Музей "Интерестных вещей"
статья по окружающему миру
Описание опыта работы по мини-музея "Интерестных вещей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mini-_muzey.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей «Интересных вещей» как средство формирования у детей
целостной картины окружающего мира
А.А.Кошелева,
МБДОУ «Детский сад №397» г.о.Самара,
Старший воспитатель
В современных стандартах по дошкольному образованию большое внимание уделяется формированию у детей целостной картины окружающего мира. Для того чтобы работа по данному направлению шла более плодотворно, было решено внедрять в работу ДОУ технологии музейной педагогики, которые создают условия для развития личности ребенка путём включения его в разноплановую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы.
В 2014-2015 учебном году в нашем детском саду с целью:
- обогащения предметно- развивающей среды
по художественно-эстетическому развитию детей,
- расширение кругозора детей,
- повышение интеллектуальных навыков,
- создания творческой площадки,
- развития логического и креативного мышления детей,
- развития духовно-нравственных качеств,
- формирования у дошкольников представлений о музее,
- повышение уровня культуры,
-социализации детей,
-коммуникативно-языкового развития,
в отдельном помещении детского сада был оформлен мини-музей «Интересных вещей». Для организации музея были использованы материалы собранные в результате конкурсной проектной деятельности по созданию групповых мини –музеев прошлого учебного года, материал был дополнен и систематизирован.
Мини -музей имеет несколько экспозиций:
- Мини-музей «Откуда хлеб к нам пришел»
Направлен в основном на социально-коммуникативное развитие воспитанников. Его основная задача обогащение знаний детей о том, как выращивают хлеб. Экспозиция помогает сформировать представление о труде хлеборобов, воспитать уважение к людям, которые трудятся на полях нашей страны, развить бережное отношение к хлебу. Материалы собранные в этом мини-музее призваны развивать интерес у детей к народным традициям, воспитывать чувство гордости за свою родину и желание знать больше о ее культуре.
- Мини-музей «Ложки»
Направлен на развитие любознательности и эмоциональности детей, формирование этических норм и правил. Экспозиция помогает сформировать представление об истории ложки, их видах и назначении, и правилах использования. Ознакомление детей с ложкой активизирует речевую активность, стимулирует познавательный интерес, развивает эмоциональную отзывчивость (ложка как произведение художественного искусства), формирует желание участвовать в коллективной деятельности (трудовой, творческой, игровой и пр.)
- Мини-музей «Пуговка»
Направлен на развитие эстетического отношения к окружающему миру формирование художественного вкуса, формирование самостоятельной творческой деятельности. Знакомство с таким предметом, как пуговица, способствует расширению представлений о пуговице и истории ее создания, помогает формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.
- Мини-музей «Береза символ родины моей»
Направлен на развитие познавательной активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Способствует расширению знаний об особенностях дерева ставшим символом России. Экспозиция помогает воспитывать положительное эмоциональное отношение к миру природы, любовь и бережное отношение ко всему живому. Через сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений.
- Мини- музей «Русская народная игрушка»
Направлен на социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с ᴨервых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений. В игре ребенок овладевает системой математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д. Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества и закрепить названия предметов окружающего мира. Гениальная игрушка Богородска - "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка.
- Мини –музей «Что растет у нас на грядках»
Направлен на изучение предметного окружения и социально-коммуникативное развитие воспитанников. Его основная задача обогащение знаний детей о том, как и какие овощи произрастают в нашем регионе, какие орудие труда необходимы для их посадки и ухода ,пополнение словарного запаса. Работа по этому направлению помогает сформировать представление о труде на огороде, расширить знания о инструментах для трудовой деятельности, воспитать уважение к людям выращивающим овощные культуры, развить бережное отношение к продуктам питания.
- Мини- музей «Русский быт»
Социально-коммуникативное и художественно- эстетическое развитие основные задачи этого музея, направленные на воспитание чувства патриотизма и толерантности.
Оформленная фольклорная изба и ее макет помогает познакомить детей с устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением, помогает расширить словарный запас.
Благодаря жителям русской избы дети могут познакомиться с народным костюмом.
В игре дети изучают фольклорные формы (сказки, песенки, потешки, пословицы). Учатся любить, понимать и уважать народные традиции.
Музей «интересных- вещей» создан для того, чтоб ребенок в полной мере мог ощутить духовную сторону жизни русского народа, принять и понять его историю и культуру.
Оформленные экспозиции практически единственная возможность для детей нашего детского сада посетить музей. Это связано с тем, что наш район удален от культурных центров, где они размещены, а так же с тем, что многие родители считают, что посещать музеи с детьми дошкольного возраста еще не целесообразно.
Педагоги детского сада стараются подробно воссоздать атмосферу настоящего музея. С этой целью была оформлена касса музея, где ребята могут «купить» себе настоящий билет. За музеем из числа педагогов был закреплен руководитель –экскурсовод, который в интересной форме знакомит воспитанников ДОУ с содержанием музеев согласно перспективному плану проведения экскурсий. (приложение 1)
Такая форма работы соответствует принципам ФГОС о интеграции образовательных областей и в полной мере решает задачу по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
Приложение 1.
Перспективный план проведения экскурсий в мини-музеях ДОУ
на учебный год:
Вторая младшая группа
Срок проведения | Мини-музей | Тема | Цель |
Сентябрь | «Русский быт» | «Как жили люди в старину» | Знакомство с бытом русского народа и убранством русской избы. |
Октябрь | «Музей хлеба» | «Откуда хлеб берется» | Обогатить знания детей о том, как производят хлеб. |
Ноябрь | «Музей народной игрушки» | «История русской народной игрушки» | Обогащение опыта созерцания и переживания эстетических объектов. Формирование умения откликаться на прекрасное в окружающей среде и искусстве. |
Декабрь | «Береза –символ родины моей» | «Береза и фольклор. Образы березы в русском народном творчестве» | Познакомить воспитанников с образом русской березы в устном народном творчестве. |
Январь | «Музей народной игрушки» | «Ручная игрушка (тряпичная)» | Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания предметов народного промысла. |
Февраль | «Русский быт» | «В гости к хозяюшке» | Знакомство с традициями и обычаями русского народа. |
Март | «Музей хлеба» | «Какой бывает хлеб» | Обогатить представления о хлебе. Познакомить с видами хлеба. |
Апрель | «Музей пуговицы» | «Что такое пуговица» | Обогатить представление детей о пуговице. |
Май | «Музей ложки» | «Происхождение ложки» | Обогащение представлений о ложке, истории ее возникновения, видах, особенностях. |
Средняя группа
Срок проведения | Мини-музей | Тема | Цель |
Сентябрь | «Русский быт» | «Строение русской избы» | Обогащение представлений о строении русской избы. Развить интерес к истории и традициям русского народа. |
Октябрь | «Музей хлеба» | «Пахота, сев и жатва» | Знакомство с длительным и трудным процессом выращивания хлеба. |
Ноябрь | «Музей народной игрушки» | «Художественные народные промыслы» | Формирование интереса к промыслам русского народа. Развитие интереса к художественному творчеству. |
Декабрь | «Береза –символ родины моей» | «Береза в жизни наших предков» | Развитие интереса к рассматриванию объектов из бересты и березы. Знакомство с ролью Березы в жизни наших предков и в современном мире. |
Январь | «Музей народной игрушки» | «Русские народные игрушки: дымковские и филимоновские» | Формирование опыта созерцания и переживания эстетических объектов. Воспитание бережного отношения к культурным ценностям. |
Февраль | «Русский быт» | «Русский народный костюм» | Обогащение представлений о культуре русского народа и декоративного творчества через знакомство с русским народным костюмом. |
Март | «Музей хлеба» | «Как хлеб растет» | Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих его. |
Апрель | «Музей пуговицы» | «Как появилась пуговица» | Обогащение представлений о пуговице, истории ее возникновения, видах, особенностях. |
Май | «Музей ложки» | «Первые ложки» | Расширить представление о ложке, кто придумал ложку, как использовали». |
Старшая группа
Срок проведения | Мини-музей | Тема | Цель |
Сентябрь | «Русский быт» | «Традиционная русская мебель» | Обогащение представлений об убранстве русской избы. Развить интерес к истории и традициям русского народа. |
Октябрь | «Музей хлеба» | «Помол зерна и приготовление теста» | Обогатить представление детей о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол. Познакомить с тем, как выпекают хлеб. |
Ноябрь | «Музей народной игрушки» | «Куклы, история их создания» | Знакомство со значением слова «кукла», историей создания и видов кукол. Кукла в быту и культуре славян. |
Декабрь | «Береза –символ родины моей» | «Береза символ и гордость русского народа» | Обогатить представление о том, почему из всех деревьев русский народ символом России выбрал белоствольную березоньку. Познакомить детей со значением березы в повседневной жизни людей и в фольклоре. |
Январь | «Музей народной игрушки» | «История создания матрешки» | Расширить представление детей о народной игрушке- матрешке, истории ее возникновения, особенностях оформления и видах. |
Февраль | «Русский быт» | «История русского самовара» | Знакомство с русским самоваром, как частью культуры народа. Обогатить представление детей о самоваре, истории его возникновения и традиций связанных с ним. |
Март | «Музей хлеба» | «Хлеб в печи» | Формировать представление о хлебе, как о необходимом продукте. Закрепить знания о том, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. |
Апрель | «Музей пуговицы» | «О чем может поведать пуговица» | Расширять представление детей о разновидностях пуговиц, их функции. |
Май | «Музей ложки» | «Ложкины истории» | Расширение представлений о ложке, историях связанных с ними, материалах из которых ложки изготавливаются, особенностях их назначения. |
Подготовительная группа
Срок проведения | Мини-музей | Тема | Цель |
Сентябрь | «Русский быт» | «Крестьянское жилище и утварь» | Обогащение представлений об убранстве русской избы и предметах обихода. Развить интерес к традициям русского народа. Формировать желание сохранять культурное наследие. |
Октябрь | «Музей хлеба» | «Откуда хлеб к нам пришел» | Закрепление знаний о пути, который проходи хлеб прежде, чем попасть к нам на стол начиная с пахоты, заканчивая прилавком в магазине.Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. |
Ноябрь | «Музей народной игрушки» | «Символика и образ народной игрушки» | Расширять представление детей об истории и развитии игрушки, о символике и образе народной игрушки, интерес к истокам нашего народа. |
Декабрь | «Береза –символ родины моей» | «Береза – символ родины моей» | Обогатить представление детей о истории создания поселка «Береза». Формировать интерес к культуре малой родины. Воспитывать уважение и патриотизм. |
Январь | «Музей народной игрушки» | «Ах, эти разные игрушки» | Расширять знания детей о видах игрушек, их назначении и традициях. Развивать коммуникативные навыки и патриотические чувства. |
Февраль | «Русский быт» | «Прялка и ткацкий станок» | Обогатить представление об культурных традициях связанных с производством пряжи и тканей. Познакомить с историей изобретения прялки и ткацкого станка, изменением облика человека. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение одежде. |
Март | «Музей хлеба» | «Хлеб – всему голова» | Формирование интереса и уважительного отношения к традициям русского народа связанных с хлебом. Знакомство детей с фольклором о хлебе. Формирование умения эмоционально откликаться на художественный образ. |
Апрель | «Музей пуговицы» | «Виды пуговиц» | Расширение представлений о пуговице, историях связанных с ними, материалах из которых пуговицы изготавливаются, особенностях их назначения. |
Май | «Музей ложки» | «История ложки от Древней Руси до наших лет»» | Обогатить представления детей о видах ложек, познакомить с историей появления и развития столовых приборов. |
Список литературы:
Книга одного автора
Ахунов В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов, Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр.: с. 44.
Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова, Искусство в школе. – 2008. – 3 «. – С. 28-29.
Виниченко В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко, Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 87-91.
Горбатова И. И. Первые шаги в мир культуры : дети и музей / И. И. Горбатова, Обсерватория культуры. – 2009. - № 1. – С. 70-77.
Загороднова Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова, Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.
Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее : учеб. пособие / О. Л. Некрасова-Каратеева. – М. : Высш. шк., 2005. – 207 с.
Нургалиева М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева, Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
Осорина М. В. Самодельные игрушки в психологическом контексте творческой игры ребенка / М. В. Осорина, Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 123-152.
Поцелуева А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева, Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289.
Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации / О. С. Сапанжа. – СПб., 2007. – 116 с.
Книга двух авторов
Макарова Н. П. , Т. А. Чичканова Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова, Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
Книга трех авторов
А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева – СПб., 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уникальная коллекция ВОЛШЕБНЫХ вещей для СКАЗОЧНЫХ занятий.
В моей работе мне очень помогает моя любовь к СКАЗКАМ и МАТЕМАТИКЕ. Я вижу, как меняются глаза детей, и даже дыхание замирает, когда я начинаю говорить: " В некотором царстве, в некотором государстве....
Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".
Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....
Ребёнок осваивает вещи сам,благодаря собственной активности.
Рекомендации для воспитателей....
Чудеса для детей из ненужных вещей
В преддверии новогодних праздников в детском саду «Березка» с 19 по 23 декабря стартовала экологическая акция «Елочка расти». Цель акции: Формирование у детей экологического сознания, культуры природо...
Консультация для родителей "Вещи сами не растут, сделать вещи - нужен труд..."
В консультации изложены рекомендации для родителей по подготовке детско-родительских сообщений о труде взрослых родного города...
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада "Сказочные вещи"
Театрализованное занятие в старшей группе, направленное на развитие эмоциональной выразительности детей при выполнении творческих заданий....
Опыт работы по конструированию и ручному труду «Игрушка своими руками, или старой вещи – новую жизнь»
Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками....