Проект "Воздух где ты?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Людмила Анатольевна


Исследовательский проект.Эксперименты с воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_gde_ty.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей возникает множество вопросов чем мы дышим? Почему воздушный шар легкий? Почему воздушный шар летает по небу? Множество вопросов «почему»: «требуют от педагога качественных ответов.

Но современный педагог не должен давать готовых ответов, он должен побуждать детей самостоятельно искать ответы. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений.

Экспериментальная деятельность также позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию.

Как-то раз во время наших занятия я задала вопрос детям: ребята, а вы знаете что находиться между полом и потолком и между нами с вами? Дети конечно стали предлагать различные варианты какого было их удивление что все пространство вокруг нас занимает. Воздух В ходе размышлений, беседы, дети выявили проблему: «Как увидеть воздух?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: Узнать про воздух, как можно больше. Провести опыты с воздухом.

Вид проекта: исследовательский, детский

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи проекта: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта дети будут знать:

1. Где находится воздух.  

2. Для чего нужен воздух.

3. Свойства воздуха.

4. Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.

2. Задавать вопросы, искать ответы.

3. Видеть проблему по определенной теме.

4. Формулировать цель, планировать задачи.

5. Выдвигать гипотезы и проверять их.

6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Продукт проекта:

1. Организация фотовыставки «Воздух, и мы».

3. Создание альбома «Воздух вокруг нас».        

4.Создание картотеки опытов «Как обнаружить воздух».

5.Презетация проекта перед детьми и педагогами детского сада.

6.Вечер экспериментов для детей старшей группы №7

Свою работу по исследованию воздуха мы разделили на 3 этапа.

  1. этап. Подготовительный

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы.

На первом (подготовительном) этапе мы с детьми решили узнать, что же такое воздух? Совместно с родителями начали собирать информацию в интернете, энциклопедиях. Собирая информацию, мы узнали, что воздух находится во круг нас повсюду, помогает передвигать предметы.

• Организация художественно-речевой деятельности.

• Организация изобразительной деятельности.

• Рассматривание картин, иллюстраций.

• Организация прогулок.

• Чтение художественных произведений, энциклопедий

• Беседы.

• Выставка детских рисунков.

2 этап. Основной (организация исследования в рамках проекта).

Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

На втором основном этапе были проведены беседы на тему: «Свойства воздуха», «Для чего воздух необходим?

Вместе с детьми составили схему исследования свойств воздуха и проводили эксперименты и делали выводы.

1.Проведение непосредственно образовательной деятельности по данной теме.

2.Наблюдения.

3.Беседы.

«Свойства воздуха».

«Для чего воздух необходим?

 4.Организация художественно-речевой деятельности.

 5.Организация изобразительной деятельности.

 6.Рассматривание картин, иллюстраций.

 7.Организация прогулок.

 8.Чтение художественных произведений, энциклопедий

9.Выставка детских рисунков.

10.Составление схемы исследования свойств воздуха.

Проведение экспериментов с воздухом.

  • «Движение воздуха»
  • «Воздух невидимка»
  • «Как увидеть воздух?»
  • «Воздух внутри стакана»
  • «Какой воздух на вкус?»
  • «Какой воздух на запах?»
  • «Воздух внутри нас»
  • «Как звучит воздух?»

3 этап. (заключительный)

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома.

7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.

Планирование экспериментальной исследовательской деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с воздухом.

Опыт №1«Как увидеть воздух».

Задача: обнаружить воздух.

Оборудование: Бумажная салфетка.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети предлагаются сдвинуть бумажную салфетку без рук при помощи воздуха. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий (Взмахом руки заставляют салфетку двигаться.).

Опыт №7 «Движение воздуха»

Задача: обнаружить воздух.

Оборудование: Бумажный веяр.

Предложить детям взять бумажный веяр и помахать на себя.

Вывод: воздух движется.

Опыт №2«Что в пакете?»

Задача: выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия: вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух: невидим, невесом.

Опыт №3 «Воздух в стакане»

Оборудование: Таз с водой, пустой стакан.

Предложить детям опустить стакан в таз с водой вверх дном, дети видят, что вода в стакан не набирается, а теперь попробуйте его наклонить или приподнять (появились пузырьки) Что это? Это выходит воздух, а его место занимает вода.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт №3: «Что внутри».

Задача: обнаружить воздух.

Оборудование: целлофановые пакеты.

Предложить детям взять в руки мешочки, и посмотреть, что внутри? А затем скрутить мешочек. Что с ним случилось? Его раздуло? Что внутри? А внутри ребята, воздух прозрачный - значит через него все видно. Проколоть мешочек, направляя струю воздуха на детей, дать детям почувствовать воздух.

Вывод: воздух не видим, прозрачен.

Опыт №4. «Воздух сам не пахнет, но может передавать запахи»

Предложить детям подышать носом и ответить на вопрос:

воздух имеет запах?

Затем взять лимон, или апельсин и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. 

Опыт№ 5: «Воздушные шарики».

Детям предлагается надуть шарики и все шарики получаться по размеру разные.

Вывод: воздух не имеет формы, а принимает форму пустого предмета, сосуда.

 Опыт№6: «Соломинка».

Оборудование: Стакан с водой (неполный), трубочка пластиковая.

Задача: Обнаружить воздух в нас самих.

Предложить детям подуть из трубочки в стакан с водой, появляются пузыри воздуха чем сильнее дуем, тем больше пузырей.

Вывод: Воздух находиться у нас в легких чем глубже мы вдохнем, тем больше воздуха выйдет из легких.

Опыт №7 «Какой на вкус воздух?»

Задача: выявить свойства воздуха (не имеет вкуса).

Предложить детям ловить воздух ртом, чтобы выявить какой он на вкус?

Вывод: воздух не имеет вкуса.

Опыт№6: «Пузырьки-спасатели».

Задача: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

Выводы: Свойства воздуха: прозрачен, без запаха, легче воды, упругий всегда движется, не имеет формы.

Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.

Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.

Оборудование:

Технологический процесс: 1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.

2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг.

Опыт № 10.  Воздух необходим людям, животным и растениям.

 Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.

Технологический процесс:

1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.

3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух. Гипотеза № 10 подтвердилась.

Заключение

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Список литературы:

  1. 1 «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
  2. «Воздух вокруг нас» Рыжова Н., Мусиенко С. Москва, Обруч 2011 год.
  3. «Лаборатория в детском саду и дома». Рыжова Н. Москва, Линка-Пресс 2012год.
  4. «Юному эрудиту обо всем» Издательство Махаон 2008 год.
  5. Ознакомление дошкольников с окружающим миром(экспериментирование) Е.В.Марудова Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС 2011год.