"Руки наши помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Руки – наши помощники».
Цели:
• Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
• Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
• Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)
Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.
– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)
– А сколько пальцев у нас на руке?
Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают).
– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?
Дети: ногти.
– Правильно, какие они?
Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.
– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).
– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?
Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.
– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).
– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)
Дети: Локоть.
– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.
– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?
Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.
– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?
Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.
– Для чего нам нужны мышцы?
Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.
– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?
Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.
– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?
Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.
– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?
Дети: Да.
– Какие помощники нам в этом помогут?
– Уши.
– Потрясём мешок (мешок звенит), непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.
– Нос.
Воспитатель даёт детям понюхать мешок.
Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.
– Глаза.
– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.
– Язык.
– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)
– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?
Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.
– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи , узнавать предметы на ощупь называется осязание.
– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?
Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.
– Вот оказывается руки какие помощники!
Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»
Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.
Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.
Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.
Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг ,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.
Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.
– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?
Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)
– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.
– Мы сегодня с вами говорили о том , как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)
– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.
Подвижная игра «Дедушка Мазай»
Играющие говорят слова:
Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то действие, например колоть дрова, мыть посуду и т.д.)
Игра проводится несколько раз по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект НОД по валеологии " Руки-наши помощники"
конспект (ход) НОД...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Руки – наши помощники»
В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования у детей представления о руках, как органе осязания, расширения представлений о руках....
Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...
Конспект ООД по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: "Руки - наши верные помощники!"
Цель: Формировать представление о том, что руки-важная часть человеческого тела. Совершенствовать координацию рук, закреплять умение отвечать на вопросы, четко прог...
Конспект совместного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. «Руки- наши помощники»
Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Нужны ли руки человеку? попробуем это доказать......
Наши родители - наши помощники.
Взаимодействие воспитателя с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с по...