Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «На пути к Олимпийскому огню».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Создание условий для формирования представлений об Олимпийских играх как международных спортивных соревнованиях, систематизации знаний детей о зимних видах спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_puti_k_olimpiyskomu_ognyu.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «На пути к Олимпийскому огню».
Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Возраст воспитанников: старшая группа.
Приоритетная область: познание.
Интегрируемые образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное чтение», «Музыка».
Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД, зрительная, пальчиковая гимнастика, рефлексия, динамическая пауза, эмпатия, эстафеты.
Цель: Создать условия для формирования представлений об Олимпийских играх как международных спортивных соревнованиях, систематизации знаний детей о зимних видах спорта.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.Дать представление об Олимпийских играх, о символах и ритуалах Олимпийских игр.
2.Обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, спортивной атрибутике, учить их различать и правильно называть.
3.Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.
4.Обогатить и уточнить словарь по теме.
Развивающие задачи:
1.Продолжать развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, выносливость.
2.Формировать потребность каждого ребенка в двигательной активности и физическом совершенствовании, желание заниматься спортом.
3.Развивать внимание, выразительность движений, подвижность суставов.
4.Развивать логическое мышление в процессе сравнивания спортивной атрибутики.
5.Развивать речь дошкольников, пополнить словарь спортивной лексикой. 6.Формировать навык работы в коллективе и подгруппах.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать у детей интерес к физической культуре, спорту и желание заниматься им.
2.Продолжать воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
3.Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах, умение переживать за своих товарищей.
4.Воспитывать чувства коллективизма, уважение друг к другу.
Словарная работа: Олимпийские игры, талисман Олимпиады, олимпийский флаг, сноубординг, конькобежный спорт, санный спорт, хоккей, фигурное катание, слова, обозначающие спортсменов различных зимних видов спорта, названия спортивного инвентаря.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, экран, звукозаписи (П. И. Чайковский «Времена года. Зима», Э. Григ «Шествие гномов»), презентация «Зимние виды спорта», слайды «Зима», «Город Сочи», «Олимпийский флаг», «Талисманы Олимпийских игр 2014года», магнитофон, парные картинки для д/и «Кто внимательный»(картинки спортсменов и необходимого инвентаря для данного вида спорта), глобус, фотографии леопарда, зайца, белого медведя, конверт с заданиями, бумажный «снежный ком», атрибуты к эстафетам (2 пары лыж, 2 клюшки, 2 шайбы, мячи для метания,2 стойки, кегли), бумажные салфетки по количеству детей, телефон.
Предварительная работа:
1.Беседа о спорте, спортсменах, Олимпиаде.
2.Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях о спорте и спортсменах, о древней Олимпиаде.
2.Знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки и др.)
3.Просмотр презентаций «Всё об Олимпийских играх», «От Олимпа до Атланты», «Талисманы Олимпиады – 2014. Леопард» , «Мишка – символ Сочи», «Олимпийская академия», «Талисманы Олимпиады – 2014. Зайка»
(http://ru.ask.com/youtube?q=детские+мультфильмы+о+олимпиаде2014&v=Apj9ZE5lT5s&qsrc=472).
4.Просмотр мультфильмов «Шайбу, шайбу!», «Матч реванш»
(http://www.youtube.com/watch?v=ozTodVXmdLo)
5.Знакомство с атрибутами зимних видов спорта.
6. Рисование, аппликация:
«Мой любимый вид спорта», «Катание на санках», «Олимпийские эмблемы».
7.Чтение художественной литературы о спорте.
8.Заучивание стихов, загадок, песен о спорте и спортивный играх.
9.Спортивные упражнения в ДОУ: катание на санках, скольжение.
10. Проведение спортивных эстафет.
11.Дидактические игры: настольно-печатные, словесные – о зимних видах спорта, «Что нужно спортсмену?», «Какой это вид спорта?», «Назови летние и зимние виды спорта», «Сложи картинку (биатлонист, хоккеист)», «Найди спортсмена по описанию», «Разрезные картинки», «Спортсмены строятся», «Чем похожи виды спорта?», «Что перепутал художник? (спортсмен и инвентарь вида спорта)», «Найди и назови Олимпийские символы».
12. Слушание: спортивный марш, Олимпийский гимн, гимн России.
Литература и ссылки:
1. Мулаева Н. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
2. Необычные физкультурные занятия для дошкольников / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград : Учитель, 2010.
3.Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-120с
4.Загадки о спорте и здоровье, загадки про зимние виды спорта, http://nattik.ru/?p=3963
5.Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта, http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-sport.ht
http://www.mnogo.ru/contests/present
6.http://ru.ask.com/youtube?q=детские+мультфильмы+о+олимпиаде2014&v=Apj9ZE5lT5s&qsrc=472)
7. http://www.youtube.com/watch?v=ozTodVXmdLo
8. http://x-minus.org/track/37122/александр-пинегин-зимняя-сказка-минусовка.html
9. http://www.musvid.net/muscat/ДЕТСКИЕ+ПЕСНИ+МИНУС
Сведения об участнике:
Фамилия, имя, отчество-
Каримова Мария Ришатовна.
Место работы-
МБДОУ - детский сад комбинированного вида №5 «Умка».
Образование -
высшее педагогическое
Балашовский Государственный Педагогический Институт, 1990 год по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Должность-
воспитатель.
Педагогический стаж-
25 лет
Категория-
высшая категория (Приказ №772 от 30.03.2010 г. Министерства образования и науки Саратовской области).
Описание хода непосредственно образовательной деятельности:
- Ритуал приветствия (применение элементов эмпатии).
Звучит фонограмма «Зимняя сказка» Александр Пинегин.
Все дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду». Что это?
- Снежный ком!
Воспитатель: К нам в группу закатился снежный ком добрых приветствий. Предлагаю улыбнуться друг другу, и, передавая поочередно «снежный ком», поделиться с ним своим хорошим настроением.
В этот чудесный , морозный день,
Дружно здороваться нам не лень!
Комочек снежный по кругу катись,
Доброй улыбкой с другом делись.
2.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, наверное, не зря к нам закатился снежный ком. Какое сейчас на улице время года?
Слайд 1.Зима.
-Зима.
Звучит фонограмма П. И. Чайковский «Времена года. Зима».
Воспитатель: Правильно.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкой.
3.Рассказ воспитателя о олимпийских играх, символике Олимпийских игр.
Воспитатель: А вы знаете, что этой зимой, в феврале будут проходить зимние Олимпийские игры?
Дети отвечают.
Воспитатель: А что такое Олимпийские игры?
-Это соревнования лучших спортсменов.
Воспитатель: Правильно, Олимпийские игры – это главные спортивные соревнования, лучших спортсменов всего мира.
Они проводятся 1 раз в 4 года. В стране, где давным — давно в далеком прошлом, впервые проводились Олимпийские игры, считается – Древняя Греция.
Слайд 2.Древняя Олимпия.
Это Родина Олимпийских игр. А именно почитаемое греками, святилище – Олимпия. Отсюда и название этих игр.
Воспитатель: А где они будут происходить?
Дети отвечают.
Слайд 3 .Город Сочи – олимпийский.
Воспитатель: Будут они проходить в России, в городе Сочи.
Город Сочи находится высоко в горах и поэтому сейчас там сделали дороги, приготовили стадионы, лыжные трассы. Приедет много спортсменов со всего мира и будут соревноваться в различных зимних видах спорта.
Воспитатель: Ребята, а снежный ком то был необычный, в нём запрятано какое – то письмо.
Раскрывают письмо.
Показываю детям конверт с изображением олимпийского флага.
Воспитатель: Что изображено на конверте?
Воспитатель: Правильно это олимпийский флаг. В день открытия олимпийских игр над стадионом поднимают такой флаг, его украшают пять олимпийских колец, назовите их цвета (дети называют).
Слайд 4 .Олимпийский флаг с пятью кольцами.
Воспитатель: А вы хотите узнать, что обозначают эти цвета?
Олимпийские игры зародились в древнем греческом городе Олимпии. Эти игры проводятся раз в четыре года. В них принимают участие лучшие спортсмены большинства стран мира. Кольца символизируют пять континентов мира. Голубое кольцо символизирует Европу, Чёрное — Африку, жёлтое – Азию, Красное – Америку и зелёное – Австралию.
Пять колец, пять кругов -
Знак пяти материков.
Знак, который означает то,
что Спорт, как общий друг.
Все народы приглашает,
в свой Всемирный — мирный круг.
Показываю детям расположение континентов на глобусе.
Воспитатель: Ребята, а в конверте лежат чьи-то фотографии.
Показываю детям фотографии талисманов Олимпиады.
-Это зайка, леопард и белый медведь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждые Олимпийские игры имеют свой талисман? Обычно талисманом становится любимое животное, которое обитает на территории этой страны и имеет все качества настоящего спортсмена.
Слайд 5.Талисманы олимпийских игр 2014года.
В этом 2014 году талисманами в городе Сочи на Олимпиаде будут зайчик, леопард и белый медведь.
4.Создание эмоционального фона занятия и положительного настроя на учение.
Воспитатель: Теперь понятно, от кого пришло нам это письмо. Интересно, что хотят от нас олимпийские звери?
Воспитатель: Звери пишут, что у них случилась беда и нужна наша помощь. Олимпийские игры не смогут начаться, так как Снежная королева заколдовала олимпийский факел, без которого не зажжётся олимпийский огонь - главный символ Олимпийских игр.
Слайд 6.Олимпийский факел.
Воспитатель: Чтобы зажечь олимпийский огонь, надо зажечь факел. А для этого Снежная королева хочет, чтобы выполнили её задания и прошли все этапы эстафеты. А сделать это смогут только умные, дружные и любящие спорт дети. За каждое выполненное задание Снежная королева будет зажигать своей волшебной снежной палочкой маленькую искорку в факеле.
-Ребята мы готовы помочь нашим друзьям? Тогда смелей вперёд.
Звучит фонограмма «Песенка волшебников».
Дети встают.
Воспитатель: Снежная Королева прислала нам видеописьмо с заданиями.
Но прежде, чем мы начнём выполнять задания, потренируем наши глазки.
5. Зрительная гимнастика «Скалолазы». (Закрепление навыков самооздоровления, снятие зрительного напряжения)
Палец, словно карандаш, нарисуем мы пейзаж: (вытягиваем перед собой руку, указательный палец вверх)
Пики скал, о, чудеса, ввысь уходят небеса! («Рисуем» пальцем четыре горы)
А теперь дружочек, раз – (приближаем к кончику носа палец, вытягиваем)
Пальчик твой стал скалолаз (вперед от носа)
Вверх на горку, (движения глазами и пальцем вверх)
Вниз с горы, (глазками за ним следи), (движения глазами и пальцем вниз)
Вверх на горку, (движения глазами и пальцем вверх – вниз)
Вниз с горы (вверх – вниз)
Через горы мы прошли, (приближаем к кончику носа палец)
И к экрану подошли. (вытягиваем вперед от носа)
6. Просмотр презентации «Зимние виды спорта».
Воспитатель: 1 задание: надо разгадать все загадки Снежной Королевы и вспомнить все зимние виды спорта.
Послушайте загадку:
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
Воспитатель: Что это такое? (санки)
-Скажите, а у вас дома есть санки? Вы любите кататься на санках? Что вы при этом испытываете? Вам страшно, весело, дух захватывает? Взрослые тоже любят кататься на санках. И это они делают не ради забавы, а еще для того чтобы побить спортивный рекорд.
Слайд 7.Санный спорт.
Воспитатель: Называются такие соревнования – санный спорт – соревнования по скоростному спуску с гор по специальным трассам.
Санки ждут нас всех зимой,
Солнце, снег искриться,
Хорошо с горы крутой
С ветерком скатиться.
Но установить рекорд
Вот в таком катанье
Нам поможет санный спорт!
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
-Что это такое? (лыжи)
Слайд 8. Лыжные гонки.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете зимние виды спорта, связанные с лыжами?
-Лыжные гонки!
Воспитатель: Правильно. Задача спортсмена – лыжника – как можно быстрее преодолеть дистанцию на лыжах. Кто быстрее?
Слайд 9. Горнолыжный спорт.
Воспитатель: Посмотрите, а этот спортсмен, спускается с гор на лыжах по специальной трассе – это горнолыжник. Он спускается по извилистому пути между расставленными на определенном расстоянии флажками – «змейкой».
Мы горные лыжи с тобою возьмем
И горку покруче сейчас мы найдем.
Спуститься с нее не простая задача.
Ты будь осторожен, нельзя здесь иначе,
А то и в сугробе окажешься вдруг.
Вот снежные брызги взлетают вокруг,
Проходим одни и другие ворота,
Спускаемся змейкой, прыжки, повороты,
Флажки огибаем без остановки.
Не зря ходили мы на тренировки!
Слайд 10.Сноуборбинг.
Воспитатель: Обратите внимание на этого спортсмена. Как вы думаете, чем он занимается? Ответы детей.
Воспитатель: Да, он катается на сноуборде. Это сноубордист – его задача спустится со снежной горы на одной единственной лыжне. Эта короткая и широкая лыжа (доска) - сноуборд. Сам вид спорта называется – сноуборбинг.
На лыжах бегать ты не можешь?
Тогда мы скажем «Ну и что же!»
Бери скорее сноуборд,
На нем покажешь ты рекорд.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку от Снежной Королевы:
Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
(Коньки).
Воспитатель: Ребята, скажите, а у кого есть коньки? Вы умеете кататься на коньках?
Ответы детей.
Воспитатель: Коньки – являются одним из самых древних изобретений человека. Раньше это были деревянные коньки, коньки, выточенные из костей животных, из моржовых клыков, даже из бамбука. Древние люди прикрепляли их к подошвам, что позволяло им быстро передвигаться по покрытой льдом земле. Со временем коньки усовершенствовались, лезвия стали делать из стали. А само катание на коньках стало очень популярным.
Воспитатель: Назовите зимние виды спорта, связанные с коньками?
Ответы детей.
Слайд 11. Конькобежный спорт.
Воспитатель: Есть много разных видов спорта на коньках. Например – конькобежный спорт, в котором надо пройти определенную дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.
- А вот, внимание смотрите!
Лед, музыка и яркий свет –
Не спорт как будто, а балет.
На настоящем мы спектакле:
То на одной ноге, как цапля,
То он танцует, как артист.
Что за костюмы здесь и краски!..
Наверно мы попали в сказку…
И это все фигурное катанье!
Слайд 12.Фигурное катание.
Воспитатель: Скажите, а у кого есть коньки? Вы умеете кататься на коньках?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, фигурное катанье бывает одиночным и парным. Фигуристы катаются на коньках по ледяному корту, под музыку выполняя различные повороты, прыжки, вращения. Это один из самых красивых зимних видов спорта.
Воспитатель: А кто знает еще вид спорта, где спортсмены используют коньки? Ответы детей.
Слайд 13.Хоккей.
-Правильно, хоккей – это игра между двумя командами игроков. Их задача забить как можно больше шайб в ворота противника и не пропустить в свои. Передвигаясь по ледяному полю на коньках, хоккеисты клюшками передают шайбу друг другу или отбирают ее у соперника. Каждый игрок команды выполняет свою роль: В команде есть нападающие, защитники и вратарь.
Воспитатель: Ну, вот мы и выполнили 1 задание Снежной Королевы и вспомнили, какие бывают зимние виды спорта. А вот и первая искорка зажглась на нашем факеле (светящаяся палочка).
5.Физминутка.
-Чтобы легче следующее задание выполнять,
Надо мышцы нам размять
Ну-ка, детки, нарядитесь
И на улице очутитесь.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать (имитировать движения – лепить снежок)
Бабу снежную лепить (лепить снеговика)
И на горку воду лить (переливать из ладони в ладонь)
Будем мы на лыжах мчаться (имитировать лыжную ходьбу)
На коньках по льду кататься (подражать конькобежцам)
Мы на санках понесемся (присесть, руки вперед)
А потом домой вернемся.
6. Игры – эстафеты «Биатлон», «Хоккей», ««Пробеги и не задень».
Воспитатель: Снежная королева хочет посмотреть, какие мы спортивные, быстрые, ловкие. Для этого мы разделимся на 2 команды: «Льдинки» и «Снежинки». Кто сейчас получит льдинку встаёт в одну колонну, кто получит снежинку во 2 колонну.
Воспитатель: И вот 2 задание:
Во время эстафет звучит фонограмма «В каждом маленьком ребёнке»
Эстафета «Биатлон». Биатлон - это зимний лыжный вид спорта: нужно добежать на лыжах до стойки, метнуть в цель, обойти стойку и вернуться передать эстафету другому.
Эстафета «Хоккей». Нужно клюшкой загнать шайбу в ворота. Каждый член команды забивает по одной шайбе. Кто больше голов забьёт.
Эстафета «Пробеги и не задень» («горнолыжный спорт») - играющие по очереди пробегают между кеглями «змейкой» до условного обозначения и возвращаются назад в команду.
Воспитатель: Молодцы. Вы показали, какие вы спортивные, поэтому Снежная королева зажгла ещё одну маленькую искорку на нашем факеле.
7. Пальчиковая гимнастика Л. Яртова «Играем в снежки».
Воспитатель: Возьмите салфетки и сделайте из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.
Горсть большую снега взяли. (Имитируют движение «снег взяли»)
И лепить комочки стали. (Имитируют движение «лепка снежка»)
Снег плотней в руках сожмём, (Имитируют движение «лепка снежка»)
Да в снежки играть начнём.
Кидай! Не промахнись! (Имитируют движение «прицеливание»)
Осторожно! А ты пригнись! (Имитируют движение «метание снежка»)
8. Дидактическая игра «Кто внимательный».
Воспитатель: Ребята перед вами новая игра, нелегкое задание.
Приготовься детвора, выполнить 3 задание!
Воспитатель: Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки: с одной стороны вы видите спортсменов, а с другой – необходимый инвентарь спортсмену, только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь и соединить карандашом соответствующие картинки. (Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник — лыжи, хоккей — клюшка, фигурист – коньки и др.)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, у нас зажглась ещё одна маленькая искорка на нашем факеле.
9. Словесная игра «Кто?» .
Воспитатель: Ребята, Снежная королева хочет проверить, знаете ли вы как называются те или иные спортсмены. Это 4 задание. Я начинаю предложение, вы заканчиваете его, образовав словосочетание, отвечающее на вопрос «Кто?».
- Бегает на коньках - …………. Конькобежец.
- Катается на санках - …………… Саночник.
- Катается на лыжах - ……………. Лыжник.
- Играет в хоккей - ………………. Хоккеист.
- Занимается фигурным катанием - ………….. Фигурист.
-Ребята, не пожалела нам Снежная королева искорку и на этот раз.
-Ну вот, ребята, какой факел у нас разгорелся. Теперь мы передадим этот факел спортивному комитету нашего города, а они передадут его нашим друзьям, чтобы зажечь олимпийский огонь.
10.Итог занятия.
Воспитатель: Мы сейчас позвоним по телефону нашим друзьям. Алло, друзья мы раздобыли от Снежной королевы огонь и зажгли факел.
Передаю телефон детям.
Воспитатель: Ребята, Зайка спрашивает, как мы добывали искорки.
Воспитатель: Ваня, скажи, что мы делали, чтобы получить от Снежной королевы искорки.
Воспитатель: А какие зимние виды спорта дети вспомнили?
11.Рефлексия.
Звучит фонограмма. Снег (http://www.musvid.net/muscat/ДЕТСКИЕ+ПЕСНИ+МИНУС)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее приключение? Я очень довольна вами. Вы помогли нашим друзьям, потому что вы дружные, сильные и ловкие ребята. Вы победили Снежную королеву. На олимпийских играх спортсмены за победу получают медали. Я хочу, чтобы вы тоже оценили сами себя и выбрали себе медаль: если вам понравилось наше занятие и у вас хорошее настроение, возьмите медаль с улыбкой, а если занятие не понравилось и настроение печальное, возьмите медаль с грустью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытие Олимпийского огня
Праздник в предверии пронесения Олимпийского огня в своем городе для детей 5-7 лет....
Сценарий прогулки в старшей группе Тема: «Спасение Олимпийского огня» (в рамках тематической недели «Мы – будущие олимпийцы»)
Представленный сценарий прогулки позволит педагогам решить следующие задачи:1. Повысить интерес дошкольников к теме Олимпиады и олимпийских традиций.2. ...
Зажжение олимпийского огня в детском саду «Малышок» 13.12.2013 год.
Построение детей. Звучит музыка.Ведущий 1: Я поздравляю ребят, взрослых и гостей с праздником. Самая масштабная из национальных эстафет олимпийского огня в истории стартовала 7 октября 2013 года в Мос...
Зажжение олимпийского огня в детском саду «Малышок» 13.12.2013 год.
Построение детей. Звучит музыка.Ведущий 1: Я поздравляю ребят, взрослых и гостей с праздником. Самая масштабная из национальных эстафет олимпийского огня в истории стартовала 7 октября 2013 года в Мос...
Зажжение олимпийского огня в детском саду «Малышок»
Построение детей. Звучит музыка.Ведущий 1: Я поздравляю ребят, взрослых и гостей с праздником. Самая масштабная из национальных эстафет олимпийского огня в истории стартовала 7 октября 2013 года в Мос...
Сценарий спортивного праздника "Навстречу Олимпийскому огню"
Сценарий спортивного праздника, посвященного Олимпийским играм в Сочи....
Спортивно-музыкальное развлечение «Олимпийские огни»
Наше развлечение (совместный досуг) – это возможность провести побольше времени всем вместе, всей группой, всей семьёй.Во все времена человек стремится к здоровому образу жизни, а спорт – это зд...