Конспект занятия в подготовительной группе "Как с гуся вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Во время занятия дети закрепляют и систематизируют знания о домашних птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в  подготовительной группе.

«Как с гуся вода».

Воспитатель: Монастырных Е. А.

МБДОУ№ 78 «Звездочка» т. Курган.

. Задачи:

1. Систематизировать и закрепить знания детей о домашних птицах.

2. Познакомить с новой домашней птицей - страус.

3.Помочь детям определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

4. Развивать кругозор, логическое мышление.

5.Обогащать словарный запас (перепонки на лапах, плоский клюв, жировая железа, функция сита, декоративные птицы)

6. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

 Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие».

«Социально-коммуникативное развитие».

«Речевое развитие».

 Предварительная работа:

Познавательные беседы с детьми о домашних птицах, о корме птиц, о том, где они живут, об их детёнышах, кто за птицами ухаживает.

Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй» «Гуси», «Уточки»; Т. А. Шорыгина «Беседы о домашних и декоративных птицах.

Прослушивание песенок, стихов загадок о домашних птицах.

Рассматривание картин: «Курица с цыплятами», «Утка с утятами», «На птичьем дворе».

Оборудование:

Картинки с изображениями домашних птиц.

Перья куриные и гусиные, емкости с водой. Масло растительное, кисточки, бумажные  перышки  для проведения эксперимента. Салфетки.

Раздаточный материал:

Картинки с изображениями домашних птиц( водоплавающих, декоративных), на  каждый стол.

                           

                      Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем учеными исследователями. Вы хотите узнать много нового и интересного?

Посмотрите, что вы видите на доске, как  назвать одним словом - кто изображен на картинках? (Птицы)

-А почему вы решили, что это птицы?

( У них есть клюв, крылья, две лапы, тело покрытое перьями)

У вас на столе тоже есть птицы. Все птицы перемешались. Разделите их на группы. Работать нужно в парах, можно советоваться друг с другом.

-Сколько групп у вас получилось?

-Почему вы так разделили?

(Гуси и утки умеют плавать)

-Как мы можем назвать этих птиц?

(Водоплавающие)

(Куры и индюки не умеют плавать)

(Попугаи и голуби - декоративные птицы)

-Чем отличаются декоративные птицы от остальных птиц?

(Куры, гуси, индюки приносят пользу - яйца, мясо, перо)

(Декоративные птицы для красоты, настроения, радости)

Дополнение воспитателя: Вы правильно говорите ребята. Слово «декоративный» означает «красочный, нарядный».

         -Какие отличия есть у водоплавающих птиц?

(Лапы. У гусей и уток на лапах перепонки, а у петуха шпоры и когти)

-Лапы гусей и уток крепкие, похожи  на весла, они помогают птицам плавать, держаться на воде. Таким лапам не страшны низкие температуры.  Гуси и утки могут плавать даже в холодной воде.  

 А когти на лапах петухов и индюков помогают добывать себе питание, извлекая из земли зерна и насекомых.

-Еще чем отличаются птицы?

(Клювом. У гусей и уток клюв плоский и широкий, а у куриц маленький и острый).

Рассказ воспитателя:

(Картинки: клювы гусей и уток, птица добывающая корм под водой)

Строение клюва зависит от образа жизни птицы, способа питания и от самого корма. Основной корм для гусей трава. Клюв гуся покрыт роговым слоем, приплюснут сверху и снизу. На конце клюва размещен так званый ноготок. Этим кончиком клюва гуси находят корм и срывают растения, даже под водой (картинка). По краям справа и слева размещены пластинки для процеживания воды. Они исполняют функцию сита, когда птица добывает корм в воде (картинка).

У куриц клюв хоть и маленький, но очень цепкий, удобный. Таким клювом птица легко захватывает зерно, траву, а так же клюет ракушку, и мелкие камушки (картинка).

Физкультминутка: 

Гуси летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.)
прогнулись над водой,
качают головой. (Наклониться вперед, повороты головой)
Прямо и гордо умеют держаться.(Выпрямились)
Очень бесшумно на воду садятся. (Присели.)

-Как вы думаете, чем еще отличаются водоплавающие птицы от всех других птиц?

-Для того чтобы ответить на этот вопрос мы проведем эксперимент.

Посмотрите - у меня есть куриные перья и гусиные. Давайте рассмотрим куриное перо. Опустим его в воду. Что произошло? Правильно. Оно намокло, и  слиплось.

Возьмём утиное (гусиное) перо и опустим его в воду. Что произошло с ним?  На утином пере вода не задерживается, скатывается.

( Предложить детям потрогать перышки.)

-Курицы и индюки не могут купаться, их перья намокают. А с перьев водоплавающих птиц вода стекает. Недаром говорят: «Как с гуся вода».

-Но почему так происходит? Почему перья одних птиц намокают, а с других вода скатывается, стекает.

-Давайте проведем еще одно исследование.  Возьмём перышко из бумаги. Смажем его жиром. Польём водой. Что происходит? Вода скатилась, и бумага осталась сухой. ( Дети проводят эксперимент)

Рассказ воспитателя:

 У всех водоплавающих птиц специальные железы на теле выделяют жир, который смазывает перья, чтобы они не намокали и не слипались в воде.  (Кроме того, этот жир защищает от холода, гуси могут плавать при температурах воды, близких к замерзанию.)

 

Гуси (и утки) могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.

Отсюда и смысл выражения - Как с гуся вода. ( Картинка)

-О ком мы с вами  сегодня говорили? (О птицах)

-Что вам понравилось больше всего?

-А можем мы с вами больше  знать о птицах и  животных?

(Да, можем)

-Что мы для этого можем сделать?

(Читать книги, ходить в музеи, проводить исследования, смотреть научные передачи)

Молодцы! А сейчас я познакомлю вас еще с одной птицей.

Картинка – страус.

-Кто знает, что это за птица? (Страус)

Рассказ воспитателя о страусе.

Страус – самая большая птица в мире.

Страусы самые быстрые птицы на планете.

Яйца страуса самые большие среди всех птичьих яиц.

Родина страусов– жаркая Африка. Но в последнее время  и у нас в России разводят страусов, есть целые птицефермы по разведению этих необычных птиц.

Домашнее задание: С родителями прочитать, узнать  о птице страусе и рассказать в детском саду. А наше занятие на этом заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....