нод старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 3. Устройство русской избы
(По проекту «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»)
Цель: продолжать знакомить с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы); воспитывать интерес к жизни предков.
Материал: детские поделки предыдущего занятия, интерьер русской горницы, запись русских народных мелодий: «Ах вы сени, мои сени...», иллюстрации русских теремов.
Словарь: красный угол, бабий кут, горница, светелка, сени, терем, хлев.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы по лепке предыдущего занятия (изба, угощения). Еще раз уточняет, что работы получились удачными потому, что все помогали друг другу, сумели правильно распределить обязанности.
- Теперь мы с вами хорошо знаем, как рубили избу на Руси. А сегодня я хочу поговорить о том, как она была устроена. Давайте сядем в нашей «горнице» и начнем разговор. Горница — так называли комнату в избе. Кто нам напомнит, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (Ответы детей)
Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова». В чем
она помогает человеку? (Ответы детей, объяснения)
Дети, печь делит горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, женская. Ее так называли потому, что здесь хозяйки делали домашние дела. Какие? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т.п.) Женщину в старину как называли? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут — означает угол: бабий, угол, или бабий кут.
Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват.) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.
А в другой стороне горницы — правой — стоит стол обеденный, лавки, сундуки, икона висит. Здесь, на этой же стороне, окно, поэтому угол самый светлый. На окне — занавески, на полу — половики. Половики ткали хозяйки сами и стелили их на пол вместо ковров.
Правая половина горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы — красный угол. Кто сможет объяснить, почему ее так называли? (Ответы детей) Да, здесь, в красном углу, и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Теперь вы сможете всем объяснить, что в русской избе печь делила горницу на две части. Одна часть называлась... как? (Красный угол — самое красивое место в горнице.) А другая часть называлась... как? (Бабий кут — это что-то вроде нашей кухни.)
А теперь давайте поиграем — немножко «поживем» в нашей
горнице. Кто же будет хозяевами? (Распределение ролей: хозяин, хозяйка, их родители - дед и бабушка, дети: дочь и сын. Остальные дети — гости. Роль хозяйки целесообразно взять на себя воспитателю)
Вспомните правила гостеприимства, приветствия, Звучит запись русской народной мелодии «Ах вы, сени, мои сени...». Воспитатель предлагает гостям повеселиться: подпевать, поплясать под эту музыку. После окончания музыки воспитатель спрашивает:
- А что такое сени? Сени, дети, это такая прихожая. Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.
Как вы думаете, а богатые, очень богатые люди жили тоже в простых избах? (Ответы детей. Воспитатель помогает найти правильный ответ, вспомнить сказки, мультфильмы и т.п.)
Конечно в теремах! Это, в общем-то, тоже были избы, но избы богатые, в два этажа, с красивым крыльцом, с большим количеством комнат. Кроме горницы, там были светелки — комнаты для молодых девушек, спальные.
Вот в таких домах жили наши предки. Избы и терема обносились забором — получался двор. Во дворе строили хлев — место, где жила скотина. Какая скотина водилась в русских дворах? (Ответы детей)
Дети, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов
сегодня? Давайте их вспомним:
На какие две части делила горницу печь?
Что такое сени?
Как назывались дома очень богатых людей?
Какие комнаты были в теремах?
Где жила домашняя скотина?
Вот сколько интересного вы сможете рассказать своим домашним!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...