Медуза
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: М Е Д У З А
Цель: Расширить и углубить представления детей о медузе.
Показать детям закономерные связи в природе.
Словарь: акваланг.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.
Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-
то новое.
Оборудование: фотография медузы, картина с подводным морским пейзажем, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Сегодня мы совершим путешествие в подводное морское царство.
Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы какое приспособление придумал французский исследователь для того, чтобы долго находиться под водой? (Ответы детей). Это приспособление называется акваланг. Нам уже не раз встречались слова, начинающиеся с «аква». Вспомните их. (Ответы детей). Аквариум, аквапарк, акварель. Значение этих слов так или иначе связано с водой. «Аква» -- это и есть вода, только на другом языке, на латинском.
Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. Как оно называется? (Ответы детей). (Имитация надевания акваланга и погружения).
Кого мы можем встретить в водах нашего Черного моря? (Ответы детей). Тут и дельфины, и мидии, и рапаны, и катран, и хамса.
А вот и загадочная медуза. Взгляните на картинку.
Летом и осенью у берегов Крыма много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие – вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. (Выполняется пальчиковая гимнастика). А сейчас медуза плывет быстро. Скоро начнется на море буря. Кто из вас знает, как называется морская буря? (Ответы детей). Незадолго до шторма медузы уплывают подальше от берега. Это заметили ученые и используют для того, чтобы предупреждать о надвигающемся шторме.
Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот не даром говориться: «терпение и труд все перетрут».
А теперь игра. Вставайте в круг, возьмем мяч. Вы уже много знаете о природе. Например, о том, что все в природе взаимосвязано, кто-то о ком-то заботится, кто-то кого-то ест. Тот, кому я брошу мяч, должен продолжить мое предложение.
1. Заяц – пища для … (волка, лисы).
2. Мед – любимое лакомство … (медведя).
3. Насекомых едят -- … (птицы).
4. Морской ворон баклан питается – … (рыбой).
5. Олени употребляют в пищу -- … (траву).
6. Планктон – это пища ---… (китов).
7. Рыбой лакомятся -- … (акулы, чайки и т. д.)
Представьте себе, что медуз никто не ест. Такие это удивительные создания, что никто на них не покушается. Кроме человека. В Китае и Японии едят медуз. А сами медузы едят планктон. А вот под зонтиками медуз прячутся молоденькие рыбки—ставридки. Пока они не выросли и не набрались силы. Хотели бы хищные рыбы полакомиться малышами, да боятся медузьих стрекательных клеток. Когда ставридки подрастают, они покидают свое убежище под зонтиком медузы и платят ей черной неблагодарностью: обкусывают края зонтика. Вот так – за добро платят злом.
Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из бумаги. С помощью ножниц, клея и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу.
(Конструирование из бумаги. Рассматривание поделок.)
Вопросы:
- Как защищается медуза от врагов?
- Чем питается медуза?
- Кто ест саму медузу?
- Как называется приспособление для длительного пребывания человека под водой?
- Кто находит убежище под зонтиком медузы?
- Как передвигается медуза?
- Что вы знаете о глазах медузы?
- Когда медузы уплывают подальше от берега?
- Какими названиями наделяли медузу?
Можно предложить детям сочинить рассказы о приключениях медузы, нарисовать иллюстрации, оформить в книжку.
Легенда о медузе: «Морское сердце».
Однажды в море купались два брата. Вот старший, когда искупался, к берегу тихо поплыл, а младший – от берега дальше и дальше. И полюбила морская волна отважного брата: взяла, обняла его крепко и тянет к себе на дно, в подводное царство морское.
Сопротивляется хлопец, кричит, зовет на помощь брата родного. А старший боится плыть. Думает: «Там глубоко, еще утону вместе с ним!»
-- Ой, братец мой милый! Ой, братец любимый, спасай! – последний раз вынырнул хлопец, слезы роняя.
-- Пускай тебя господь спасает, -- трусливо промолвил старший, а сам не посмел и взглянуть, как брат утопает, и к берегу быстро гребет, на камень влезает.
Волна рассердилась и погналась за трусом, догнала, снесла его в море и потопила.
Меньшого брата морская царица на дне приютила. И слезы его превратила в сверкающий жемчуг, а кудри – в кораллы. А старшего брата рыбы и раки дотла растащили. Лишь к сердцу никто не хотел прикоснуться: таким было мерзким это трусливое сердце.
С тех пор появилось в море то сердце. Робко, украдкой плавает, скользкое, хладное, жгучее, как крапива, вяло оно шевелится, подрагивает, нет от него даже тени – прозрачное.
А море брезгает сердцем: на берег его бросает, и там оно гибнет бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема :"Медуза"
Дать представления детям о том , что представляет из себя медуза....
Мастер-класс "Медуза"
МАСТАР-КЛАСС Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возрас...
конспект музыкального занятия «У нас в гостях медуза Аграфена»
«У нас в гостях медуза Аграфена» конспект музыкального занятия по развитию певческих способностей...
НЕСТАНДАРТНОЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЕНСОМОТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ МЕДУЗЫ»
Полифункциональное сенсомоторное оборудование "Веселые медузы" предназначено для коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста....
НОД по изодеятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксография "Мы медузы..."
НОД по изодеятельности в 1 младшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования - кляксография...
Краткосрочная образовательная практика технической направленности, динамическая игрушка "МЕДУЗА В БУТЫЛКЕ"
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ(« МЕДУЗА В БУТЫЛКЕ»)...
«Веселые медузы» проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2017 уч. годы
Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт - те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества....