Картотека прогулок для средней группы.
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Данный материал подобран с учетом климатических условий севера (в данном случае - города Воркуты), тематического планирования и соответствует программе "Детство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_progulok.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа. Картотека прогулок.
Сентябрь.
1 неделя.
Наблюдение за изменениями погоды — учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.
Наблюдение за красотой природы — вызвать интерес к окружающему миру; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
Наблюдение за цветами — уточнить название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям.
Наблюдение за почвой — развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность и наблюдательность.
Наблюдение за вечерним небом — воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение; формировать умение видеть красоту неба.
Наблюдение за дождем — воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.
Наблюдение за радугой – формировать умение видеть красоту природного явления.
Беседа на тему «Что такое радуга? Когда бывает радуга?».
Опытно — экспериментальная деятельность «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Опыт «Свойства мокрого песка».
Д/игра «Лето или осень» - закрепить знание признаков осени. Содержание: дети встают в круг, воспитатель говорит: «Если листики желтеют — это...» - бросает мяч одному из детей, ребенок ловит мяч и , возвращая его воспитателю, говорит: «Осень» и т. д.
Приметы: сырое лето и теплая осень – к долгой зиме; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.
Загадывание загадок о радуге, осени.
Загадывание загадки о зонте и плаще, резиновых сапогах.
Стихотворение В. Стоянова «Радуга», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровской «Осень».
2 неделя.
Наблюдение за погодой в солнечный (пасмурный) день — обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Наблюдение за дождем — расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.
Наблюдение за почвой — учить видеть зависимость состояния почвы от погоды.
Наблюдение за цветом листвы — расширять представления об осени как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.
Наблюдение за многообразием растений — закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать деревья от кустарников, обучать описывать растения.
Наблюдение за травянистыми и древесными растениями — уточнить представление о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы.
Беседа на тему «Какие цветы вы видели в тундре?».
Опыт «Свойства солнечных лучей» - в группе, вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке белье вывесить на солнышко сушиться. Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.
Опыт «Свойства песка» - показать детям, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле с помощью пластмассовых бутылочек, наполненных сухим и мокрым песком.
Д/игра «Что сажают в огороде?» - учить классифицировать предметы по определенным признакам; развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Содержание: воспитатель называет разные предметы, дети внимательно слушают. Если воспитатель называет то, что сажают в огороде, то дети отвечают «Да», если нет, то «Нет». Кто ошибся, тот выходит из игры.
Приметы: если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя.
Загадывание загадок об овощах и фруктах.
Стихотворение А.Прокофьев «Огород», О. Бундур «Дождик», «Вышел дождик погулять».
3 неделя.
Наблюдение за разноцветьем листьев — расширять представления об осени как времени года,
когда созревают семена, расцвечиваются листья.
Наблюдение за листопадом — упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, ветвям, стволу. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.
Наблюдение за кустарниками, деревьями, их стволами — учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства.
Наблюдение за лужами — продолжать знакомить с осенними явлениями природы. Обращение внимания детей на то, что в лужах отражаются предметы предложить детям поводить по воде палочкой, создать волны. Вопрос: «Почему теперь нет отражения?»
Наблюдение за вечерним небом — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Беседа «Для чего нужна кора? От чего она защищает дерево? Кора защищает только ствол дерева? Как можно определить возраст дерева по коре?».
Опыт: «Бросьте в лужу несколько плоских предметов, потом найдите их». Вывод: вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры» - выявить с детьми зависимость состояния почвы от погодных условий. Выявление, что почва состоит из разных частиц: глины, песка, веточек, сухих травинок.
Д/игра «Третий лишний» - закреплять знания детей о многообразии растений.
Приметы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме, теплая осень – к долгой зиме.
Загадывание загадок о корнях, березе, листьях, дожде.
Стихотворение С. Михалкова «Облака», И. Семенова «Березка», Ю.Капотова «Листопад», А. Фета «Печальная береза».
4 неделя.
Наблюдение за листопадом — показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Наблюдение за птицами — выявить с детьми особенности приспособления птиц к сезонам, наблюдение за их повадками, способом питания, особенностями внешнего вида.
Наблюдение за грозой — учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.
Наблюдение за тучами — расширять представление о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.
Наблюдение за растениями, изменением их окраски — обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; приучать наслаждаться красотой природы.
Беседа о дожде. Содержание: воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дождь. Осенью дождь затяжной, идет из тяжелых, темных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Беседа на тему «Что происходит с деревьями осенью?».
Д/игра «Что это за птица?» - уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Загадывание загадок о листьях, листопаде.
Стихотворение В. Авдиенко «Осень».
Октябрь.
1 неделя
Наблюдение за изменениями в природе — продолжать формировать представление об осенних изменениях в природе; выявлять первые признаки зимы; учить устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; закрепить понятие «листопад».
Наблюдение за ветром — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Наблюдение за облаками — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать. Содержание: в тихую погоду облака движутся медленно, в ветреную быстро. Облака бывают прозрачными, а бывают собраны в белые тучи, а если ветер соберет их в темные тучи, то может пойти дождь или снег.
Наблюдение за птицами на участке — выявить особенности приспособления птиц к сезонам; установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры» - выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. Содержание: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать ее рукой, какая она: теплая, сухая, цвет. Полить землю, опять ее потрогать, рассмотреть. Земля потемнела, стала мокрой, липкой, как от дождя. — она стала холодной от холодной воды.
Приметы: если осенью деревья рано сбрасывают листья – ожидай скорой зимы.
Загадывание загадок об осенних явлениях природы.
Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...».
2 неделя
Наблюдение за изморозью — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.
Наблюдение за долготой дня — развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.
Наблюдение за туманом — продолжать знакомить с явлениями неживой природы; развивать любознательность и наблюдательность.
Наблюдение за почвой в морозную погоду — расширять речевой запас новыми словами: туман, иней, изморозь.
Наблюдение за опавшими листьями — показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Наблюдение за голубями — учить видеть особенности строения и поведения.
Наблюдение за солнцем — формировать представление детей о том, что с приходом осени солнце светит меньше, тепло от него слабеет; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Опыт «Движение воздуха» - показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Загадывание загадок о солнце, тумане.
3 неделя
Наблюдение за опавшими листьями и голыми деревьями и кустарниками — уточнить представление о том, что растения с приходом осени изменяются; развивать любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.
Наблюдение за заморозками — продолжать знакомить с явлениями природы; воспитывать любознательность, наблюдательность, желание познать новое; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
Наблюдение за льдом в лужах — формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними.
Наблюдение за солнцем — дать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к природе.
Наблюдение за ветром — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Наблюдение за облаками — воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.
Д/игра «У кого такой цвет?» - научить узнавать цвета. Содержание: воспитатель показывает , например, зеленый квадрат из бумаги; дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, куртка и т. д.
Загадывание загадок о птицах, облаках.
4 неделя
Наблюдение за первым снегом — продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о последнем периоде осени.
Наблюдение за одеждой людей — расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.
Наблюдение за трудом взрослых — расширять представление о взаимосвязи природы и человека; воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Наблюдение за погодой - определение погоды по приметам: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на животный и растительный мир; находить уже известные народные приметы в окружении.
Опыт: снимите рукавичку с одной руки и сравните ощущения с рукой в рукавичке. Где ощущения комфортнее. Сделать вывод.
Приметы: если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если на сухую – то опять сойдет.
Загадывание загадок о явлениях природы.
Ноябрь.
1 неделя
Наблюдение за снегом — формировать представление детей о свойствах снега, закреплять представление о последнем периоде осени, начале зимы.
Наблюдение за изменениями в природе — развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, начала зимы.
Наблюдение за облаками - формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Д/игра «Кто, где зимует?».
Загадывание загадок о животных тундры.
2 неделя
Наблюдение за солнцем — формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Наблюдение за небесными светилами — приучать любоваться красотой луны и звезд.
Беседа о зимующих птицах, об их жизни в холодный период года. Развешивание кормушек в парке — воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.
Д/игра «Закончи предложение» - учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Труд — наполнение кормушек птиц.
Приметы: если снег идет крупными хлопьями – жди оттепели.
Загадывание загадок о зимующих птицах.
Стихотворение З. Александровой «Мы кормушку смастерили...», И. Мазнина «Осень».
3 неделя
Наблюдение за воробьями — формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.
Наблюдение: «Какой корм птицы едят лучше: крошки, остатки каши, зернышки». Добавление корма в кормушки.
Наблюдение за вороной — формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.
Беседа с детьми об образе жизни вороны, ее пользе для человека.
Опыт со льдом: пройдите по краю лужи, послушайте, как хрустит лед.
Д/игра «Что умеют делать звери?» - учить создавать разнообразные словесные сочетания.
Труд — наполнение кормушек птиц.
Приметы: вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.
Загадывание загадок о перелетных птицах.
Стихотворение И.Левина «Мой приятель воробей», И. Бурсова «Первый снег», «Снежинки».
4 неделя.
Наблюдение за птицами у кормушек — уточнить названия птиц, которые прилетают к кормушке и летают вблизи участка.
Наблюдение за голыми деревьями — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Наблюдение за вечерним небом.
Наблюдение за изменениями в природе — развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, начала зимы.
Рассматривание березы и ивы в парке — продолжать обучать описывать растения, отмечать их отличия и сходства.
Труд — наполнение кормушек зерном, салом, ягодами, крошками.
Д/игра «Так бывает или нет?» (с мячом).
Приметы: дым из трубы стелется по земле – к метели, снегопаду.
Загадывание загадок о деревьях, снеге.
Стихотворение И. Сурикова «Снег», Г. Ладонщикова «Взяв крупы и хлебных крошек...».
Декабрь.
1 неделя
Наблюдение за снежинками — знакомить со свойствами снега; формировать умение видеть красоту окружающей природы.
Наблюдение за вечерним небом - познакомить с понятием «северное сияние», уточнить представление о том, что оно бывает только в северных городах (в Заполярье).
Наблюдение за солнцем — формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений.
Наблюдение за льдом на лужах — продолжать знакомить с различным состоянием воды.
Опытно – экспериментальная деятельность по определению направления ветра (с помощью вертушек).
Опыт со льдом — познакомить со свойствами льда; рассмотреть кусочки льда; наблюдать за таянием снега и льда (в группе).
Опыт «Установление зависимости свойств снега от температуры».
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.
Загадывание загадок о снеге, снежинках.
Стихотворение В. Фетисова «Зима пришла», И. Никитина «Встреча зимы».
2 неделя.
Наблюдение за снегопадом — продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром.
Наблюдение за снежинками через лупу — развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Наблюдение за красотой зимнего пейзажа — развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом — закреплять знания о деревьях, различных их частях; продолжать учить описывать растения.
Наблюдение за поведением птиц у кормушек — учить замечать характерные особенности строения птиц.
Беседа по вопросам: «Как люди одеваются зимой? Почему? Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» - выявить некоторые особенности одежды.
Беседа на тему «Что мы знаем о зиме?» - обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.
Опыт «Первые заморозки» - показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Труд: пополнение кормушек кормом для птиц.
Д/игра: «Какая, какой, какое?».
Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят», С. Маршака «Зима».
3 неделя.
Наблюдение «Защитные свойства снега» - развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом — закреплять знания о деревьях, различных их частях; продолжать учить описывать растения.
Наблюдение за зимующими птицами.
Наблюдение за погодой — формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега.
Опыт «Защитные свойства снега» - поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.
Загадывание загадок о зимних явлениях природы.
Стихотворение А. Пушкина «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»
4 неделя.
Наблюдение за зимним небом — обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность.
Наблюдение за вечерним небом - познакомить с понятием «полярная ночь»; уточнить представление детей об изменении долготы дня в Воркуте в различные сезоны года.
Наблюдение за узорами на стекле — развивать интерес к окружающему миру.
Наблюдение за погодой — упражнять в определении состояния погоды.
Наблюдение за воронами — продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц.
Наблюдение за льдом — продолжать знакомить со свойствами воды.
Д/игра «Кто прилетал к нам на кормушку?», «Когда ты это делаешь?».
Труд — наполнение кормушек птиц.
Загадывание загадок о зиме.
Стихотворение Н. Рубцова «Ворона».
Январь
2 неделя.
Наблюдение за снегом — уточнить представление о свойствах снега.
Наблюдение за зимним небом — дать более полное представление о том, как ветер «делает» облака.
Наблюдение за метелью — познакомить с новым понятием «метель».
Наблюдение за воробьями - продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.
Беседа о метели: «Почему больше снега намело около забора? Где вам хочется находиться в такую погоду? А как животные и птицы переносят такой ветер?».
Беседа с детьми о толщине снежного покрова. Толщину снега можно измерить палкой — снегомером. Измерение глубины покрова в разных местах участка.
Д/игра «Угадай, что за след?»
Приметы: если зимой тепло – лето холодное.
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.
Загадывание загадок о метели, вьюге, пурге.
Стихотворение З.Александровой «Снежок».
3 неделя.
Наблюдение за свойствами снега — уточнить представления о свойствах снега.
Задание детям: походить по снегу, послушать, как он скрипит. Вывод: снег скрипит в морозную погоду; скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.
Наблюдение за собакой — воспитывать бережное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».
Наблюдение за деревьями во время снегопада.
Наблюдение за сороками — продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.
Наблюдение за птицами: сравнение следов воробья и голубя — развивать умение определять птиц по их следам.
Д/игра «Когда это бывает?».
Приметы: собаки в снегу валяются – быть метели.
Труд — наполнение кормушек птиц.
Загадывание загадок о снеге.
Стихотворение Р. Кудашевой «Зима».
4 неделя.
Наблюдение за снегом — уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. Измерение глубины снежного покрова в разных местах участка.
Наблюдение за погодой — упражнять в определении состояния погоды; уточнить и конкретизировать представления о зиме.
Наблюдение за сороками - продолжать знакомить с многообразием птиц; учить замечать особенности строения птиц: размер, окраску, разный цвет оперения в определенных местах; вспомнить название птиц прилетающих на участок.
Наблюдение за вьюгой — познакомить с новым понятием «вьюга».
Д/игра: «Какая, какой, какое?».
Приметы: сорока прячется под крышу – будет метель; если птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель.
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек, кормление птиц.
Загадывание загадок о сороке.
Стихотворение Ю. Марцинкявичюса «Солнце отдыхает».
Февраль.
1 неделя.
Наблюдение за долготой дня – формирование представления о том, что день становится длиннее, солнце светит дольше и ярче.
Наблюдение за метелью — подвести к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.
Наблюдение за ветром — определение направления ветра с помощью вертушек.
Наблюдение за птицами – закреплять умение узнавать птиц по их отличительным признакам..
Опыт «Снег и лед — вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Труд - замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега.
Приметы: теплый февраль – холодная весна; туманы в феврале предвещают дождливый год.
Стихотворение И. Демьянова «Веселые льдинки», С. Маршака «Дуют ветры в феврале...».
2 неделя.
Наблюдение за погодой: определение погоды по приметам — воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам.
Наблюдение за деревьями в парке — учить различать различные виды деревьев.
Наблюдение за следами на снегу — развивать наблюдательность и любознательность. Задание: пройдя по территории детского сада отыскать следы на снегу и угадать их происхождение.
Д/игра «Кто прилетал к нам на кормушку?»
Приметы: туман опускается зимой к земле – к оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек.
Стихотворение А. Пушкина «Под голубыми небесами...»
3 неделя.
Наблюдение за облаками - воспитывать интерес к неживой природе; развивать любознательность, творческое воображение.
Наблюдение за вечерними облаками - обратить внимание на красоту вечернего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность.
Наблюдение за снегом – закреплять знания о свойствах снега. Измерение глубины снежного покрова в разных местах участка.
Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Труд — посильная помощь в изготовлении снежных построек, кормление птиц.
Загадывание загадок о льде.
Стихотворение Ф. Тютчева «Февраль», А. Плещеева «Чиста небесная глазурь...»
4 неделя.
Наблюдение за кустарниками. Задание детям — найти самый красивый кустарник, описать его.
Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Наблюдение за обледенением деревьев — продолжать знакомить с явлениями природы.
Наблюдение за снеговиком — продолжать знакомить со свойствами снега.
Наблюдение за солнцем — формировать представление о феврале, как заключительном месяце зимы; развивать умение выделять первые признаки весны.
Опыт «Как согреть руки?».
Знакомство с приметами о птицах.
Д/игра «Угадай, что за след?»
Труд — оказание помощи деревьям, освобождение их от ледяного панциря, постукивание по веткам деревянными палочками.
Загадывание загадок о перчатках, варежках.
Стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев», М. Дудина «Деревья зимой».
Март.
1 неделя.
Наблюдение за оттепелью — выявить свойства снега во время оттепели липкий, мокрый; подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха; познакомить с понятием «оттепель».
Наблюдение за воробьями – закреплять умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.
Наблюдение за неживой природой — формировать представление о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.
Наблюдение за снегом - формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; продолжать знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
Опыт «Определение плотности снега».
Опыт «Снег и лед — вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры» - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Опыт «Таяние снега» - знакомство со свойствами снега.
Труд — кормление птиц на участке.
Загадывание загадок о птицах.
Стихотворение В. Берестова «О чем поют воробушки...».
2 неделя.
Наблюдение за ветром и облаками – закреплять умение определять погоду на основе полученных знаний о приметах.
Наблюдение за весенним небом – формировать представление о детей о том, что весной небо выше, светлее, солнце светит дольше..
Наблюдение за кустарниками и деревьями — учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.
Наблюдение за оттепелью — уточнить представления о свойствах снега.
Опыт «Что в пакете?» - выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Д/игра «Так бывает или нет?», «Когда это бывает?».
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде..
Труд – посильная помощь в расчистке дорожек.
Загадывание загадок об облаках.
Стихотворение Ф. Тютчева «Весна». А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи».
3 недели.
Наблюдение за облаками - формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; расширять словарный запас (кучевые, перистые).
Наблюдение за ветром — продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.
Наблюдение за солнцем — закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.
Опыт «Движение воздуха» - показать, что воздух можно почувствовать. Краткое содержание: предложить детям помахать руками у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Д/игра «Найдите, что опишу».
Загадывание загадок о солнце, облаках и небе.
Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится», И. Токмаковой «Весна».
4 неделя.
Наблюдение за природными изменениями — продолжать формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе; обучать описывать увиденное.
Наблюдение за сосульками — развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Наблюдение за погодой — развивать умение выделять первые признаки весны,закреплять умение видеть красоту родной природы.
Наблюдение за льдом на лужах — продолжать знакомить с различным состоянием воды.
Опыт «Свойства солнечных лучей» - познакомить детей со свойствами солнечных лучей нагревать предметы.
Д/игра «К названному дереву беги».
Загадывание загадок о весне.
Стихотворение Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», А. Плещеева «Весна».
Апрель.
1 неделя.
Наблюдение за солнцем — закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, световой день становится длиннее; показать взаимосвязь живой и неживой природы, значение Солнца для всего живого на земле.
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе — учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; показать, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.
Наблюдение за небом — закреплять умение видеть красоту весенней природы; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе.
Приметы: голуби разворковались — к ясной погоде; птицы хохлятся – к ненастью.
Опыт «Свойства солнечных лучей» - в солнечный день на прогулке воспитатель предлагает детям намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать; потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой; подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Стихотворение Я. Акима «Долго шла весна тайком от ветров и стужи...», В. Алферова «Отшумели все метели, и морозы не трещат...».
2 неделя.
Наблюдение за почками - продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Рассматривание крупных распускающихся почек.
Беседа - рассказ воспитателя: «Почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали распускаться».
Наблюдение за кучевыми облаками - расширять, углублять и закреплять знания о природе, умение видеть красоту весенней природы.
Наблюдение за ветром - продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.
Наблюдение за одеждой людей – закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились кучевые облака — к ясной погоде.
Труд — подкормка птиц.
Загадывание загадок о воде, ветре и облаках.
Стихотворение П. Воронько «Ветер», С. Маршака «Весенняя песенка».
3 неделя.
Наблюдение за птицами — выявлять особенности приспособления птиц к сезонам; устанавливать связь между характером пищи, перьевым покровом и отлетом птиц в теплые края.
Наблюдение за почками - продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года.
Беседа - рассказ воспитателя: «Почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали распускаться».
Наблюдение за проталинами — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.
Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Беседа - рассказ воспитателя о том, что воробей — маленькая, бойкая птичка. Его часто называют «серый воробышек». А ведь на самом деле у него коричневая спинка с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, подбородок и горлышко черные, а вот головка серая.
Приметы о птицах: птицы запели в дождь — к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись — к дождю.
Загадывание загадок о птицах.
4 неделя.
Наблюдение за ручейками — учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать наблюдательность.
Наблюдение за почками — продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Рассматривание крупных распускающихся почек.
Наблюдение за березой — продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям.
Наблюдение за настом — формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны; продолжать знакомить со свойствами снега.
Наблюдение за первыми проталинами — развивать умение находить первые признаки весны в окружающей природе; устанавливать связи между изменениями в неживой природе и положением солнца.
Наблюдение за сосульками — обобщать и углублять представление о весне по существенным признакам.
Опыт «Вода не имеет формы» - развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.
Загадывание загадок о почках, сосульках.
Стихотворение В. Степанова «Ах, какое облако», С. Михалкова «Облака», Л. Аграчевой «Ау!».
Май.
1 неделя.
Беседа «Что происходит с деревьями весной?».
Наблюдение за проталинами, — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.
Наблюдение за лужами — формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе.
Наблюдение за кучевыми облаками — расширять , углублять и закреплять знания о природе, умение видеть красоту весенней природы.
Наблюдение за первым дождем — учить видеть и устанавливать связь одних явлений природы с другими.
Наблюдение за неживой природой (почва и песок) — выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Наблюдение за растениями — развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
Д/игра «Дерево, кустарник, цветок» - расширять кругозор.
Загадывание загадок о ветре, дожде.
2 неделя.
Наблюдение за пчелой — продолжать обогащать знания о многообразии насекомых, учить выделять их признаки.
Наблюдение за кошкой — продолжать знакомить с животным миром, учить любоваться их красотой, ловкостью и гибкостью.
Наблюдение за солнцем — закреплять представление о солнце; дать понятие о его роли в жизни всего живого.
Наблюдение за деревьями и кустарниками — продолжать формировать представление о том, что дерево и кустарник — это растения, у них общие существенные признаки; развивать аналитическое мышление.
Наблюдение за распусканием почек — учить замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года. Почки бывают не только листовыми, но и цветочными. Чем больше светит солнце и становится теплее, тем быстрее распускаются почки.
Беседа о жуках: как жук передвигается по земле, как летает (приподнимает твердые и распускает мягкие прозрачные крылья), как гудит во время полета.
Опыт «Веселые кораблики» - экспериментальным путем показать плавучесть предметов.
Д/ игра «Что это за насекомое (птица) ?».
Загадывание загадок о животных.
Стихотворение Р.Селянина «Наш котенок».
3 неделя.
Наблюдение за комарами и мошками — закреплять представление о насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки.
Наблюдение за насекомыми — закреплять представление о насекомых, учить видеть их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья); развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Наблюдение за красотой окружающей природы — вызвать интерес к окружающему миру; расширять кругозор.
Наблюдение за птицами.
Наблюдение за мать-и-мачехой – познакомить детей с растением, учить описывать его, закреплять знания о строении.
Беседа – рассказ воспитателя: поводом для названия этого растения послужили его листья. Нижняя сторона у листа – мягкая, тёплая, а верхняя со временем становится кожистой, зелёной, всегда холодной. Вот оно - родная и чужая…
Опытно — экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).
Д/игра «Кто, что летает?» - закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
«Что это за насекомое?» - уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; учить описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Загадывание загадок о насекомых.
Стихотворение А.Бободжан «Муравьишки».
4 неделя.
Наблюдение за солнцем – познакомить детей с понятием «полярный день» или «белые ночи»;
уточнить представления детей о долготе дня в Воркуте в различные сезоны года.
Наблюдение за одуванчиком. Рассказ воспитателя детям о том, что парашютики — это семена одуванчиков; при помощи ветра они далеко разносятся и прорастают, давая жизнь новым цветкам.
Наблюдение и беседа на тему «Что остается после цветов» - показать, что живое растение растет и меняется, после цветения появляются семена.
Наблюдение за насекомыми — уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.
Наблюдение за травой — формировать знания о травянистых растениях, отмечая их различия и сходства между собой, закреплять знание названий частей растений.
Наблюдение за цветами — научить любоваться растущими цветами, воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы.
Д/игра «Найдите, что опишу».
Примета: если пасмурно, но цветки одуванчика открыты — дождя не будет.
Опыт «Свойства мокрого песка».
Опыт «Песчаный конус» - выявить свойство песка — сыпучесть.
Загадывание загадок о лете, цветах.
Стихотворение Е. Серовой «Одуванчик»,Н. Некрасова «Перед дождем», Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок для средней группы
Картотека прогулок для средней группы выполнена в виде карточек, на весь учебный год....
картотека прогулок в средней группе
Средняя группа СентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);учить различать...
Картотека прогулок в средней группе
Данная картотека представлена в виде конспекта проведения прогулки по месяцам....
картотека прогулок в средней группе
картотека прогулок средняя группа...
Картотека прогулок для средней группы
прогулки в средней группе весной и летом...
Картотека прогулок в средней группе
прогулки в средней группе...
Методическая разработка (средняя группа) на тему: "Картотека прогулок в средней группе".
Подробная картотека прогулок для детей среднего возраста....