«Разговор качанов капусты»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширить и уточнить представление детей об овощях. Обогатить знания детей о выращивании растений из семян. Продолжать учить видеть внешние признаки предметов. Развивать воображение, фантазию, творчество, умение создавать художественный образ.
Воспитывать умение слушать и дополнять ответы друг друга
Интеграция:познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochany_kapusty.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная творческая работа
(для детей старшего дошкольного возраста)
«Разговор качанов капусты»
Цель: Расширить и уточнить представление детей об овощях. Обогатить знания детей о выращивании растений из семян. Продолжать учить видеть внешние признаки предметов. Развивать воображение, фантазию, творчество, умение создавать художественный образ.
Воспитывать умение слушать и дополнять ответы друг друга
Интеграция:познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация.
Материалы и оборудование:
Качаны капусты; 1 большой, 1маленький,1качан в разрезе, листья капусты, семена капусты.
Ход занятия.
1.Воспитатель
Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.
а) Растет она на грядке
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И круглой соли пол мешка (капуста)
б)Лоскуток на лоскуток
Зеленые заплатки,
Целый день она
Нежится на грядке (капуста)
Дети отгадывают загадки.
2. Осенью в деревнях празднуют праздник Урожая. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму.
Один из таких праздников отмечался 8 октября. Называли его в народе Сергей- капустник. Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.
Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, с разными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Приходя в дом, капустницы поздравляли хозяев с капустой, как с праздником.
3.Сегодня мы с вами поговорим о капусте.Капуста – это что ? Дети: Овощ. Где растет? На грядке.Что-бы больше и лучше узнать о капусте мы должны посмотреть на мир глазами капусты. Предлагаю на минутку представить себя капустой . Вот грядка.Присаживайтесь и попытайтесь представить себя капустой и изобразить её. Посмотрите какие вы все разные,так и капуста вся разная. Асейчас попытаемся угадать какое настроение может быть у капусты.
4.Открываем 2 кочана капусты и рассматриваем их:
Этот качан какой? Дети: Большой, растрепанный, старый, грязный, ободранный, толстый….
Другой маленький, зеленый, круглый, гладкий, ровный…..
Видите эти качаны капусты разные .
5. Если думать по – волшебному , то это не просто качаны ,а живые существа. А почему живые? (растут, питаются влагой и питательными веществами из земли, дышат воздухом).
Знаете ли вы откуда появляется капуста? (из семян).Правильно из семян. Предлагаю рассмотреть семена капусты (дети рассматривают, сравнивают). Очень мелкие.
6.Сейчас попытаемся угадать характер и настроение вот этого большого качана капусты. Большой, толстый, драчливый, забияка - все листья ободрал, хулиган. Он так надувается, что вот-вот лопнет. Завидует маленькому вот и надувается. Может он рос на краю поля от этого его листья такие грязныеи рваные.
Маленький – веселый, шустрый, шаловливый, любопытный, но хочет вырасти большим.
7. Подумайте и скажите, где – бы они смогли встретиться (на грядке, в поле, в кадушке, в борще, в салате….)
8.Пальчиковая игра
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).
Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя).
Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).
9.Почему в народе говорят : «Сто одежек и все без застежек» .Листья - это «одежда» у капусты .Рассмотрим капусту в разрезе. На чем держатся листья? (на кочерыжке).Попробуйте капусту. Какая она на вкус? (сочная, хрустящая, чуть горчит). Есть ли запах?
10.Рассматриваем капусту в многообразии связей; настящее, прошлое, будущее по 9 экранному "Системный оператору" Альтшуллера.
12.Возьмите по желанию краски, карандаши и еще раз представьте капусту как живое существо и нарисуйте. Постарайтесь в рисунке передать ее на строение ,а это значит у неё должно быть лицо,руки,ноги.Подумайте во что она будет одета. (дети рисуют)
11.Воспитатель: Что – то у меня начала болеть голова. Приложу -ка я листочек ко лбу,от ее прохлады сразу стало лучше. В старину, когда не было лекарств головную боль,ушибы лечили капустой. Возьмите по листочку и приложите к голове.
Вот такая удивительная капуста.
Литература:
Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М. , 1999.
Поваляева, М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой / М. А. Поваляева. - Ростов н/ Д : Феникс, 2002
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Проскурина Надежда Георгиевна