Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру
Рабочие программы по общеобразовательным предметам разработаны на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25» с учётом Примерных программ начального общего образования по предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._okruzhayushchiy_mir.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №__1__ от 30.08.2019г. Руководитель МО ______Соловьева А.А. | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_1_ от 30.08.2019г. Руководитель МС ______Дубровина Е.В. | Утверждено Директор МБОУ«СШ№25» ________Н.Ф.Белавина Приказ № 494 от 30.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
окружающий мир,
1 класс
на 2019 -2020 учебный год
г. Нижневартовск, 2018
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Плешакова. Окружающий мир (М.: Просвещение, 2015). Предмет интегрируется с региональным компонентом «Мы-дети природы» в количестве 4 часов.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Задачи на 2019 – 2020 учебный год:
- Достичь 100% успеваемости обучающихся по предмету.
- Достичь 15% охвата детей в мероприятиях по предмету, направленных на выявление одаренности.
- Достичь 15% обучающихся, вовлеченных в участие олимпиад по предмету.
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов в год, проектов — 4, проверим себя и оценим свои достижения—4, тест— 1.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- Окружающий мир.1 класс. ч.1,2. Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2014, 2017.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» + игровой материал. 1 класс. / О.В Казакова и др.
- Поурочные разработки. Уроки просвещения. Технологические карты уроков. 1 класс.
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».
Срок реализации рабочей программы 1 год.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
3. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различия по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.
Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество?
Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни. Правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (шоколад, изюм, мед и другие)?
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют, и как ученые узнали об этом?
Представление о далекие прошлые Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасности обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
Почему и зачем? (22ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др.). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.
Формы контроля
Текущий контроль:
- устный
- фронтальный – индивидуальный – групповой контроль
- самоконтроль – взаимоконтроль
– самостоятельные работы
- практические работы
Текущий контроль по окружающему миру можно осуществлять в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в основном в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Итоговый контроль:
- тесты, - тематические учеты, - олимпиады
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Название темы раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
Что и кто? | 20 | |
Как, откуда и куда? | 12 | |
Где и когда? | 11 | |
Почему и зачем? | 22 | |
Итого: | 66 |
4.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
(66 часов, 2 ч. в неделю)
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Дата 1 - в | Тема урока | Кол-во часов | Примечание Причина корректировки | |||
план | факт | |||||||
Раздел I.Введение(1 час) | ||||||||
1.1 | Задавайте вопросы | 1 | ||||||
Раздел II. Что и кто? (20 часов) | ||||||||
2.1 | Что такое Родина? | 1 | ||||||
2.2 | Что мы знаем о народах России? | 1 | ||||||
2.3 | Что мы знаем о Москве? | 1 | ||||||
2.4 | Проект «Моя малая Родина». Р.К. Ханты-Мансийск столица края – город на семи холмах. | 1 | ||||||
2.5 | Что у нас над головой? | 1 | ||||||
2.6 | Что у нас под ногами? | 1 | ||||||
2.7 | Что общего у разных растений? | 1 | ||||||
2.8 | Что растёт на подоконнике? | 1 | ||||||
2.9 | Что растёт на клумбе? | 1 | ||||||
2.10 | Что это за листья? Р.К. Сезонные изменения в жизни растений | 1 | ||||||
2.11 | Что такое хвоинки? | 1 | ||||||
2.12 | Кто такие насекомые? | 1 | ||||||
2.13 | Кто такие рыбы? | 1 | ||||||
2.14 | Кто такие птицы? Р.К. Разнообразие птиц Югры | 1 | ||||||
2.15 | Кто такие звери? Р.К. Разнообразный мир животных Югры. | 1 | ||||||
2.16 | Что окружает нас дома? | 1 | ||||||
2.17 | Что умеет компьютер? | 1 | ||||||
2.18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||||||
2.19 | На что похожа наша планета? | 1 | ||||||
2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | ||||||
Раздел III. Как, откуда и куда? (12 часов) | ||||||||
3.1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | ||||||
3.2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | ||||||
3.3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | ||||||
3.4 | Как путешествует письмо? | 1 | ||||||
3.5 | Куда текут реки? | 1 | ||||||
3.6 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | ||||||
3.7 | Как живут растения? | 1 | ||||||
3.8 | Как живут животные? | 1 | ||||||
3.9 | Как зимой помочь птицам? | 1 | ||||||
3.10 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||||||
3.11 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||||||
3.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» | 1 | ||||||
Раздел IV. Где и когда? (11 часов) | ||||||||
4.1 | Когда учиться интересно? | 1 | ||||||
4.2 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||||
4.3 | Когда придёт суббота? | 1 | ||||||
4.4 | Когда наступит лето? | 1 | ||||||
4.5 | Где живут белые медведи? | 1 | ||||||
4.6 | Где живут слоны? | 1 | ||||||
4.7 | Где зимуют птицы? | 1 | ||||||
4.8 | Когда появилась одежда? | 1 | ||||||
4.9 | Когда изобрели велосипед? | 1 | ||||||
4.10 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | ||||||
4.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||||
Раздел V. Почему и зачем? (22 часа) | ||||||||
5.1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | ||||||
5.2 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||||||
5.3 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | ||||||
5.4 | Почему звенит звонок? | 1 | ||||||
5.5 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||||||
5.6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||||||
5.7 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | ||||||
5.8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | ||||||
5.9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||||||
5.10 | Зачем мы спим ночью? | 1 | ||||||
5.11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||||||
5.12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | ||||||
5.13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||||||
5.14 | Зачем нужны автомобили? | 1 | ||||||
5.15 | Зачем нужны поезда? | 1 | ||||||
5.16 | Зачем строят корабли? | 1 | ||||||
5.17 | Зачем строят самолёты? | 1 | ||||||
5.18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||||||
5.19 | Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности ? | 1 | ||||||
5.20 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||||||
5.21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||||||
5.22 | Итоговый тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...