Конспект НОД по экспериментированию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Светлана Владимировна

Знакомить детей со свойствами воды через исследовательско-поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию  

(подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность. Блок «Вода»

Тема НОД : «Царица вода».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность (экспериментирование).

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о свойствах веществ; 
  • дать сведения о реках Белгородской области.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой;
  • закреплять умение работать с растворами;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Обогащение словаря: лаборатория, жидкость, растворитель, раствор; морская, речная, болотная, дождевая, питьевая.

Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций.

Формы организации: фронтальная.

Оборудование:  нарукавники, шапочки, фартуки;  прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка);  ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок;  пипетки, салфетки.

Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»); мультимедиа (презентация «Реки Белгородской области»).

Ход НОД

Часть I. Организационный момент.

Воспитатель: (проблемная ситуация) 

Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге этот предмет, рассмотрев его поближе, я поняла, что это флешка. Вот она.  Хотите   узнать, что на ней записано?

Ответы детей.

Включается аудиозапись «Звук воды».

Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)

Входит Царица вода:

Я и туча, и туман

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу

Даже камень источу!

Царица вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)

Я - царица вода! Я сегодня буду вашей помощницей!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Проводится игра «Назови какая?» (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.).

Воспитатель: Ребята в нашей Белгородской области много рек и я хочу вам их показать и немного о них рассказать (показ презентации «Реки Белгородской области» через мультимедио).

Часть II. Основная часть. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Но прежде чем приступить к экспериментам нужно одеть специальную одежду. Дети проходят к столам, надевают фартуки, нарукавники, шапочки.

Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.

Царица Вода: По исследованию меня? (удивленно).

Воспитатель: Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присоединяйся к нам.

Давайте зафиксируем на доске, что вода это жидкость, не имеет формы и цвета.

Воспитатель:  Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.

Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.

В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)

(сахарный песок растворился в воде).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей).

Воспитатель:  Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него  ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей).

Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ».

Давайте зафиксируем на доске, что вода - растворитель.

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете, вода, растворяет все вещества? (ответы детей).

Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами  баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)

(песок не растворился в воде, а опустился на дно).

Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)

(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно).

Воспитатель: Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)

(нет, это не раствор).

Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)

(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются).

Давайте зафиксируем на доске следующую табличку, что вода - не растворяет песок.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.

Динамическая пауза под музыку «Синяя вода».

Синяя вода -  поле без следа

(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края синяя вода.

(кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(присели)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Встали, руки вытянули вперед).
Царица Вода: Отдохнули?  Продолжаем наши опыты. Предлагаю пройти к своим местам.

Послушайте загадку:

Желтое, а не солнце.

Льется, а не вода.

На сковороде пенится,

Брызгает и шипит

(масло)

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)

(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды, это значит что оно легче воды). Давайте зафиксируем на доске следующую табличку, что вода - не растворяет масло.

Воспитатель: Назовите, какие вещества растворяются в воде?

(сахарный песок и соль).

Воспитатель: Какие не растворяются в воде?

(речной песок и масло).

Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)

Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).

Царица Вода: Как же я много сегодня узнала.  Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.

Царица Вода прощается и уходит.

Воспитатель:  Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)

Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект интегрированного занятия – экспериментирования и рисования на тему:«Круговорот воды в природе»

Цели: -Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Круговорот воды в природе, Источники питьевой воды, Как и почему образуется пар, Как и почему вода превращается в лед - Развивать ...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»

Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...