Проект "Правовое воспитание дошкольников"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Правовое воспитание дошкольников" | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«детский сад №5 г.Беслана»
Краткосрочный проект
правового воспитания дошкольников
в старшей группе
Разработчики проекта:
Худалова Б.В.
Басиева С.Г.
2013г.
Проект правового воспитания дошкольников
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Правовое воспитание» |
Срок выполнения проекта | Краткосрочный (октябрь - ноябрь) |
Дата начала: | 21.10.2013 |
Дата завершения: | 30.11.2013 |
Участники: | Дети Воспитатели Родители Предметники |
Актуальность
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребёнка.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребёнка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается непростительно примитивно: дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет всё в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребёнка не возникнет. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая её, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Проблема
Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребёнка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребёнка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной. Проведенные беседы с детьми своей группы показали, что у детей нет знаний о правах и обязанностях, не умеют оценивать своё поведение и поведение других людей, а также и оперировать ими в собственном поведении.
Ресурсное обеспечение проекта правового воспитания дошкольников в детском саду.
- кадровые ресурсы:
- заведующая МКДОУ д/с№5
- старший воспитатель
- педагог – психолог
- воспитатели
- нормативно – правовые ресурсы:
основные международные документы
- всеобщая декларация прав человека
- декларация прав ребёнка
- Конвенция ООН о правах ребенка
3.нормативные документы федерального уровня:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс
- Семейный кодекс РФ
- ФЗ РФ «Об образовании»
Цель проекта:
- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
- Сформировать модель единого культурного пространства
« Ребенок – Семья – Социум»;
- Воспитание будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.
Перспективный план
Подготовительный этап: | ||
Анкетирование родителей | Я и мой ребёнок | |
Оформление наглядно – информационного стенда | Ребёнок и его права | Пополнение его материалами |
Основной этап: | ||
Здравствуйте это Я! | Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что у каждого ребёнка есть права. | Игра «для чего этот предмет» Экскурсия к стенду МКДОУ «Конвенция для детей» |
Я, ты, он, она! (право ребёнка на имя, отчество, фамилию) | Довести до сознания детей, что каждый имеет право на имя, отчество, фамилию. | Игра «Назови ласково» Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка |
Моё имя | Закрепление полученных ранее знаний. | Занятие. Игра: «Где мы были мы не скажем , а что делали покажем» |
Сказки по правам | Театрализованное представление | Чтение худ. лит – ры: «3 поросёнка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» |
Право на жизнь | Тематические раскраски | приложение |
Стихи, поговорки | Художественный материал | приложение |
Я и моя семья! | Расширять представления о своей семье. Формировать обобщающие понятие «родители», учить называть имена, отчества членов семьи | Рассматривание семейных фотографий. Дидактические игры: «на кого ты похож», «какая твоя мама» Чтение : К. Ушинский «Петушок с семьей», «Бабушкины руки», «Братишка» |
Мой дом – моя крепость. (право на жилье) | Домашнее задание: Объемная композиция; выставка творческих работ | Беседа о членах семьи и помощи им со стороны ребёнка, культуре поведения. Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка дома», «Вот какой наш дом» |
Если что у вас болит, вам поможет Айболит! (Право на медицинское обслуживание и охрану здоровья) | Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребёнка, гарантирующей право на медицинский уход | Беседа по данному виду права. Игровое упражнение «Как вызвать скорую помощь». Целевая прогулка в кабинет старшей мед. сестры. Взаимодействие с инструктором по физкультуре и тренером бассейна. Занятие : «право на медицинское обслуживание». с/р игры: «Больница». |
Жизнь без насилия | Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формирование понятий о том, что непосильный труд может нанести вред здоровью. | Беседа: «Труд членов моей семьи», «мой труд на благо семьи (страны)». Дидактические игры: «Пожалей товарища». С/р игры по теме: «Разные профессии» |
Заключительный этап: | ||
Правовое воспитание | проект | презентация |
Я и мой ребёнок.
вопросы | ответы | ||
Можете ли вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1 | 2 | 3 | 4 |
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | а | б | в |
Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | а | б | в |
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | а | б | в |
Извиниться перед ребенком в случае неправоты? | а | б | в |
Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? | а | б | в |
Поставить себя на место ребенка? | а | б | в |
Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? | а | б | в |
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | а | б | в |
Всегда воздерживаться мот употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | а | б | в |
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? | а | б | в |
Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться? | а | б | в |
Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | а | б | в |
Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть? | а | б | в |
Итог: |
Конспект занятия по правовому воспитанию
в средней группе на тему:
«Я, ты, он, она! »
Программное содержание
Образовательные задачи:
- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
- дать детям представления о важности права на имя;
- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.
Предшествующая работа
1. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;
2. Разучивание пословиц, стихов, поговорок, хоровод о правах ребенка;
3. Рассматривание иллюстраций (эмблем);
4. Рисование на тему: «Моя семья».
Оборудование
Календарь, картинки с буквой «Я», иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении.
Раздаточный материал
Картонное свидетельство с эмблемой «Право на имя», гуашь, колпачки, карандаши, кисточки.
Ход занятия
Дети входят в группу здороваются с гостями.
Организационный момент.
Воспитатель: Милые дети,
Вы всех прекраснее на свете
Вот таких хороших, хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть.
Речь с движениями.
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Вместе и во всем мы друзьям помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Вбегает Человек Рассеянный с улицы Бассейной.
Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята! Я – Человек Рассеянный с улицы Бассейной. А пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам подарок (достает календарь). Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей). А почему в календаре, одни числа черные, а другие – красные?
Дети: Красные числа – это праздники, а черные числа – это будни.
Человек Рассеянный: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети: Да, есть. Это 1 июня – День защиты детей!
Человек Рассеянный: Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас?! И назовем его – «День прав ребёнка»!
Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник – «День прав ребенка»! Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Ребенок: Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Человек Рассеянный: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах). Где же оно? Ах, вот, нашел! (находит конверт в носке, открывает, достает карточки с буквой «Я» (7шт.), выкладывает их на мольберте. Что это за буква?
Дети: Это буква «Я».
Человек Рассеянный: Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?
Дети считают вместе с Человеком Рассеянным.
Человек Рассеянный: Всё верно, семь! Семь – Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Человек Рассеянный: Расскажите мне, что это за право?
Ребенок 1: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребенок 2: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.
Ребенок 3: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.
Ребенок 4: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Человек Рассеянный: Я всё понял, у детей есть право на семью и у меня есть право на семью.
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребенок 1: Я обязан убирать за собой игрушки.
Ребенок 2: Я заправляю постель.
Ребенок 3: Я и мой братишка помогаем маме в уборке дома.
Ребенок 4: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
- А давайте сейчас с вами почувствуем как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей птичку».
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленькую птичку у себя в руках. Чтобы её согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите её к груди… А теперь посмотрите на вашу птичку, согрелась она у вас? Выпустите птичку на волю. Посмотрите, она полетела к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькой птичке. Она согрелась и улетела.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Воспитатель: Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть,
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
- Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дети: - В семье дружат – живут, не тужат.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- Вся семья вместе, так и дитя на месте.
Человек Рассеянный: Молодцы, так много пословиц и поговорок знаете о семье. Мне так у вас понравилось! Но делать нечего, надо спешить! А то я по рассеянности опять что-нибудь забуду. До свидания, ребята!
(Человек Рассеянный уходит. Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садиться на стульчик.)
Воспитатель: Интересно, какой-то мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал,
Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же его назвать?
Дети: Кузя, Нафаня и т.д.
Воспитатель: Теперь, домовенко, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравиться тебе твое имя?
Кузя: Очень нравится. Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя «Кузя». Что же оно обозначает?
Дети: К – культурный, красивый.
У – умный, уважаемый.
З –заботливый, знающий.
Я – яркий, ясный.
Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать о своем имени?
Ребенок 1: Я – Лиза.
Лиза – добрая душа,
Обаятельна, открыта,
И собою хороша,
Может будет знаменита!
Ребенок 2: Юлия – от латинского слова кудрявая.
Посмотри-ка, Юленька,
В зеркало лучистое,
Ты увидишь милая,
Кудри золотистые!
Ребенок 3: Дима – значит «мать земля»,
Вот в чем силушка моя!
Хоть работать за троих,
Хоть любить за четверых –
Силушки на все хватает:
Видно имя помогает.
Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
Эта книжка – невеличка
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
(Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельства о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).
Воспитатель: Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство свои друзьям!
Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день –«День прав ребенка!»
О чем самом важном для детей мы сегодня говорили?
Итог занятия.
Конспект занятия по правовому воспитанию детей средней группы
«Я и моя семья»
ЗАДАЧИ:
Продолжать знакомить детей с основами правового сознания: все люди на Земле защищены Законом, никто не может нарушать Права, записанные в Декларации. Закрепить и расширить знание детей по правовому воспитанию (право на имя, право на проживание в семье, право на жильё) ;
Познакомить детей с новым правом: правом на охрану здоровья;
Совершенствовать диалогическую речь;
Воспитывать любовь и заботу, к своим близким, к семье.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вчера в магазине я купила книгу и в ней нашла интересное стихотворение. Послушайте внимательно, о чем это стихотворение.
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА СЕМЬИ
Семья- защита от обид,
Для малышей она как щит,
Как прочна она броня
От холода и от огня.
Но из чего же сделан щит?
Любовью светлой он облит.
А что касается брони-
В ней глаз родительских огни.
Случилась с малышом беда,
Семья поймет его всегда;
Порой за шалость побранит,
Но все равно потом простит.
Семья - любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Не иссякают никогда.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить их и жалеть,
Чтобы они смогли взлететь.
ДЕТИ: О добре, о доме, о детском счастье, о семье.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как в вашей семье обращаются друг к другу?
ДЕТИ: По именам, по имени отчеству.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спросить двух, трех детей и. о. мамы или папы.
У каждого человека есть право на имя. Взрослых называют по имени отчеству, а вас родители называют добрыми, ласковыми именами.
Алина, как тебя мама называет? (Алиночка, Линочка)
А тебя Денис, как дома зовут? (Денисочка)
Давайте встанем и поиграем в игру «Ласковое имя»
ИГРА «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»
Дети встают возле стульчиков, передают друг другу цветок (символ права на имя) и называют своё имя в ласковой форме, как называют их дома.
Последнему ребенку предложить дополнить картинку с правом на имя символом- цветком.
(В группе установлена доска на которой изображены цветок, дом, сердечко, красный крест. По ходу занятия, к каждому изображению, дополняется символ права.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: О каком праве говорит сердечко?
ДЕТИ: О праве на любовь, о праве на счастья и т. д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети кто вас больше всего любит в вашей семье?
(на столе перед детьми лежат семейные фотографии)
Подойдите к фотографиям и расскажите о своих близких и родных.
(дети по фотографиям рассказывают о благополучии и семейном счастье)
Правом на любовь и заботу отметим символом- сердечком.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, вы такие счастливые, ведь у каждого из вас есть семья, тёплый и уютный дом.
А есть такие сказочные герои, у которых нет своего жилья.
Приглашаю вас в мир сказок!
Выберете и назовите сказки, где были нарушены права сказочных героев на жильё, и кто нарушил это право?
Рассматривание иллюстрации из сказок
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Три поросёнка» «Курочка ряба»
ДЕТИ: В сказке «заюшкина избушка» права зайчика нарушила лиса.
В сказке «теремок» право на жильё нарушил медведь.
В сказке «три поросёнка» право на жильё нарушил волк.
Сказка «курочка ряба» эта сказка здесь лишняя
ВОСПИТАТЕЛЬ: Серёжа, дополни символом- ключ, право на жильё.
4 Вот ещё один сказочный герой
Добрый Доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и паучок, и медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый Доктор Айболит!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как зовут главного героя в сказке?
Кому помогал Доктор Айболит в сказке?
ДЕТИ: Зверятам…
ВОСПИТАТЕЛЬ: Айболит, это Доктор, который лечит зверей, охраняет их здоровье.
Как лечил Айболит своих зверей?
ДЕТИ: Давал лекарство и таблетки, ставил градусник, прописывал витаминки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Болеют не только звери, но и взрослые и дети.
У всех взрослых и детей есть право на охрану здоровья и лечения.
К кому мы обращаемся за помощью, если вдруг заболеем?
ДЕТИ: В больницу, к врачу.
Врач всегда приедет. Выпишет лекарство и витамины, назначит лечение. Дети, на какой машине приезжает врач к больному человеку?
ДЕТИ: на машине скорой помощи.
ВОСПИТАТЕЛЬ: на чем добирался Айболит к больным зверям?
ДЕТИ: на самолете, на орле, на ките…
ВОСПИТАТЕЛЬ: чтобы Айболит смог быстрее добираться до больных зверей давайте для него сделаем машину скорой помощи.
ДЕТИ ДЕЛАЮТ АППЛИКАЦИЮ.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ КАРТИНКУ «Право на здоровье». Сегодня мы познакомились с новым правом, с правом на охрану здоровья. Символом права на охрану здоровья является красный крест.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Оля, прикрепи символ к новому праву.
ЧТОБЫ ВЫ ВСЕГДА БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ, ВЕСЁЛЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ ДОКТОР АЙБОЛИТ УГОЩАЕТ ВАС СПЕЦИАЛЬНЫМ ШОКОЛАДОМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...