Конспект занятия в средней группе "Воздухо-искатели"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Экспериментально -опытническая деятельность захватывает детей средней группы от начала до конца занятия.
В гости к детям прилетает их старый знакомый Шар-Шарыч,он приглашает детей в свою лабораторию и превращает их в исследователей-воздухоискателей.Дети путём экспериментов,опытов ,наблюдений находят воздух внутри человека,внутри предметов,вокруг.....
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Воздухоискатели".
Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе.
Подготовила и провела Окунева Л.В.
Цель: развивать познавательную активность в процессе опытно-исследовательской деятельности; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация,
физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт., игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, гуашь, фонарик, стаканчики и трубочки (2 экз.), воздушные шары, Шар-Шарыч, музыка для полёта и физкультурной паузы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости опять залетал уважаемыйпрофессор Шар-Шарыч. Помните ,мы мастерили для его лаборатории стаканы, ему очень они понравились. А сегодня он прислал нам приглашение:
« Приглашаю в мою лабораторию.
Предлагаю стать воздухоискателями. Жду с нетерпением!», полетим?!
Дети: полетим.( музыка волшебно- научная, стихи о воздухе, движения по кругу)
Воспитатель:Ура! Прилетели. Вот она лаборатория Шар-Шарыча, а вот и он сам (надуваем шар и прикрепляем его к столу)Ребята ,помните как надо себя вести в лаборатории.(Правила поведения)
Значит мы будем сегодня исследователями ,предлагаю надеть фартуки,а я надену халат ,а вот, что мы будем искать, а? Я что-то запамятовала.
Да,Шар-Шарыч прислал еще и загадку
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет.
Воспитатель: Посмотрите налево, посмотрите направо, оглянитесь назад, вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: ?Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый!
Воспитатель:
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. (пробуют)
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столе у нас есть фонарик. Учёные, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный.
Воздух– прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит.
Дыхательная гимнастика «Вдох –выдох».(вдыхаем через нос ,выдыхаем через рот)
Воспитатель:А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).Да ,есть и чем больше в них воздуха, тем они легче, вот сколько разных предметов я вам принесла, давайте сыграем в игру:
«Тонет - не тонет»
(Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно берут
предметы и раскладывают в 2 тазика (1- тяжёлые,2-лёгкие):камень, деревянный брусок, ракушку, пластмассу, стекло металл др. мелкие предметы .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Тяжело быть исследователями,давайте отдохнём.
Физкультминутка: Игра с воздушными шариками(парами играют шариками под музыку)
Воспитатель:Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. Ребята,оказывается воздухом можно рисовать!Попробуем? «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей, а сейчас мы (или чуть позже)мы оформим выставку ваших работ.
Давайте скажем спасибо Шар-Шарычу за приглашение в лабораторию, а нам пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в круг и под музыку двигаются.
Спасибо и до свидания ,гости.
По познавательному развитию
Конспект открытого занятия по ДОУ
«Проблемное обучение - средство развития
творческого потенциала дошкольника»
Цель:
- Закрепить умение детей находить антонимы.
- Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.
- Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.
- Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.
- Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.
- Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.
Материал:
Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.
Ход занятия:
Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?
Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.
Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.
Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.
Д/и «Назови слово, противоположное по значению»
Воспитатель - Мяч большой, а это?
Дети - Маленький.
Воспитатель - Игрушка грязная, а эта?
Дети - Чистая.
Воспитатель - Полотенце мокрое, а это?
Дети - Сухое.
Воспитатель - Диван мягкий, а ножки?
Дети - Твердые.
Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора?
Дети - Гладкая.
Воспитатель - Ленточка широкая, а эта?
Дети - Узкая.
Воспитатель - Фотография девочки грустная?
Дети - Веселая.
Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал!
Дети - Плохо.
Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали!
Дети - Хорошо.
Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов.
Д/и «На что похоже?» (Дети стоят).
Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.
Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.
Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.
Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.
Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)
- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.
- Что это такое? (Находит лед)
- Какой он, если его потрогать?
Дети - Холодный.
Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек)
Дети - Уголек.
Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)
Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек?
Дети - Нет.
Воспитатель - Почему нельзя?
Дети - Можно обжечь ручки.
Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом?
Дети - Нельзя.
Воспитатель - Почему нельзя?
Дети - Уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)
Воспитатель - А это что такое?
Дети - Молоток.
Воспитатель - На какую салфетку мы его положим?
Воспитатель - Синюю.
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Молоток холодный.
Воспитатель достает утюг.
Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?
Дети - Синий.
Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить?
Дети - На сине-красную салфетку.
Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?
Дети - Это свеча.
Воспитатель - Потрогайте, какая она?
Дети - Холодная.
Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу?
Дети - На синюю.
Воспитатель - А бывает свеча горячей?
Дети - Когда горит огонек.
Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?
Дети - Красно-синюю.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку)
Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.
Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?
Дети - Нужно потрогать.
Воспитатель - А глазками можно увидеть?
Дети - Да, поднимается пар.
Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается)
Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.
Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.
Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть.
Дети пьют чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...
Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».
Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...