Что такое занятие-детектив?
статья по окружающему миру на тему

Корикова Альбина Евгеньевна

Данный вид занятия (или игры) используется для развития познательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое занятие-детектив?47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое занятие-детектив?

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/956/106956485_510.jpg

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Существуют традиционные и нетрадиционные занятия.

Занятие-детектив относится к нетрадиционному занятию.

Занятие-детектив – увлекательная игра для детей. Это игра придает познавательному содержанию привлекательность, обращает внимание детей на то, что находится рядом, но не всегда заметно. У дошкольников такие игры-занятия вызывают интерес, они активно участвуют в развитии сюжета игры, обогащая игровые действия, стремление овладеть правилами игры.

Это занятие типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией). Рассчитано такое занятие для детей старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная к школе группы). Рекомендовано проводить на свежем воздухе, во время прогулок. Проведение такого рода занятия особенно актуально в летний период, когда растут цветы, летает множество насекомых и птиц, оживает вся природа.

При проведении занятия-детектива можно использовать следующие формы: наблюдения, опыты, экологические походы, экскурсии, труд в природе, экологические маршруты, эксперименты, познавательные походы, составление гербария и др. в сочетании с динамическими паузами, играми, дыхательными гимнастиками, этюдами и др. Большим плюсом для проведения игры-детектива будет, если на участке ДОУ имеется метеоплощадка с соответствующим оборудованием.

Организуется данное занятие в соответствии с программным содержанием и возрастными особенностями детей; в игровой форме, с наличием демонстрационного и вспомогательного материала (лабораторное оборудование); с запланированным детективным сюжетом (поиск чего-либо, разгадка чего-либо, слежка за чем-либо и т.д.) и его героями (детективы, научные сотрудники, лаборанты и др.).

Проведение такого занятия помогает в детях развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Требования к проведению занятия-детектива:

  1. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности; наличия площадки на участке детского сада;
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей;
  3. Наличие раздаточного лабораторного оборудования, демонстрационного материала, специальной формы для детей;
  4. Выбор объекта изучения (исследования);
  5. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы);
  6. Умение педагога творчески составить конспект занятия с точностью и правильностью действий;
  7. Логика построения занятия, единая линия содержания;
  8. Обязателен эмоциональный компонент занятия;
  9. Связи с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
  10. Умения детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем;
  11. Оформление детьми журнала с занесением результатов исследований с помощью определенных символов.

Что получают дети от проведения занятия-детектива:

  1. Качественное усваивание детей программного материала; развитие познавательно-исследовательских способностей, развитие интереса к природе и всему окружающему миру;
  2. Очередная прогулка на свежем воздухе;
  3. Дети учатся ориентироваться в пространстве;
  4. Повышается ответственность детей;
  5. Развивается самостоятельность детей, творческое воображение, фантазия, наблюдательность, мышление и внимание;
  6. Дети много узнают о животном, растительном мире, о социальной действительности (транспорт, люди, здания и др.);
  7. Дети закрепляют знания о профессиях: детектив, научный работник, лаборант; об интересном и нелегком труде, специфических условиях труда;
  8. Дети учатся моделировать игровой диалог.

Примерные темы занятий-детективов для детей старшего дошкольного возраста:

  1. «Путешествие в Зеленую Аптеку»
  2. «Солнечные лучи»
  3. «Что такое тень?»
  4. «Дела и проделки Солнца»
  5. «Цветочная мозайка»
  6. «Кто есть, кто?»
  7. «Друзья цветов»
  8. «Отчего и почему?»
  9. «Совместимость цветов»
  10.  «Цветы нашего села»
  11.  «Разный лук»
  12.  «Что там внутри»
  13.  «Где чей домик»
  14.  «Живые барометры» (определение параметров погоды по поведению лягушки, муравья, ласточки, паучков)
  15. «Летающие семена»
  16. «В кругосветное путешествие»
  17. «Растения-друзья»
  18.  «Какая кора теплее»
  19.  «Отчего пыльная дорога»
  20.  «Во что одеты люди» или «Сезонная одежда»
  21.  «Мы такие разные…»
  22.  «Транспорт, встречающийся в нашем селе»
  23.  «Красный автомобиль»
  24.  «Постройки нашего села»

Вывод: Использование в образовательной деятельности нетрадиционного занятия-детектива позволяет детям активно участвовать в процессе исследования, дети дошкольного возраста испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Они развивают не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...