План по самообразованию
методическая разработка по окружающему миру на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_ganna.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей»

на 2016 по 2019 учебный год

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Программа построена с учётом возрастных особенностей детей.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ироничности, поэтичности, назидательности, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, отточенный годами, выработанный и проверенный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Ненецкий фольклор для детей: Пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Алмаз-Граф», 2013.

Работа с детьми

2016

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Январь

«Отгадай загадку. Овощи»

презентация по лексическим темам

Февраль

Просмотр кукольного театра по  сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Апрель

Знакомство с наставлениями, заповедями

Досуг «От поколения к поколению»

Работа с семьёй

Октябрь

 «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь».

Сообщение на родительском собрании

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Ноябрь

Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада        

Ноябрь

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Работа с детьми

2017

Октябрь  

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»        

С использованием  народного фольклора

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование ненецкой сказки «Почему рыбы живут в воде».

Январь

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Досуг «Наши любимые сказки»

Февраль

«Отгадай загадку. Фрукты»

презентация по лексическим темам

Апрель

«Русские народные игры на прогулке»        

Работа с семьёй

Сентябрь

 «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

Анкетирование родителей

Январь

«Как играли наши дедушки и бабушки»        

Вечер русских народных игр и забав

Март

«Диво – дивное, чудо – чудное»        

Выставка народных игрушек

Самореализация

Ноябрь

«Устное народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка»

Консультация для педагогов

Январь

Совместное творчество педагогов

 Мастер класс «Снежинки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Работа с детьми

2018

Октябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Декабрь

«Новогодний калейдоскоп»

презентация по лексическим темам

Февраль

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

«Народные игры на прогулке»        

Досуг «День оленевода»

Март

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Ноябрь

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Поделки для мини-музея»

Январь

«Значение малых жанров устного народного творчества»        

Консультация

Апрель

«Загадки, поговорки, пословицы»        

Наглядно – текстовая информация

Самореализация

Сентябрь

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Консультация для воспитателей

Февраль

Интернет – обмен передового опыта        

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Работа с детьми

2019

Октябрь

 «Домашние животные»

Презентация по лексическим темам

Январь

«Зима, зимние забавы»

Презентация по лексическим темам

Март  

«Поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи».

Проведение праздника 8 Марта

Апрель

Знакомство с поверьем, оберегом

Досуг

Работа с семьёй

Октябрь

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»        

Беседа с родителями на собрании        

Январь

 «В гостях у городецких мастеров»

Оформление ширмы        

Март

Совместное творчество с родителями

 Мастер класс «Арканное плетение»

Самореализация

Октябрь

«Театрализованные игры как средства развития речи детей»

Консультация для педагогов

Декабрь

Обмен опытом на сайтах        

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Предполагаемый результат: обогащение и расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками, повысить  интерес  к устному народному творчеству; развить фантазию и воображение; у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка; расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...