Проект "Воробей"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Это прекрасная помощь воспитателю для ознокомления детей с творчеством Маршака С. Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – в течение месяца
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
- Создание развивающих игр
- Театрализованные игры
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомыепроизведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценироватьпроизведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественнойлитературой.
Участники проекта:
- дети старшей группы №5
- родители воспитанников
- воспитатель: Балыкова Е.А.
Тип проекта: Творческий
По методу:Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
- Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления осезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего» и мягких модулей
- Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке»
- Аппликация «Поезд»
- Конструирование «Вокзал»
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- Слушание музыки
- Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»
- Театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
- Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Вот какой рассеянный»
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников
- содействие с библиотекой города /детское отделение/ Детская библиотека им. К.И.Чуковского
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно сродителями по произведениям С. Я. Маршака
Мероприятия проекта
| Содержание работы | Сроки | Результаты |
I. Подготовительный этап (1неделя) | |||
1 | Методическая работа с педагогами: Консультации: – «Методика организации детского чтения» – подбор детской художественной литературы писателя. |
|
Мастер-класс;
картотека произведений. |
2 | Работа с детьми: – подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. |
|
аннотация произведений. |
3 | Работа с родителями: |
| |
II. Формирующий этап | |||
1 | Работа с педагогами: – открытые занятия по ознакомлению с творчеством писателя; |
|
конспекты занятий; |
2 | Работа с детьми: – чтение произведений писателя; – рассматривание иллюстраций; |
|
|
3 | Работа с родителями: |
|
|
III. Итоговый этап | |||
1 | Работа с педагогами: – выступление на педсовете по итогам работы; |
|
отчет (тезисы) о проделанной работе; |
2 | Работа с детьми: – рисунки детей; |
|
выставка «Юные художники-иллюстраторы»; |
3 | Работа с родителями: Летопись семьи «ОтАдо Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С.Я.Маршака). |
|
выступление на родительском собрании. |
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми“Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”.На досуг мы пригласили детей параллельной старшей группы. Было очень интересно. Почти со всеми играми дети справились, единственное затруднение вызвала подвижная народная игра «Уголки»: дети не были знакомы с этой игройи не вполне поняли правила, но немного изменив и упростив правила по ходу игры, игра получилась интересной и задорной.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировкиготовили совместно с родителями. Это шуточное стихотворение дети выбрали сами, т.к. в этой инсценировке могут участвовать все дети группы, стихи выучили быстро и часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.
13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.