НОД "Путешествие во времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.
«Путешествие во времени»
Цель:
- закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
-формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;
- учить определять время по часам.
- воспитывать интерес к технике.
- закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели.
Задачи:
- учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.
-развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.
- развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.
- развивать исследовательский интерес и любознательность;
-учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.
Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.
(Дети находят видеописьмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время».
- Что случилось в стране времени?
- Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? (слайд)
- А мы можем что-нибудь сделать для гнома?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала Первое, что нам надо с вами сделать - это определить: Что такое время?
- Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки.
Работа в подгруппах.
Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам
I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?
II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?
III подгруппа. Как мы отмеряем время?
I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи, и т.д.;
II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.;
III подгр. - стрелки часов, целый отрывной календарь
-Что бы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.
1 задание.- Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе.
- Какое время года сейчас? (весна).
- Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…)
- Какой месяц сейчас? (март).
- Сколько месяцев в году? (12).
- Назовите по порядку.
- Назовите весенние месяцы.
- А сколько дней в неделе? (семь).
- Какой день сегодня?
- Назовите по порядку дни недели.
- Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке.
- Назовите по порядку части суток.
Молодцы!
2 задание
Игра «Назови соседей».
- У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.
3 задание
- Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.
1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).
- Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).
2) «Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь?» (две).
(четыре минус два равняется двум).
(на доске написать решение задач и прочитать).
3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).
3 5; 6 4; 7 7.
Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны?
Психологическая разгрузка.
Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат ,представьте как мы восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое. Молодцы, отдохнули немного?
- Когда жили наши предки?
- А мы с вами где находимся?
- А завтра где будем?
- Как же нам попасть в прошлое?
- Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение:
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.
- Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:
Замыкая дружный круг
В прошлом окажемся мы вдруг!
Гному мы поможем:
Часы доставить сможем.
- Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? ( слайд)
- Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. ( слайд)
-Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская …….
Дети: - Изба. (слайд)
- Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)
- Кто жил в избах? (Люди, семья…….)
- А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там и окажемся.(слайд)
- Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети.(слайд) А это русская печь - «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд)
На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица - Щи да каша - пища наша.
- Давайте посмотрим нам передали какое то послание (слайд)
«Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»
- Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»?
(Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд) Котомка - сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок - посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану).
- Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах . Сусек - ящик для хранения зерна.(слайд)
- Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?
- Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)
Д.и. «Подбери пару»
Чайник-самовар
Лапти-туфли
Перо-ручка
Телега-грузовик
Свеча-лампочка
Чугунок-кастрюля
Сундук-шкаф
- Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Делу время – потехе час.
Поздно поднялся – день потерял.
- Но можно ли было по пению петуха определить точное время?
- Какие первые часы придумал человек?( слайд)
Есть солнечные часы
Всех часов предки
сейчас они редки
Циферблат на земле лежит
А по небу солнышко бежит.
- Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.
- Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?
Экспериментирование
- И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?
- Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы. Как они называются? (показываю песочные часы) (слайд)
- Ребенок: - В высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.
Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.
- Это было удобно?
- А где ими удобно пользоваться?
- Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы дальше изобрел человек.
Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)
- Какие часы вы собрали на картинке? (показываю часы)
- Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время. (слайд)
(рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)
- Чем они неудобны?
- Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм? (слайд)
Просмотр видеоролика.
Физкультминутка:
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить? ( слайд)
- На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества или сами высвечивают время на табло.
- Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. ( Просмотр слайдов с изображением часов). Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?
- Ребята, давайте сделаем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени.
Вместе делаем часы, беседуем.
Звучит музыка из песни.
- Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль и произносим заклинание:
Замыкая дружный круг
В волшебной стране гнома окажемся вдруг.
А вот и сам гномик нас благодарит (слайд)
- А вы , ребята хотите научиться определять время по часам?
- А может кто-то умеет?
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе думают ,куда поставить стрелки.
(Дети ставят стрелки на нужное место).Пять часов!
Игра повторяется несколько раз.
- Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.
Замыкая дружный круг,
В настоящем окажемся мы вдруг.
Вокруг себя повернись,
В нашей группе очутись.
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.
- гном навел порядок в своей стране
- Какое доброе дело мы сделали?
- Что нового вы узнали?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Мне тоже понравилось путешествовать с вами. А хотите узнать больше о часах? В следующий раз мы пригласим к себе гнома, и он расскажет нам об огненных часах. Еще Гномик просил вам передать вот это угощение за помощь. А сейчас предлагаю вам поделиться вашими впечатлениями с другими ребятами.
Самоанализ занятия.
Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».
Направление – познавательно-речевое
При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа:
- беседы по истории возникновения часов
- дидактические игры
- игры- путешествия
Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Задачи:
- развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.
- учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.
- развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество.
- развивать музыкальность детей.
- развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.
- воспитывать интерес к технике.
- дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.
Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.
Методы:
- наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов)
- словесные (беседы, рассказы детей)
- практические (экспериментирование, физкультминутка)
- игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»)
Приемы:
- пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее.
Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера
В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла.
Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу.
На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение.
Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач.
Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД.
Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей.
В НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач.
Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"
Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта: научить детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...
Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"
В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного времени
Учить детей определять время...