Конспект занятия в средней группе "Воздухо-искатели"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Окунева Людмила Викторовна

Экспериментально -опытническая деятельность захватывает детей средней группы от начала до конца занятия.

В гости к детям прилетает их старый знакомый Шар-Шарыч,он приглашает детей в свою лабораторию и превращает их в исследователей-воздухоискателей.Дети путём экспериментов,опытов ,наблюдений находят воздух внутри человека,внутри предметов,вокруг.....

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Воздухоискатели".

Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе.

                                                   Подготовила и провела Окунева Л.В.

Цель: развивать познавательную активность в процессе опытно-исследовательской деятельности; расширять знания о воздухе.


Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация,

физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт., игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, гуашь, фонарик, стаканчики и трубочки (2 экз.), воздушные шары, Шар-Шарыч, музыка для полёта и физкультурной паузы.


Ход занятия


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости опять залетал уважаемыйпрофессор Шар-Шарыч. Помните ,мы мастерили для его лаборатории стаканы, ему очень они понравились. А сегодня он прислал нам приглашение:

« Приглашаю в мою лабораторию.

 Предлагаю стать воздухоискателями.  Жду с нетерпением!», полетим?!

Дети: полетим.( музыка волшебно- научная, стихи о воздухе, движения по кругу)

Воспитатель:Ура! Прилетели. Вот она лаборатория Шар-Шарыча, а вот и он сам (надуваем шар и прикрепляем его к столу)Ребята ,помните как надо себя вести в лаборатории.(Правила поведения)

Значит мы будем   сегодня исследователями  ,предлагаю надеть  фартуки,а я надену халат ,а вот, что мы будем искать, а? Я что-то запамятовала.

 Да,Шар-Шарыч прислал еще и загадку

Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите налево, посмотрите направо, оглянитесь назад, вы видите воздух? 
Дети: Нет, не видим. 
Воспитатель: ?Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 
Дети: Воздух
 невидимый
Воспитатель:

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. (пробуют)
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Какого цвета воздух? 
(ответы детей). На столе  у нас  есть фонарик. Учёные, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный.

Воздух– прозрачный, бесцветный
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». 
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку  и он выходит.

Дыхательная гимнастика «Вдох –выдох».(вдыхаем через нос ,выдыхаем через рот)

 Воспитатель:А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).Да ,есть и чем больше в них воздуха, тем они легче, вот сколько разных предметов я вам принесла, давайте сыграем в игру:

 «Тонет - не тонет» 
(Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно  берут

предметы  и раскладывают в 2 тазика (1- тяжёлые,2-лёгкие):камень, деревянный брусок, ракушку, пластмассу, стекло металл др. мелкие предметы .


Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Тяжело быть исследователями,давайте отдохнём.
Физкультминутка: Игра с  воздушными шариками(парами играют шариками   под музыку)
Воспитатель:Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. Ребята,оказывается воздухом можно рисовать!Попробуем? «Раздуй каплю» (рисование воздухом). 
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) : 
- что воздух постоянно нас окружает; 
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 
- что воздух легче воды; 
- что воздух есть внутри предметов; 
- что воздух есть внутри людей, а сейчас мы  (или чуть позже)мы оформим выставку ваших работ.

Давайте скажем спасибо Шар-Шарычу за приглашение в лабораторию, а нам пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в круг и под музыку двигаются.

Спасибо и до свидания ,гости.

По познавательному развитию

Конспект открытого занятия по ДОУ
«Проблемное обучение - средство развития
творческого потенциала дошкольника»

Цель:

  • Закрепить умение детей находить антонимы.
  • Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.
  • Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.
  • Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.
  • Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.
  • Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.

Материал:

Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.

Ход занятия:

Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?

Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.

Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.

Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.

Д/и «Назови слово, противоположное по значению»

Воспитатель - Мяч большой, а это?

Дети - Маленький.

Воспитатель - Игрушка грязная, а эта?

Дети - Чистая.

Воспитатель - Полотенце мокрое, а это?

Дети - Сухое.

Воспитатель - Диван мягкий, а ножки?

Дети - Твердые.

Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора?

Дети - Гладкая.

Воспитатель - Ленточка широкая, а эта?

Дети - Узкая.

Воспитатель - Фотография девочки грустная?

Дети - Веселая.

Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал!

Дети - Плохо.

Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали!

Дети - Хорошо.

Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов.

Д/и «На что похоже?» (Дети стоят).

Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.

Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.

Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.

Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.

Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)

- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.

- Что это такое? (Находит лед)

- Какой он, если его потрогать?

Дети - Холодный.

Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек)

Дети - Уголек.

Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)

Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек?

Дети - Нет.

Воспитатель - Почему нельзя?

Дети - Можно обжечь ручки.

Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом?

Дети - Нельзя.

Воспитатель - Почему нельзя?

Дети - Уголек потухнет, а лед растает.

Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает.

Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)

Воспитатель - А это что такое?

Дети - Молоток.

Воспитатель - На какую салфетку мы его положим?

Воспитатель - Синюю.

Воспитатель - Почему?

Воспитатель - Молоток холодный.

Воспитатель достает утюг.

Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?

Дети - Синий.

Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить?

Дети - На сине-красную салфетку.

Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?

Дети - Это свеча.

Воспитатель - Потрогайте, какая она?

Дети - Холодная.

Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу?

Дети - На синюю.

Воспитатель - А бывает свеча горячей?

Дети - Когда горит огонек.

Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?

Дети - Красно-синюю.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку)

Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.

Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?

Дети - Нужно потрогать.

Воспитатель - А глазками можно увидеть?

Дети - Да, поднимается пар.

Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается)

Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.

Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.

Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть.

Дети пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...