НОД "Путешествие во времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Борисова Татьяна Александровна

Конспект открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_vo_vremeni.odt18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.

«Путешествие во времени»

Цель:

- закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

-формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;

- учить определять время по часам.

- воспитывать интерес к технике.

- закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели.

Задачи:

- учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

-развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.

- развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

- развивать исследовательский интерес и любознательность;

-учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.

Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.

(Дети находят видеописьмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время».

- Что случилось в стране времени?

- Ребята, что произойдет, если сломаются все часы?  (слайд)

- А мы можем что-нибудь сделать для гнома?

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала Первое, что нам надо с вами сделать - это определить:      Что такое время?  

 -  Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки.

Работа в подгруппах.

Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам

I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?

II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?

III подгруппа. Как мы отмеряем время?

I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи,  и т.д.;

II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.;

 III подгр. - стрелки часов, целый отрывной календарь

-Что бы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.

1 задание.- Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе.

- Какое время года сейчас? (весна).

- Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…)

- Какой месяц сейчас? (март).

- Сколько месяцев в году? (12).

- Назовите по порядку.

- Назовите весенние месяцы.

- А сколько дней в неделе? (семь).

- Какой день сегодня?

- Назовите по порядку дни недели.

- Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке.

- Назовите по порядку части суток.

Молодцы!

2 задание

Игра «Назови соседей».

- У вас на столе есть листочки,  на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

 3 задание

- Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

- Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

 Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

 Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

(на доске написать решение задач и прочитать).

3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).

 3 5; 6 4; 7 7.

Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны?

Психологическая разгрузка.

Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат ,представьте как мы  восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое. Молодцы, отдохнули немного?

- Когда жили наши предки?

- А мы с вами где находимся?

- А завтра где будем?

- Как же нам попасть в прошлое?

  - Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение:

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.

- Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:

Замыкая дружный круг

В прошлом окажемся мы вдруг!

 Гному мы поможем:

Часы доставить сможем.

- Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? ( слайд)

- Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. ( слайд)

-Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.

             Здесь не погреб, не чулан

             Не растет за ним тюльпан

             Есть там светлая светлица

             Есть там русская девица

             Есть и печка и труба

             Это русская …….

Дети: - Изба. (слайд)

- Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)

- Кто жил в избах? (Люди, семья…….)

- А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там  и окажемся.(слайд)

- Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети.(слайд) А это русская печь - «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд)

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица - Щи да каша - пища наша.

- Давайте посмотрим нам передали какое то послание (слайд)

«Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»

- Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»?

(Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд)  Котомка - сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок - посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану).

- Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах . Сусек - ящик для хранения зерна.(слайд)

- Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?

 - Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)

Д.и. «Подбери пару»  

Чайник-самовар

Лапти-туфли

Перо-ручка

Телега-грузовик

Свеча-лампочка

Чугунок-кастрюля

Сундук-шкаф

- Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Делу время – потехе час.

Поздно поднялся – день потерял.

- Но можно ли было по пению петуха определить точное время?

- Какие первые часы придумал человек?( слайд)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит.

- Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

- Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?

Экспериментирование

- И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?

- Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы. Как они называются? (показываю песочные часы) (слайд)

- Ребенок: - В высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.

Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.

- Это было удобно?

- А где ими удобно пользоваться?

- Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы дальше  изобрел человек.

Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)

- Какие часы вы собрали на картинке? (показываю часы)

- Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время. (слайд)

(рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)

- Чем они неудобны?

- Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм? (слайд)

Просмотр видеоролика.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

- Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить? ( слайд)

- На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества или  сами высвечивают время на табло.

- Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. ( Просмотр слайдов с изображением часов). Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?

- Ребята, давайте сделаем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени.

Вместе делаем часы, беседуем.

Звучит музыка из песни.

- Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль и произносим заклинание:

 Замыкая дружный круг

В волшебной стране гнома окажемся вдруг.

  А вот и сам гномик нас благодарит (слайд)

- А вы , ребята хотите научиться определять время по часам?

- А может кто-то умеет?

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

 На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе думают ,куда поставить стрелки.

(Дети ставят стрелки на нужное место).Пять часов!

Игра повторяется несколько раз.

- Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.

Замыкая дружный круг,

В настоящем окажемся мы вдруг.

Вокруг себя повернись,

В нашей группе очутись.

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

- гном навел порядок в своей стране

- Какое доброе дело мы сделали?

- Что нового вы узнали?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Мне тоже понравилось путешествовать с вами. А хотите узнать больше о часах? В следующий раз мы пригласим к себе гнома, и он расскажет нам об огненных часах. Еще Гномик просил вам передать вот это угощение за помощь.  А сейчас предлагаю вам поделиться вашими впечатлениями с другими ребятами.

Самоанализ занятия.

Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».

Направление – познавательно-речевое

При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа:

- беседы по истории возникновения часов

- дидактические игры

- игры- путешествия

Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи:

- развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.

- учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

- развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество.

- развивать музыкальность детей.

- развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

- воспитывать интерес к технике.

- дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.

Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.

Методы:

- наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов)

- словесные (беседы, рассказы детей)

- практические (экспериментирование, физкультминутка)

- игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»)

Приемы:

- пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее.

Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера

 В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла.

Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение.

Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач.

Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД.

Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей.

В  НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач.

Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...