Конспект НОД по экспериментированию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомить детей со свойствами воды через исследовательско-поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию
(подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность. Блок «Вода»
Тема НОД : «Царица вода».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность (экспериментирование).
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах веществ;
- дать сведения о реках Белгородской области.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой;
- закреплять умение работать с растворами;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Обогащение словаря: лаборатория, жидкость, растворитель, раствор; морская, речная, болотная, дождевая, питьевая.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование: нарукавники, шапочки, фартуки; прозрачные стаканы (по 4 шт. на ребенка); ложки; банки; подносы (по 2 шт. на каждого ребенка); салфетки; сахарный песок, соль; масло; речной песок; пипетки, салфетки.
Технические средства: cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды», «Синяя вода»); мультимедиа (презентация «Реки Белгородской области»).
Ход НОД
Часть I. Организационный момент.
Воспитатель: (проблемная ситуация)
Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге этот предмет, рассмотрев его поближе, я поняла, что это флешка. Вот она. Хотите узнать, что на ней записано?
Ответы детей.
Включается аудиозапись «Звук воды».
Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)
Входит Царица вода:
Я и туча, и туман
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу
Даже камень источу!
Царица вода: Ребята, вы меня узнали? (ответы детей)
Я - царица вода! Я сегодня буду вашей помощницей!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Проводится игра «Назови какая?» (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.).
Воспитатель: Ребята в нашей Белгородской области много рек и я хочу вам их показать и немного о них рассказать (показ презентации «Реки Белгородской области» через мультимедио).
Часть II. Основная часть. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Волшебница Вода, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Но прежде чем приступить к экспериментам нужно одеть специальную одежду. Дети проходят к столам, надевают фартуки, нарукавники, шапочки.
Мы сегодня с вами будем проводить опыты по исследованию воды.
Царица Вода: По исследованию меня? (удивленно).
Воспитатель: Да, волшебница вода. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. И ты, Волшебница Вода, присоединяйся к нам.
Давайте зафиксируем на доске, что вода это жидкость, не имеет формы и цвета.
Воспитатель: Ребята перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 баночки, одна с сахарным песком, другая с солью.
Посмотрим, что станет с сахарным песком и солью, если мы их положим в воду.
В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде? (ответы детей)
(сахарный песок растворился в воде).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая на вкус вода, только пробовать мы ее не будем (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Ученые называют такую сладкую воду-раствором. Изменился ли цвет нашего раствора? (ответы детей).
Воспитатель: Стаканчики со сладким раствором, поставьте на синий поднос. Возьмите другой стаканчик с водой и положите в него ложечку соли, размешайте. Растворилась соль в воде или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? (ответы детей)
Воспитатель: С каким же новым свойством воды мы познакомились, проведя сейчас опыты с солью и сахарным песком? (ответы детей).
Вывод делает воспитатель: «Вода является растворителем веществ».
Давайте зафиксируем на доске, что вода - растворитель.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода, растворяет все вещества? (ответы детей).
Воспитатель: А чтобы правильно найти нужный ответ необходимо провести следующий опыт. Перед вами баночка с речным песком. Положите песок в воду и размешайте его. Растворился он в воде? (ответы детей)
(песок не растворился в воде, а опустился на дно).
Воспитатель: Правильно! Значит, вода растворяет не все вещества. Посмотрите на стаканы с речным песком и с соляным раствором, что мы видим? (ответы детей)
(Песок мы видим, а соль растворилась и ее не видно).
Воспитатель: Можно ли назвать это раствором? (ответы детей)
(нет, это не раствор).
Воспитатель: Что такое раствор? (ответы детей)
(раствор – это жидкость, в которой все вещества растворяются).
Давайте зафиксируем на доске следующую табличку, что вода - не растворяет песок.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на веселую разминку.
Динамическая пауза под музыку «Синяя вода».
Синяя вода - поле без следа
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Без конца и края синяя вода.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Встали, руки вытянули вперед).
Царица Вода: Отдохнули? Продолжаем наши опыты. Предлагаю пройти к своим местам.
Послушайте загадку:
Желтое, а не солнце.
Льется, а не вода.
На сковороде пенится,
Брызгает и шипит
(масло)
Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)
(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды, это значит что оно легче воды). Давайте зафиксируем на доске следующую табличку, что вода - не растворяет масло.
Воспитатель: Назовите, какие вещества растворяются в воде?
(сахарный песок и соль).
Воспитатель: Какие не растворяются в воде?
(речной песок и масло).
Воспитатель: Как вы думаете, а вещества растворяются быстрее в холодной или горячей воде? (ответы детей)
Воспитатель: Мы вас выслушали, а проверить это я предлагаю дома, но чтобы рядом были обязательно взрослые. Почему? (ответы детей).
Царица Вода: Как же я много сегодня узнала. Вы не против, если я к вам еще раз приду, в вашу лабораторию. Я убедилась, что вы много знаете обо мне. И таким умным детям я дарю книгу с занимательными опытами, чтобы вы и дальше продолжали свои исследования.
Царица Вода прощается и уходит.
Воспитатель: Что сегодня для вас было интересным? (ответы детей)
Воспитатель: Наша лаборатория закрывается до следующих интересных опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
Конспект интегрированного занятия – экспериментирования и рисования на тему:«Круговорот воды в природе»
Цели: -Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Круговорот воды в природе, Источники питьевой воды, Как и почему образуется пар, Как и почему вода превращается в лед - Развивать ...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Конспект занятияпо экспериментированию ...
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»
Конспект НОД по экспериментированию для детей «Экспериментирование с воздухом»...