Эколого - познавательная среда
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Валентина Ильинична
Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой – всегда новый шаг познанию окружающего мира.Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой – всегда новый шаг познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kueh_tuona.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого - познавательная среда

«Чээлэй куех туона»

Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой – всегда новый шаг познанию окружающего мира.

Актуальность.

Тематические детские площадки всегда привлекают большое внимание ребенка по сравнению с обыкновенным участком. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Именно по этой причине возникло желание изменить облик уже сложившейся среды, создать индивидуальный и стильный облик нашего участка. Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различной функциональной среды на территории участка, внешняя красота и неповторимость, гармоничное включение имеющихся ценных насаждений и построек.

В нашем современном мире проблемы экологии приобрели наиважнейшее значение. Так первостепенной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению  разнообразных существ,  сбережению генофонда планеты, расширение экологического мировоззрения детей и взрослых. Основы экологического воспитания , экологической культуры закладываются в процессе дошкольного образования. Экологические знания дети получают не только во время образовательной деятельности . При ознакомлении с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, во время рисования дети слушают «звуки природы» , музыкальные праздники и развлечения на экологическую тему оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. Действительно, дошкольников привлекает природа, ее явления, разнообразие, она вызывает в их эмоциональные переживания. Для создания благоприятных условий по организации экскурсий, целевых прогулок, экспериментирования, трудовых действий нужно организовать природно – ландшафтный комплекс.

Цель проекта: на базе детского сада создать природно- ландшафтную среду, состоящей из объектов, повышающих эффективность воспитания познавательного интереса, экологического образования, эстетического  и трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обогащать ландшафт растениями, объектами, где могут найти себе жилище мелкие животные, насекомые, птицы, что позволит детям ощутить благотворное воздействие растительного и животного мира на физическое и психологическое здоровье,  эстетическое восприятие природы
  • Создавать объекты, включенные в проект для улучшения качества дошкольного образования, расширения возможности оказания образовательных услуг неорганизованным детям
  • Расширять взаимодействие с родителями и жителями микрорайона

Ожидаемый результат: Создание модели природно –ландшафтного комплекса территории детского сада, состоящей из объектов экологии оздоровления, для улучшения эстетического, нравственно- экологического воспитания, психофизиологической гармонии с природой.

  • У детей прослеживается положительная направленность по отношению к природе;
  • В их поведении практически не наблюдается негативизма, они с удовольствием по собственной инициативе общаются с живыми существами , ухаживают за ними, наблюдают за проявлениями их жизни;
  • Формируется осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы.
  • Мотивом бережного отношения к животным и растениям начинают выступать понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Этапы проекта:

1 этап

-проведение работ, связанных с разработкой эскизов, идей, дизайнерских находок, изучение литературы.

-организационная работа с администрацией, педколлективом, родкомитетом, с социумом микрорайона.

2 этап

Практическое создание ландшафтных блоков, включающих в себя объекты экологии, оздоровления и эстетики. Каждый блок является самостоятельным под проектом.

Биотоп- дом для живых существ, зона максимально приближенная к естественной природе. Здесь должны создать оптимальные условия для привлечения обитателей природы: посадить сирень, аромат которого привлекает насекомых, поблизости развесить кормушки для птиц, материалы для гнезд (перья, пряжа, ветошь, лоскутки…) трухлявый пень для муравьев. Аквариум, террариум для черепахи, кролика, хомяка.  Рядом расположена альпийская горка и цветники. В центре цветочные часы.

 Биоогород - возделываемый участок почвы для выращивания овощных культур. Особенность этой модели- применение эколого-биологических технологий: учет законов аллелопатии (содружества различных растений – картофель с календулой, лук с морковью и др….) (картофель, морковь, укроп, салат, петрушка, редиска, лук свекла) В теплице и парниках - огурцы, помидоры, перец. В большом огороде, теплицах  дети высаживают растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Экологический микроландшафт- собрать лесные, кустарниковые растения , произрастающие в Сунтарском улусе.(ель, сосна, лиственница, береза, рябина, боярышник, ива, сирень, красная, черная смородина, малина, шиповник, и т.д.) В ходе воспитательно образовательной деятельности каждый ребенок участвует в исследовании, сочинял сказки и рассказ, придумывал имя своему цветку с учетом его особенностей, регулярно наблюдал за тем, какие изменения происходят с растением (когда появились первые листочки, бутоны, какие насекомые живут рядом с ним). Основной способ познания мира растений, насекомых- наблюдение, в процессе которого у воспитанников задействуются все органы чувств( зрение, слух, обоняние, осязание)

Тропа здоровья – . Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Здесь дети делают массаж  рук шишками, могут играть в разные игры , слушать и рассказывать легенды и сказки про растения. Тропа здоровья сделана из разно фактурных природных материалов: галькой, песком, спилами деревьев, горбылем, дерном, интенсивно действует на стопы детей. Созданная тропа  эдоровья  (длиной 7м, шириной 70 см) делится на участки по 1м, которые имеют разное покрытие: травяное, игольчатое, бетонно - плиточное, из пластмассовых пробок, песчаное, из деревянных пеньков, среднего и крупного булыжника, тонких брёвнышек и воды.

Центр воды, песка – в теплое время года предоставляется оптимальная возможность для организации различных видов деятельности (игровой, продуктивной)  где дети могут играть или рисовать разноцветным песком.

Центр отдыха и творчества.  К созданию эстетической, предметной и природной среды необходимо активно привлекать детей. вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей будут формироваться художественные эстетические чувства , способности. Эстетическая среда активизирует художественно- творческую деятельность детей. Дети могут рисовать на мольбертах, песке. Одна из важных средств для развития самодеятельности и творческой силы детей есть работы из глины. Относительно же заменения глины воском можно заменить то, что (хотя из последнего можно делать более нежные предметы, например листья, плоды и тому подобное) работы эти предпринимаются с детьми большею частью в том возрасте, когда дело идет не о развитии артистического вкуса, а уменья творить и делать.

Лаборатория. Для формирования познавательного интереса к неживой природе можно организовать опытную лабораторию с метеоцентром. Определенную последовательность занимают исследования (вода, почва, воздух).Они строятся так, что ребёнок от незнания к знанию идет через самостоятельный поиск. Ребенок воспринимает ее как противоречие между имеющимися знаниями и такими явлениями действительности, которые не укладываются  в рамки наличных знаний и противоречат его здоровому смыслу. Он сам исследует предметы и явления, устанавливает связи, изменения в явлении. Материал организован так, что ребёнок не может пройти мимо необходимого факта, не заметить и не выяснить причин видимого явления. На каждом исследовании ребёнок не только сам проводит опыт,но и учится анализировать результаты, делать выводы. Непосредственный опыт ребёнка служит источником формирования новых знаний.

Виды детской деятельности:

  • Двигательная  - ходьба, бег, прыжки  

  •  Продуктивная- рисование, аппликация, оригами, лепка, мозаика,
  • Коммуникативная – беседы ,ситуативные разговоры
  • Трудовая- организация трудовых поручений, дежурств, закрепление навыков самообслуживания.
  • Познавательно- исследовательская - наблюдение, экспериментирование, коллекционирование, моделирование.                    
  •  Музыкально- художественная – слушание, пение.
  •  Чтение художественной литературы- литературный досуг, викторины, повторение потешек, стихов, скороговорок, рассказывание сказок.
  •  Игровая- дидактическая, подвижная, настольная.

Помимо  ознакомления с сезонными изменениями в природе, мы организуем игры с природным материалом, знакомим со свойствами земли, глины, льда. Для таких игр на участке  имеются песочницы, бассейн, приобретёно значительное количество выносного материала. Воспитатели на прогулках проводят  разнообразные игровые упражнения с детьми на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных.

На участке детского сада есть цветники, большой огород, где для каждой группы есть грядки, на которых дети (с разрешением родителей)высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Примерный план организации разных видов наблюдения с младшими и старшими дошкольниками в летний период.

Жизнедеятельность животных в летний период

Муравейник

Рассматривание «Муравьи у муравейника»:

- Учить отличать муравьёв от других насекомых, знакомить со строением муравья;

- Учить соблюдать правила безопасного поведения в ходе наблюдения;

- Предложить ответить на вопросы по результатам наблюдения за деятельностью муравьев, рассказать детям о том, как распределены обязанности между насекомыми в муравейнике.

Длительное наблюдения «Жизнь муравейника»

- Предложить найти ответы  на ряд вопросов (Что и для чего несут в муравейник муравьи?, когда закрыты входы в муравейник? И др.)

- Учить выявлять закономерности, находить обьяснения наблюдаемому;

-Развивать связную речь,наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать.

Птицы

Распознающее наблюдение «Птичьи хлопоты»

Дедуктивное наблюдение «Чем питаются птицы»

Пчелы и шмели

Сравнительное наблюдение «Пчелы и шмели»

Серия распознающих наблюдений «Насекомые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики)

Дедуктивное наблюдение «Пчелы и цветы»

Сравнительное наблюдение «Пауки и насекомые»

Рост и развитие растений

Серия распознающих наблюдений «Что растет на огороде (в поле, на клумбе, в парке»

Рассматривание «Цветочные часы»

Серия длительных наблюдений «Развитие растений»

Длительное наблюдение «Цветочные часы»

Растительные сообщества

Луг

Распознающее наблюдение «Луг в июле»

Длительное наблюдение «Луг»

Поле

 Распознающее наблюдение «Поле в августе»

Длительное наблюдение «Поле»

Участок сада

Распознающее наблюдение «Признаки приближения осени»

Длительное наблюдение «Участка сада»

Летние явления природы

Дождь

Распознающее наблюдение «Грибной дождь»

Рассматривание «Природа после дождя»

Сравнительное наблюдение «Грибной дождь и ливень»

Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь»

Гроза

Распознающее наблюдение «Гроза»

Дедуктивное наблюдение «Приближается ли гроза»

Радуга

Распознающее наблюдение «Радуга»

Сравнительное наблюдение «Форма радуги»

Ветер

Распознающее наблюдение «Куда дует ветер»

Сравнительное наблюдение «Направление и сила ветра»

Труд людей в природе

Серия распознающих наблюдений «Ухаживаем за растениями»

Серия длительных наблюдений изнутри «Выращивание декоративных растений»

Лето на улицах

Распознающее наблюдение «Летняя одежда»

Серия распознающих наблюдений «Кто во что играет»

Сравнительное наблюдение «Погода и одежда»

Серия дедуктивных наблюдений и наблюдений изнутри «Что будет , если …»

Первые приметы осени

Серия распознающих наблюдений «Приметы осени»

Серия распознающих наблюдений «Скоро осень»

                                              Авторы проекта: Петрова В.И., Семёнова А.В

                                                                                               МБДОУ №11 «Кыталык»

Эколого - познавательная среда «Чээлэй куех туона»

Актуальность                                                                                                       . Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Именно по этой причине возникло желание изменить облик уже сложившейся среды, создать индивидуальный и стильный облик нашего участка.                                                                                Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различной функциональной среды на территории участка, внешняя красота и неповторимость, гармоничное включение имеющихся ценных насаждений и построек.                                                                                                         Действительно, дошкольников привлекает природа, ее явления, разнообразие, она вызывает в их эмоциональные переживания. Для создания благоприятных условий по организации экскурсий, целевых прогулок, экспериментирования, трудовых действий нужно организовать природно – ландшафтную среду..                        

  Цель проекта: на базе детского сада создать природно - ландшафтную среду, состоящей из объектов, повышающих эффективность воспитания познавательного интереса, экологического образования, эстетического  и трудового воспитания детей дошкольного возраста.                                                                    

 Задачи: Обогащать ландшафт растениями, объектами, где могут найти себе жилище мелкие животные, насекомые, птицы, что позволит детям ощутить благотворное воздействие растительного и животного мира на физическое и психологическое здоровье,  эстетическое восприятие природы

  • Создавать объекты, включенные в проект для улучшения качества дошкольного образования, расширения возможности оказания образовательных услуг неорганизованным детям
  • Расширять взаимодействие с родителями и жителями микрорайона

                                                                     

Этапы проекта:

 1 этап  проведение работ, связанных с разработкой эскизов, идей, дизайнерских находок, изучение литературы.                                         -   организационная работа с администрацией, педколлективом, родкомитетом, с социумом.

2 этап Практическое создание ландшафтных блоков, включающих в себя объекты экологии, оздоровления и эстетики. Каждый блок является самостоятельным под проектом.

Биотоп- дом для живых существ, зона максимально приближенная к естественной природе. Здесь должны создать оптимальные условия для привлечения обитателей природы: посадить сирень, аромат которого привлекает насекомых, поблизости развесить кормушки для птиц, материалы для гнезд (перья, пряжа, ветошь, лоскутки…) трухлявый пень для муравьев. Аквариум, террариум для черепахи, кролика, хомяка.  Рядом расположена альпийская горка и цветники. В центре цветочные часы.                                                                     Биоогород - возделываемый участок почвы для выращивания овощных культур (картофель, морковь, укроп, салат, петрушка, редиска, лук свекла) В теплице и парниках - огурцы, помидоры, перец. В большом огороде, теплицах  дети высаживают растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.                                                                                            Экологический микроландшафт- собрать лесные, кустарниковые растения , произрастающие в Сунтарском улусе.(ель, сосна, лиственница, береза, рябина, боярышник, ива, сирень, красная, черная смородина, малина, шиповник, и т.д Каждый ребенок участвует в исследовании, сочинял сказки и рассказ, придумывал имя своему цветку с учетом его особенностей, регулярно наблюдал за тем, какие изменения происходят с растением (когда появились первые листочки, бутоны, какие насекомые живут рядом с ним). Основной способ познания мира растений, насекомых- наблюдение, в процессе которого у воспитанников задействуются все органы чувств( зрение, слух,обоняние,осязание)                                                                                             Тропа – .Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма Здесь дети делают массаж  рук шишками, могут играть в разные игры , Тропа здоровья сделана из разно фактурных природных материалов: галькой, песком, спилами деревьев, горбылем, дерном, интенсивно действует на стопы детей. Созданная тропа  эдоровья  (длиной 7м, шириной 70 см) делится на участки по 1м.                                                                                 Центр воды, песка – в теплое время года предоставляется оптимальная возможность для организации различных видов деятельности (игровой, продуктивной)  где дети могут играть водой в бассейне, песком в песочниках, рисовать разноцветным песком.                                                                                        Центр отдыха и творчества Эстетическая среда активизирует художественно- творческую деятельность детей. Дети могут рисовать на мольбертах, песке, камнях. Одна из важных средств для развития самодеятельности и творческой силы детей есть работы из глины                                                                      

  Лаборатория. Для формирования познавательного интереса к неживой природе можно организовать опытную лабораторию с метеоцентром. Определенную последовательность занимают исследования (вода, почва, воздух).Они строятся так, что ребёнок от незнания к знанию идет через самостоятельный поиск.. Он сам исследует предметы и явления, устанавливает связи, изменения в явлении. На каждом исследовании ребёнок не только сам проводит опыт, но и учится анализировать результаты, делать выводы. новых знаний.                                                                                                   Виды детской деятельности:                                                                         Двигательная  - ходьба, бег, прыжки                                                                 Продуктивная- рисование, аппликация, оригами, лепка, мозаика,     Коммуникативная – беседы ,ситуативные разговоры                                    Трудовая- организация трудовых поручений, дежурств, закрепление навыков самообслуживание                                                                                             Познавательно- исследовательская - наблюдение, экспериментирование, коллекционирование, моделирование.     Музыкально- художественная – слушание, пение.    Чтение художественной литературы- литературный досуг, викторины, повторение потешек, стихов, скороговорок, рассказывание сказок.                                       Игровая- дидактическая, подвижная, настольная.                                              

  Ожидаемый результат: Создание модели природно –ландшафтного комплекса территории детского сада, состоящей из объектов экологии оздоровления, для улучшения эстетического, нравственно- экологического воспитания, психофизиологической гармонии с природой.                                                                                                                - У детей прослеживается положительная направленность по отношению к природе                                                                                                                                     - В их поведении практически не наблюдается негативизма, они с удовольствием по собственной инициативе общаются с живыми существами , ухаживают за ними, наблюдают за проявлениями их жизни;                                                                                                                       - Формируется осознанно – правильное отношение к объектам и явлениям природы                                                                                                                                       - Мотивом бережного отношения к животным и растениям начинают выступать понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эколого-развивающей среды в ДОУ

Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и  использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников...

Эколого – развивающая среда в ДОУ как условие экологического воспитания детей

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда.Цель данной работы – осуществление...

Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".

Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении

В консультации описывается значение правильно организованной экологической среды как внутри так и на территории детского сада....

Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды. В настоящее время дошкольные...

Эколого-развивающая среда в старшей логопедической группе

В данной консультации я бы хотела поделиться своим опытом создания экологической развивающей среды в старшей логопедической группе. Материал содержит в себе фотографии дидактических пособий, изготовле...