Проект "Осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Симкина Валентина Николаевна

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.И поэтомунаш проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе осенью родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_podg._gr.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

М ДОУ«Детский сад № 10 комбинированного вида» г.Ухта

Воспитатели: Симкина В. Н.. Карташова А. А.

Проект.  «Осень»

Время проведения:23.11.2015-27.11.2015.

Актуальность:

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе осенью родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы осенью. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительная группа № 6 «Ромашка», родители.

 Тип проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский.

Целевая группа: подготовительная группа.

Основная идея:  приобщение детей к природе осенью.

Цели проекта: Активизировать представление об осенних явлениях природы.

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания детей о природе осенью;

2. Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.

3.  Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц.

4.  Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

5.  Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее;

6.  Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.

7.  Активизировать словарь по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы».

8.  Способствовать формированию умения замечать приметы осени.

9.  Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.

10.Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

11.Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

12.Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

13.Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

  1. Умение рассказывать о осенней природе .
  2. Умение отображать в рисунках, впечатления от осенней природы.

Программа проекта

Реализация проекта «Осень» состоит из 3 этапов, в заключении проекта коллективная аппликация «Осенний пейзаж.

1 подготовительный этап:

- сбор информации о природных зонах нашего края – река, водохранилище, горы, лесостепи (педагоги, дети, родители) ;

- накопление и оформление материала – стихи, загадки, сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;

- консультации для родителей;

- оформление информационного стенда для родителей;

- подбор методической литературы;

- подбор дидактических игр, экологических плакатов, пособий и др.

- сбор информации о промышленности и хозяйстве нашего города

- накопление и оформление материала – стихи, загадки, сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;

- консультации для родителей;

- оформление информационного стенда для родителей;

- подбор методической литературы;

- подбор дидактических игр, экологических плакатов, пособий и др.

2 этап – основной

1. ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Вот и осень пришла»:

  • Обобщить представления об осенних явлениях природы, изменениях в растительном и животном мире.
  • Уточнить представление о жанре живописи натюрморт.
  • Упражнять в описании картины, побуждать пользоваться распространенными предложениями.
  • Способствовать более полному восприятию произведений искусства.

Конструирование «Столик и скамейка для нашего участка»: 

  • Продолжать учить конструировать из деталей конструктора по рисунку.
  • Учить крепить винтами кронштейны к средней площадке.
  • Закрепить употребление слов: площадка, кронштейн, уголок, винт, гайка, ключ гаечный, ключ накидной.

Ручной труд. «Лес, словно терем расписной – зелёный, золотой, багряный»

  • Обобщить знания об изменениях в растительном мире с наступлением осени.
  • Уточнить представление о пейзаже.
  • Упражнять в технике пластилинографии.
  • Закреплять умение изображать пейзаж.
  • Побуждать использовать дополнительные материалы для создания образа.

2. ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа по пейзажной картине»

  • Продолжать знакомить с жанрами живописи;
  • Продолжать формировать умение понимать и чувствовать настроение картины, передавать его словами;
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов;
  • Упражнять в составлении предложений  из 2 слов (без предлогов);
  • Упражнять в передаче различных интонаций (вопрос, удивление, восхищение, гнев, страх).

Чтение «Осенний концерт»

  • Активизировать представление об осенних явлениях природы;
  • Упражнять в использовании образных выражений в рассказах о природе;
  • Побуждать выразительно читать знакомые стихи;
  • Способствовать эмоциональному восприятию музыкальных произведений.

Используемые материалы: иллюстрации по теме «Осень», фонограмма «Времена года» П. И. Чайковского.

3.ОО«Художественно - эстетическое развитие».

 Занятие Рисование «Ветка рябины», «Завиток»

  • Закреплять представление о разновидностях деревьев;
  • Учить передавать характерные особенности натуры, сопоставлять рисунок с натурой, добиваясь точности изображения;
  • Закреплять навыки рисования.

Занятие «Аппликация» - «Осенний пейзаж» (коллективное)

  • Закрепить приметы осени;
  • Учить отображать впечатления от природы, используя разные приёмы (симметричное вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, силуэтное вырезывание, обрыв);
  • Побуждать  создавать красивую коллективную композицию, подбирать цвета.

Дополнительно:

  1. Беседа «Что изменилось в природе с приходом осени».
  2.  Игра - «Кто назовёт больше птиц».
  3. Беседа «Дары осени».
  4.  Рассказ воспитателя о пользе фруктов и овощей.
  5.  Обмен впечатлениями «Что увидели твои глаза по дороге в детский сад».
  6. Беседа «Берегите природу».
  7.  Рассказ воспитателя о подготовке животных к зиме.
  8. Беседа «Лес - бесценное богатство».

       9.  Рассказ воспитателя о съедобных и ядовитых грибах.

      10. Беседа «Куда улетают птицы осенью и почему? ».

      11. Рассматривание иллюстраций с изображением осенней поры года.

      12. Загадывание загадок об осенних явлениях в природе.

      13. Беседа «Труд людей осенью».

      14. Беседа «Какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов».

      15. Беседа «Осенняя одежда».

      16. Сравнение природы ранней и поздней осенью.

      17. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, определение их названий.

      18. Дискуссия «Чем отличается дерево от кустарника? ».

      19. Беседа «Наши добрые дела».

Игра

1. Сюжетно - ролевые игры

«Овощной магазин», «Деревня», «Ателье», «Путешествие в лесу».

2. Строительные игры

«Терем-теремок», «Зимние кормушки», «Овощехранилище», «Трактор на поле»

3. Подвижные игры

«У медведя во бору, «Совушка», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц»,

«Перелёт птиц», «Не намочи ног», «Гуси - лебеди», «Мы - осенние листочки».

4. Дидактические игры:

«Что где растет? », «Узнай на ощупь, по запаху, на вкус», «Назови лист», «Съедобный - несъедобный», «Улетай - не улетай». «Узнай птицу (животное) по описанию», «Что сначала, что потом» (сезонные явления), «Когда это бывает? », «Вершки и корешки».

5. Игра - драматизация по сказке «Три поросёнка»

Чтение художественной литературы

А. Плещеев «Осень наступила», А. Толстой «Осень», И. Токмакова «Миновало лето… »,

В. Мирович «Листопад», Е. Благинина «Если встанешь на заре», К. Ушинский «Четыре желания», И. Бунин «Листопад», В. Бианки «Готовятся к зиме».

3 этап - заключительный:

-Выставка поделок детей и родителей «Осенний пейзаж»;

-Музыкальное развлечение «Лесная ярмарка»

Предполагаемый результат:

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период; знание и называние характерных признаков осени, осенних месяцев, овладение обобщающим понятием.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы и развивающих игр.

- Развитие детского творчества.

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Бесспорно, красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и приумножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, болота и реки.