«ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_v_opasnosti.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ»

Проектная деятельность с детьми и родителями в старшей группе.

Возраст: 5 - 6 лет.

Тип проекта: краткосрочный.

Программное содержание:

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделями земного шара. Расширить знания о поверхности земли (вода и суша). Познакомить с понятием «полюс» (северный и южный). Познакомить с названиями материков. Уточнять и закреплять знания о расположении материков на планете Земля и о том, что и каким цветом изображено на поверхности земного шара. Закреплять знания о среде обитания живых существ. Формировать представления детей об опасности, которая есть на нашей планете: загрязнения воздуха, океанов, морей. Все живые существа страдают от этого. Привести к пониманию того, что надо беречь природу, любить её с детства. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к выполнению самостоятельных трудовых действий. Умение четко передавать свои мысли. Воспитывать правильное поведение во время непосредственной деятельности.

 

Цель: закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете; 
- дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. 
- продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы;
- опытническим путем закрепить знания о воздухе;
-развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
- воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность;

Задачи:

  1. Продолжать формировать бережное отношение детей в первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
  2. Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
  3. Формировать у детей представление о том, что природа -  основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
  4. Закреплять правила поведения в природе.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание глобуса, карты.

– Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).

– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

Работа с родителями: выставка рисунков «Планета в опасности»

Игры:

  1. «Экологический светофор»
  2. Игра «Редкие и исчезающие животные»

Педагогические игровые ситуации:

  1. Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами».
  2. Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.

Работа с родителями:

  1. Сбор фотографий, материала по теме.
  2. Конкурс рисунков: «Планета в опасности».
  3. Оформление выставки «22 апреля День Земли»

Ожидаемый результат: 

Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

  • Н. Калинина «Загадки воды»
  • Н. Притулина «Подарок Ёжика»
  • Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»
  • «Как козлик Землю держал»
  • К. Паустовский «Барсучий нос»
  • Е. Марысаев «Медвежкина мама»

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы и загадки о земле.
  • А. Блок «На лугу»
  • С. Городецкий. «Весенняя песенка»
  • В. Жуковский. «Жаворонок»
  • Ф. Тютчев. «Весенние воды»
  • М. Зощенко «Великие путешественники
  • К. Коровин «Белка»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран
  • Н. Телешов «Самое лучшее»
  • Ю. Коваль «Русачок-травник»
  • Ю. Коваль «Стожок»
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
  • Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
  • Я. Тувим – «Овощи»
  • К. И. Чуковский «Ежики»
  • Б. Заходер «Мохнатая азбука»
  • И. Токмакова «Деревья в стихах»
  • В. Бианки «Мастера без топора»
  • В. Степанов «Птицы в стихах»
  • Ю. Энтин «О многих шестиногих»
  • А. С. Пушкин «Зимнее утро»
  • С. Баруздин «Сказка о трамвае»
  • В. Степанов «Назови профессию»
  • Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
  • М. Дружинина «Что на нашей улице»
  • В. Пальчинскайте «Гороховый домик»
  • С. Михалков «Сладкоежки»
  • С. Маршак «Стихи про кошек»
  • Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Ход:

 Ребята, у нас у всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал 22 апреля. Это день рождения и защиты наших лесов, рек, озер, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы.
 Ребята, давайте поговорим о нашей планете. Как называется наша планета? (Земля). А какие еще планеты вы знаете? Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Наша планета – это огромный- преогромный шар.   Такой большой, что нужно много- много дней, даже месяцев, чтобы объехать
его вокруг. А почему нашу планету называют голубым шаром? (потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода). Земля- это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.
 Вопросы:

  1. Чего больше на земном шаре – воды или суши?
  2. Кто живет в морях и океанах? А на суше?
  3. А где на земном шаре живем мы с вами?
  4. Как называется наш город? Наша республика? Столица?
  5. А как называется наша страна?

Ребята, все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли. Но наша планета находится в опасности. На ней много больных мест.  Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа. Ребята, а как вы понимаете слово «природа»? Приведите примеры (солнце, воздух, вода, птицы…) Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить ( каждый берет по картинке и объясняет, к какой группе она относится)
Игра «живая или неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Ребята, а как вы думаете, мы – люди относимся к какой природе ( к живой). Докажите (он движется, растет, развивается, умирает, размножается). А чем отличается от животных ? (ответы). А как вы думаете, природа может жить без человека?( может). А человек без природы? (ответы).  Представим себе, если не было бы воздуха, то что случилось бы?  Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы вдыхаем? Но что такое воздух? Какой он? А мы видим его? А может его и вовсе нет? Ребята, а давайте исследуем свойства воздуха.  Но сначала скажите, а почему мы его не видим? (прозрачный, невидимый). А что еще бывает прозрачным?  Давайте найдем прозрачные предметы в группе ( стекла в окне, стенки стакана) а теперь пойдемте вместе в лабораторию и проведем опыты.
Опыт N 1.
Воспитатель берет в руки стакан. 
- Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой? А давайте проверим, так ли это.
Воспитатель ставит на столик банку с водой и стаканчик. Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? А почему нет? 
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? ( прозрачный, невидимый). Это первое свойство воздуха. Ребята, нам удалось увидеть воздух- невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Опыт N 2.
- Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (звук). Когда воздух дрожит, возникает звуки. 
А что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звуки, в отличие от свиста – музыкальные. 
 Ребята, звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (выводы)
 Ребята, скажите, а где чистый воздух: в городе или в лесу? А почему? (ответы)
Мы сегодня с вами начали говорить, что наша планета в опасности! Она требует помощи. А вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу: SOS(показать плакат). Это призыв о помощи. Как же мы сможем помочь нашей планете? Чтобы   помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. А что мы можем делать, чтобы воздух был чистым? (ответы). Что мы делаем для того, чтобы в группе был чистый воздух? А на участке? (ответы).
  А сейчас я хочу узнать: любите ли вы нашу природу, умеете ли заботится о ней.
Игра « сделай шаг»
Дети встают в один ряд. Воспитатель каждому задает вопросы,  если  игрок правильно отвечает – делает шаг вперед, если нет – остается на месте. ( 3-4 круга) 

  1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
  2. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
  3. Сколько ног у паука? (восемь)
  4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
  5. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
  6. Как одним словом называют животных, которые живут с человеком?

     ( домашние)

  1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей- кто это? (насекомые)
  2. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка- кто это? (птицы)
  3. У какого дерева ствол белый? ( у березы)
  4. Как называется дом у муравьев? (муравейник)
  5. Что страшнее птице- голод или холод? (голод)
  6. Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)
  7. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  8. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  9. Карась, щука, сом, окунь- кто это? ( рыбы)
  10. Какая птица лечит деревья? (дятел)
  11. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
  12. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
  13. Чем питается бабочка? (нектаром)
  14. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
  15. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  16. Сколько крыльев у жука? (четыре)
  17. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  18. Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)
  19. Какие яблоки растут на березе? (не растут)
  20. Какое насекомое питается кровью? (комар)

Ребята, дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Если да, то почему? Что ему угрожает? Чем мы можем помочь нашему городу? Завтра скажите, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию:"Планета Земля в опасности"

Конспект занятия разработан  для детей подготовительной группы, для знакомсва с планетой Земля, её особенностями. О важности чистой экологии для всего живого на Земле. Учить работать с картой....

познавательная беседа "Планета в опасности" подготовительная группа

конспект познавательной беседы в подготовительной группе "Планета Земля в опасности".Цель - Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Большая часть земного жара покрыта во...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Планета в опасности"

С самого раннего возраста дети проявляют интерес к путешествиям. Детский туризм - это возможность самостоятельного познания мира ребенком. Он включает в себя не только отдых, но и образовательную част...

Мастер-класс по созданию объемной композиции «SOS! Планета в опасности»

Данный мастер класс будет интересен педагогам дошкольного и школьного образования с целью экологического воспитания и культуры детей....

«Наша планета в опасности!»

Формирование основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к объектам природы....

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...

Проект "Загадочная планета Земля. Планета в опасности"

Краткосрочный проект в  старшей группе«Загадочная планета Земля. Планета в опасности»...