Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка.
Наблюдение за окружающим миром позволяет организовать всестороннее развитие детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, так как он является – практически единственным способом познания мира в первые три – четыре года.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием воспитателя и родителей, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Цель работы: разработать методику по ознакомлению дошкольников с природой для гармоничного экологического воспитания в рамках здоровьеразвивающих технологий.
На основе анализа литературных данных и методических рекомендаций поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
3. Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; метод постановки оптимальной работы.
Экологическое воспитание детей младшего возраста, воспитанников дошкольного учреждения реализовывалось следующим образом.
Метод теоретического анализа: применялся для изучения литературных данных о живой и неживой природе, влиянию экологического воспитания на развитие личностных качеств детей, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Метод беседы: осуществляли путем показа и рассказа иллюстраций объектов живой и неживой природы (дидактические игры «Найди по цвету», настольно-печатные игры «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», чтение художественной литературы (русские народные потешки, сказки, песенки; рассказы о животных; загадки) ; опрос детей (каких животных вы знаете? какие растения вы знаете? Какие домашние животные у вас есть дома? Ходили ли вы в зоопарк? и т. д.) .
При этом совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Метод научного наблюдения. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи, развития мышления.
Ежедневное наблюдение на прогулке обогащает представление детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений) обогащать эстетическое представление. Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки: разнообразные прогулки; дидактические задания; подвижные игры и игровые упражнения.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений) .
У детей младшего дошкольного возраста особый интерес вызывает наблюдение за живым уголком в ДОУ (рыбки в аквариуме, черепахи, попугаи, комнатными растениями, а так же животными и птицами на улице, в том числе при организации подкармиливания в кормушках, за природными явлениями (Солнце. Дует ли ветер? С какой стороны? Какой снег бывает? Выпал снег. Дождь. Тень., растениями (цветы на клумбах, растения на экспериментальной площадке – мини огород, кустарники, деревья). Для детей старшего возраста Стандартом предусмотрено экскурсии и прогулки в сосновый бор.
Метод постановки оптимальной работы. Вовлекаем детей младшего дошкольного возраста в трудовую деятельность по уходу за животными и растениями приводит к повышению интереса, расширяем представление о характерных особенностях времен года, растений и животных, развитию бережного отношения к природе, правильному экологическому воспитанию.
Мы в своей работе используем несколько видов привлечения детей к практическим занятиям.
В групповой комнате детского сада:
1) разучивание стихотворений и песен, загадок о животных, временах года, сказочных персонажах, привлечение к постановкам кукольного театра, рисунки животных, растений; изготовление поделок с помощью воспитателя, например, бумажные кораблики, аппликации, гербарии.
2) деятельность в живом уголке – уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание пыли с больших листов и т. д., животными (кормление рыбок, черепах, попугаев, участие в проведении эксперимента, например, выращивание листьев репчатого лука; посадка семян цветов для дальнейшего оформления клумбного участка детского сада.
Во время прогулки организуем оптимальные работы для детей которые заключается в играх. Зимой для осознания изменения температуры воздуха – снять варежки и ощутить холод, сравниваем ощущения при соприкасании снега с ладошкой и варежкой. Сбор различных листьев в гербарий, природных материалов для поделок «Ежики» из каштанов.
Кормление птиц – выносим корм из дома (белый хлеб, семечки, зерно). Все представленные кормушки сделаны своими руками. В изготовлении кормушек деревянных, из полимерной посуды принимают участие родители и дети. Наблюдая за птицами, следим чтобы корм всегда был.
Наблюдения сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем, как птицы, клюем зерна, как воробьи.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка.
Наблюдение за окружающим миром позволяет организовать всестороннее развитие детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, так как он является – практически единственным способом познания мира в первые три – четыре года.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием воспитателя и родителей, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Цель работы: разработать методику по ознакомлению дошкольников с природой для гармоничного экологического воспитания в рамках здоровьеразвивающих технологий.
На основе анализа литературных данных и методических рекомендаций поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
3. Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; метод постановки оптимальной работы.
Экологическое воспитание детей младшего возраста, воспитанников дошкольного учреждения реализовывалось следующим образом.
Метод теоретического анализа: применялся для изучения литературных данных о живой и неживой природе, влиянию экологического воспитания на развитие личностных качеств детей, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Метод беседы: осуществляли путем показа и рассказа иллюстраций объектов живой и неживой природы (дидактические игры «Найди по цвету», настольно-печатные игры «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», чтение художественной литературы (русские народные потешки, сказки, песенки; рассказы о животных; загадки) ; опрос детей (каких животных вы знаете? какие растения вы знаете? Какие домашние животные у вас есть дома? Ходили ли вы в зоопарк? и т. д.) .
При этом совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Метод научного наблюдения. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи, развития мышления.
Ежедневное наблюдение на прогулке обогащает представление детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений) обогащать эстетическое представление. Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки: разнообразные прогулки; дидактические задания; подвижные игры и игровые упражнения.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений) .
У детей младшего дошкольного возраста особый интерес вызывает наблюдение за живым уголком в ДОУ (рыбки в аквариуме, черепахи, попугаи, комнатными растениями, а так же животными и птицами на улице, в том числе при организации подкармиливания в кормушках, за природными явлениями (Солнце. Дует ли ветер? С какой стороны? Какой снег бывает? Выпал снег. Дождь. Тень., растениями (цветы на клумбах, растения на экспериментальной площадке – мини огород, кустарники, деревья). Для детей старшего возраста Стандартом предусмотрено экскурсии и прогулки в сосновый бор.
Метод постановки оптимальной работы. Вовлекаем детей младшего дошкольного возраста в трудовую деятельность по уходу за животными и растениями приводит к повышению интереса, расширяем представление о характерных особенностях времен года, растений и животных, развитию бережного отношения к природе, правильному экологическому воспитанию.
Мы в своей работе используем несколько видов привлечения детей к практическим занятиям.
В групповой комнате детского сада:
1) разучивание стихотворений и песен, загадок о животных, временах года, сказочных персонажах, привлечение к постановкам кукольного театра, рисунки животных, растений; изготовление поделок с помощью воспитателя, например, бумажные кораблики, аппликации, гербарии.
2) деятельность в живом уголке – уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание пыли с больших листов и т. д., животными (кормление рыбок, черепах, попугаев, участие в проведении эксперимента, например, выращивание листьев репчатого лука; посадка семян цветов для дальнейшего оформления клумбного участка детского сада.
Во время прогулки организуем оптимальные работы для детей которые заключается в играх. Зимой для осознания изменения температуры воздуха – снять варежки и ощутить холод, сравниваем ощущения при соприкасании снега с ладошкой и варежкой. Сбор различных листьев в гербарий, природных материалов для поделок «Ежики» из каштанов.
Кормление птиц – выносим корм из дома (белый хлеб, семечки, зерно). Все представленные кормушки сделаны своими руками. В изготовлении кормушек деревянных, из полимерной посуды принимают участие родители и дети. Наблюдая за птицами, следим чтобы корм всегда был.
Наблюдения сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем, как птицы, клюем зерна, как воробьи.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Воспитание правильного отношения к природе,умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка....
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Статья: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Тол...
Статья. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста....
Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Статья "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?...