специальной формы для детей;
- Выбор объекта изучения (исследования);
- Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы);
- Умение педагога творчески составить конспект занятия с точностью и правильностью действий;
- Логика построения занятия, единая линия содержания;
- Обязателен эмоциональный компонент занятия;
- Связи с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
- Умения детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем;
- Оформление детьми журнала с занесением результатов исследований с помощью определенных символов.
Что получают дети от проведения занятия-детектива:
- Качественное усваивание детей программного материала; развитие познавательно-исследовательских способностей, развитие интереса к природе и всему окружающему миру;
- Очередная прогулка на свежем воздухе;
- Дети учатся ориентироваться в пространстве;
- Повышается ответственность детей;
- Развивается самостоятельность детей, творческое воображение, фантазия, наблюдательность, мышление и внимание;
- Дети много узнают о животном, растительном мире, о социальной действительности (транспорт, люди, здания и др.);
- Дети закрепляют знания о профессиях: детектив, научный работник, лаборант; об интересном и нелегком труде, специфических условиях труда;
- Дети учатся моделировать игровой диалог.
Примерные темы занятий-детективов для детей старшего дошкольного возраста:
- «Путешествие в Зеленую Аптеку»
- «Солнечные лучи»
- «Что такое тень?»
- «Дела и проделки Солнца»
- «Цветочная мозайка»
- «Кто есть, кто?»
- «Друзья цветов»
- «Отчего и почему?»
- «Совместимость цветов»
- «Цветы нашего села»
- «Разный лук»
- «Что там внутри»
- «Где чей домик»
- «Живые барометры» (определение параметров погоды по поведению лягушки, муравья, ласточки, паучков)
- «Летающие семена»
- «В кругосветное путешествие»
- «Растения-друзья»
- «Какая кора теплее»
- «Отчего пыльная дорога»
- «Во что одеты люди» или «Сезонная одежда»
- «Мы такие разные…»
- «Транспорт, встречающийся в нашем селе»
- «Красный автомобиль»
- «Постройки нашего села»
Вывод: Использование в образовательной деятельности нетрадиционного занятия-детектива позволяет детям активно участвовать в процессе исследования, дети дошкольного возраста испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Они развивают не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...