ПРОЕКТ "МАТРЕШКА"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«МАТРЕШКА»
Тип проекта: познавательно-игровой
Вид проекта: творческий, исследовательский
Продолжительность проекта: средний продолжительный (2 месяца)
Предмет исследования: матрешка
Возраст детей: средняя возрастная группа (4-5 лет)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель: воспитание патриотизма через интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Для детей
- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
- познакомить детей с историей матрешки.
- познакомить детей с основными видами матрешек показать связь мира природы с миром человека;
- обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;
- познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить использовать их в разных видах деятельности (театрализованная деятельность, подвижная, изобразительное творчество и т.д.)
- Развивать у детей коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
- Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику. Познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки.
- поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.
2. Для родителей
-вызвать интерес к русской народной игрушке- матрешке
- приобщать к истокам русской народной культуры
- побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно- прикладного искусства
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Актуальность:
Народная игрушка — это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Ожидаемый результат:
1. заинтересованность детей и родителей темой русской народной игрушки.
2. проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.
3. совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.
4. знания детей об особенностях костюма матрешки (выделять детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук)
5. расширять и активизировать словарный запас слов.
6. расширять знания детей и родителей о народной игрушке — матрешке, умение играть с ней.
Подготовительный этап:
Сбор информации, изучение литературы, подготовка наглядного материала.
Составление плана работы
Мероприятия по реализации проекта
- Непосредственно образовательная деятельность: ФЭМП «Веселые матрешки»;
- беседа на тему «Веселые матрешки»;
- викторина «Матрешкины загадки»;
- чтение, заучивание стихотворений А. Гришин «Матрешки»;
Л. Громова «Подарили Маше».
Художественно-творческая деятельность
- Рассматривание альбомов и наглядно демонстративного материала;
- рисование матрешек;
- прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Игровая деятельность
- Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек»;
- дидактические игра «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»; «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами».
- изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Русская красавица- матрешка»
- Изготовление родителями совместно с детьми «Семейной матрешки»;
- помощь детям в разучивании стихов.
Реализация проекта по этапам
Название этапа | Проводимые мероприятия | Участники |
1. Подготовительный | - определение объектов изучения; - сбор информации - изучение литературы, - подбор иллюстраций; - приобретение материалов для изо деятельности - подготовка наглядного материала. - составление плана работы | Воспитатель, родители |
2. Исследовательский | Работа с детьми: - ознакомление с историей матрешки; - изучение художественных элементов; - составление орнаментов; Работа с родителями - консультация Оснащение развивающей среды: -подготовка альбомов: 1. «Матрешкины частушки» 2. «Матрешкины потешки». 3. Стихи о матрешке -подготовка наглядно демонстративного материала | Воспитатель, дети, родители |
3. Заключительный | -обобщение результатов работы; - выставка работ «Семейная матрешка» -создание мини музея. «Матрешки» | Воспитатель, дети, родители |
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя |
1. Беседа на тему «История русской матрешки» -знакомство с народной игрушкой, история возникновения и развития матрешечного дела, виды матрешек; 2. Сюжетно-ролевая игра «Семья» -матрешка как символ семьи, материнства; 3. Пластилинография. «Наряди матрешку». 4. Разучивание стихотворения (четверостишье) С.Я. Маршак «Матрешки» 4. Дидактическая игра «Найди отличия» 5.Прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой); | 1. Тематическое занятие по предметному миру «Из чего же, из чего же?» 2. Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь»; 3. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек»; 4. Рисование: «Нарядим матрешку» 5. Разучивание А. Гришин 6. Показ презентации «Музей русской матрёшки» Цель: Развитие интереса, умение воспринимать предметы народно - прикладного искусства. 7. П/и «Прячем матрешку» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, развитие двигательной активности. | 1. Тематическое занятие по познанию (ФЭМП) «Веселые матрешки»; 2. Викторина «Матрешкины загадки»; 3.Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»; 4. Прослушивание и заучивание песни «Матрешка» (муз. Т.Бурцева, сл. В.Семернин) 5. Д. и. «Больше - меньше» Цель: Научить детей различать, сравнивать матрёшек по величине (больше, меньше, одинаковые, воспитывать внимание. 6. П. и. «Бегите к матрёшке» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног, развитие двигательной активности. |
| ||
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
4-я неделя | 5-я неделя | 6-я неделя |
1.Беседа «Деревянная матрёшка» Цель: Продолжать знакомить детей с историей матрёшки, как народной игрушки, её внешним обликом, учить различать матрёшек по форме, цвету, развивать художественный вкус, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников. 2. Аппликация «Мы красавицы матрешки». Цель: Продолжать учить аккуратно наклеивать готовые формы. 3. Д. и. «Опиши игрушку – матрёшку» Цель: Учить составлять описательный рассказ по игрушке, активизировать речь детей. 4. П. и. «Матрёшечка – матрёшка» Цель: Учить действовать по сигналу, согласно текста слов, развивать внимание, артистизм, двигательную активность 5. Д. и. «Помоги матрёшке найти свои игрушки» Цель: Закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | 1. Д. и. «Озорная матрёшка» Цель: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики руки, речи, памяти, внимания. Закреплять умение выставлять предметы по высоте. Лепка «Матрёшки подружки» Цель: Продолжать знакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой. с процессом её изготовления. Учить лепить пластическим способом, используя в работе приёмы оттягивания, сглаживания. Добиваться выразительности образа Чтение «Матрешкины потешки» В. Берестов С. р. и. «Магазин игрушек –матрёшек» Цель: Развивать интерес к народной игрушке матрёшке, учить распределять роли, формировать интерес к матрёшкам, как к игрушке. | Беседа «Русская матрёшка» Цель: Уточнить представление о деревянной игрушке матрёшке, росписях, которыми она украшена. С. р. и. «Ярмарка» Цель: Развивать умение выполнять роль продавца матрёшек, коммуникативные навыки в общении, рассматривать и сравнивать матрёшек Рассматривание композиций матрешек из коллекции мини- музея «Русская матрёшка» Д. и. «Разложи матрёшку по порядку» Цель: Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, умение доводить начатое дело до конца Д. и. «Что изменилось? " Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, замечать и называть изменения в одежде (цвете) и размере матрёшки. |
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка детского творчества на темы:
"Раскраась матрешку" (роспись)
"Матрешечки подружки" (лепка)
"Нарядим матрешку" (рисование)
« Мы красавицы матрешки» (аппликация)
2. Создание коллекции "Русская народная матрешка"
Список литературы
- Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
- Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.
- Курчатовская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. - М., 2009.
- Майорова К., Дубинская К. Русские народное прикладное искусство. - М., 1990.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.
- Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.
- Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.
- Веселый хоровод. Развлечение для детей. Дошкольное воспитание 1994г. №5