Консультация для педагогов "Дошкольник и экология"
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому
не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников
основ культуры рационального природопользования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_i_ekologiya.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование дошкольников на современном этапе.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому
не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников
основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно
с момента прихода детей в первую младшую группу.
Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий,
частая смена впечатлений.
Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
-мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их
переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
-медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
-подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
-частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
-использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
-осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
-частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
В связи с внедрением ФГОС первостепенной задачей педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном
развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним,
сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном
этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта,
его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с
растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них
нужных условий.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними.
Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или
подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.
Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается
прежде всего понимание воспитателем особенности каждого ребёнка. Дети этого возраста легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность,
охотно повторяют за ним слова и действия.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу,
усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в
экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно
повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и
практическое манипулирование с ними.
Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в
воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое -
движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено
словом.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников
включает следующие компоненты:
-разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
-ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
-участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
-совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по
уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым
операциям и пониманию их значения для живых существ;
-рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание
иллюстраций в книгах;
-проведение экологической образовательной деятельности один раз в
две недели;
-проведение экологических досугов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологии
Конспект...
консультации для воспитателей по экологии
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают...
Консультация для педагогов "Понятие ЭКОЛОГИЯ"
Воспитывая подрастающее поколение нужно придерживаться одной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, ког...
консультация для родителей по экологии
Консультация « Экологическое образование воспитанников и родителей. Совместные досуги и праздники».1.Значение работы с семьёй по экол...
Консультация для родителей по экологии "Сроки разложения мусора"
А знаете ли вы КАКОВЫ СРОКИ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА НА ЗЕМЛЕ? Об этом и пойдет речь....
Консультация для родителей по экологии «ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Консультация для родителей«ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»...
Консультация для родителей по экологии "Правила поведения в природе"
Консультация для родителей...