Экологическое воспитание детей как показатель экологической грамотности их родителей
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Совместная деятельность воспитателя , детей и их родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_kak_pokazatel_ekologicheskoy_gramotnosti_ih_roditeley.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей как показатель экологической грамотности их родителей.
Уважаемые коллеги, сегодня я вновь хочу затронуть уже ставшую очень популярной тему экологического воспитания детей. Но хочу поговорить не просто об экологическом воспитание детей, а экологическом воспитание родителей и экологической культуре в семье. Часто я стала обращать внимание на общение родителей с детьми в отношение природы и окружающего мира. И вот примеры моих наблюдений:
- Рядом с клумбой ребёнок спрашивает маму «Можно я сорву цветок?» Мама отвечает: «можно». Невольно возникает вопрос, зачем? (Ведь ребёнок сорвал и через минуту выбросил)
- Девочка видит брошенный пакет из под чипсов на газоне, и задаёт вопрос папе: «Папа, кто-то бросил пакет на травку, разве так можно делать?» Папа обратил внимание дочки на то, какой плохой поступок сделал некто, кто бросил пакет, и что так делать нельзя. Но! Папа не предложил убрать мусор в урну, а равнодушно прошёл мимо.
- Ребёнок говорит: « какая красивая бабочка! Мама пой май мне её.» Мама отвечает: «Сейчас зай дем в магазин, купим тебе сачок и ты сам поймаешь бабочек сколько захочешь.» Опять возникает вопрос, зачем? Ведь полюбоваться красотой бабочки можно и в данной ситуации, т. е. когда она сидит на цветке.
И таких примеров много. Они же и заставили меня задуматься над тем, насколько же экологически развиты уже не дети, а их родители, на сколько сформирована экологическая культура в их семьях.
Чтобы выяснить это, я решила просто с каждым из родителей поговорить о экологическом воспитание детей в детском саду и дома. Из этих бесед я сделала вывод: Некоторые родители вообще не затрагивают в общение экологические проблемы, считая, что это исключительно, работа воспитателей и учителей. Некоторые родители не смогли мне ответить на вопрос «Что такое в вашем понимание экологическая культура?» Отсюда напрашивается вывод, что экологическое воспитание, экологическая образованность нужны всем, как детям так и взрослым.
Но я не остановилась только на беседах, и провела несколько анкет с родителями на темы: «Экология и курение», «Воздух в нашей квартире», «Экологическое образование в семье».
Подводя итоги, я всё же увидела, что экологическое воспитание в семье присутствует, но не имеет систематичности и конкретности и какой то направленности.
Работая с родителями в этом направление, и выискивая причину такого поверхностного отношения к экологическому воспитанию, я поняла такую как мне кажется, простую истину т.е. у большинства наших родителей уже сформировано определённое мировоззрение как правило, базирующиеся на потребительском отношение к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Многие родители считают, что главное в настоящее время - это изучение детьми иностранных языков и информатики, но не в коем случае не экологическое образование.
Поэтому главной задачей для себя считаю привлечение взрослых членов семьи ( даже бабушек и дедушек, в большей степени, чем занятых родителей) к совместной работе.
Для этого мы совместно с нашим методистом Светланой Геннадиевной разработали проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
-экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представление родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребёнка защищать природу, любить её и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.
Что касается пунктов 5 и 6 . Здесь я столкнулась с такой проблемой: Зачастую между целями коллектива детского сада и целями которые ставят перед собой родители возникают противоречия. Т. е. мы часто отмечаем, пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые мы предлагаем детям с точки зрения экологического образования. Характерный пример: В процессе отдыха, на природе, родители разводят костёр или срубают деревья. Ребёнок объясняет им ,что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница!» Родители в лучшем случае не реагируют на замечания ребёнка, в худшем – ещё и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят».
Если авторитет родителей для ребёнка непререкаем, он начинает возражать воспитателю на занятиях, мотивируя свои возражения тем , что «так сказал папа или мама». Например совсем недавно мне ребёнок утверждал, папа сказал, что нечего страшного не будет если в дерево вбить гвоздь, он сам так делает, и знает лучше. Поэтому разрыв между требованиями предъявляемыми мной как воспитателем и требованиями родителей, делает экологическое образование крайне не эффективным. В таких случаях считаю уместным, хотя бы иногда приглашать родителей на совместные прогулки проводимые в детском саду. Это конечно сложно, но возможно. Я провела несколько таких прогулок. Мы ходили в парк, гуляли по городу, и даже выезжали за город. При этом я просила родителей подготовить небольшие рассказы об родной улице, птицах, лекарственных травах и др.. От таких прогулок мы все получали огромное удовольствие.
Особое внимание родителей прошу обратить на искоренение в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Многие дети на прогулке увидев какого - нибуть жучка, паучка стремятся сразу их растоптать. Приходиться внушать детям что и у этих жучков есть наверное детки к которым они спешат.
Вот здесь позвольте немного отклониться от моего сообщения и рассказать историю которая произошла у нас в дет. Саду. Из под крыши вывалился птенец ласточки. Дети моментально его заметили, и ни кто из детей не остался равнодушным. В их глазках было столько сочувствия, и каждый ребёнок предлагал какую то помощь. Кто-то сбегал за водичкой, кто то моментально поймал жучка, кто то предложил сделать ему домик. И одна я была в шоке! Я не знала что делать в этой ситуации, позвольте вас спросить как бы вы поступили на моём месте?
Итак чтобы повысить экологическую грамотность и культуру родителей и детей я предлагаю родителям дома вместе с детьми проводить простейшие опыты с водой , воздухом, природным материалом, готовить совместные проекты.
Воспитатели и родители должны понимать и знать что заложить любовь к Родине, к родному краю, природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл. Если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животным проверяется и отношение к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Проект по экологическому воспитанию на тему " Экологическая тропа-деревья, цветы и кустарники нашего детского сада"
воспитание экологически грамотного отношения к природе...
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Консультативный материал по организации экологической тропы...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...