Русское подворье
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Хочу поделиться своим опытом работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iiii.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\DSCN3914 (640x480).jpg

 Русское подворье.

Музалева Эльмира Владимировна,

воспитатель МДОУ ЦРР –

детский сад №188 «        Радость» г. Саратова.

Саратов, 2016.

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для духовно-нравственного воспитания малышей. Задача взрослых доходчиво и в доступной форме донести до ребёнка основы морали. Хорошее средство для этого приобщение к народной культуре. Знание ребёнком  традиций и обычаев, обеспечивает закрепление в душе ребёнка  особенностей национального характера, представления о доброте, красоте. Ребёнок в младшем дошкольном возрасте особенно чутко и эмоционально воспринимает окружающую его действительность, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа. У детей формируется историческое и  пространственное  сходство в духовной жизни, что способствует развитию основ любви к Родине.

        В детском саду успешно внедряется и используется метод проектирования. Он основан на взаимодействие педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность для достижения поставленной цели. Воспитателю необходимо направлять работу детей, организуя отдельные этапы, учитывая их возрастные психологические особенности. Дети в проектной деятельности выступают заказчиками, исполнителями и непосредственными участниками. Высокие результаты усвоения детьми знаний, достигаются тем, что участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Действуя самостоятельно, дети учатся различными способами находить информацию о предмете или явление и использовать знания в своей творческой деятельности.

        Не всегда возможно детям дошкольного возраста посещать выставки народного искусства в различных музеях, так как они рассчитаны на восприятие взрослого человека. Поэтому, не забывая про другие методы средства педагогического процесса, целесообразно выделить в детском саду небольшое помещение  и оборудовать его как мини-музей по  культуре  и быта русского народа. Необходимо помнить это не должна быть музейная экспозиция в привычном для взрослого виде. Основная задача педагогов ввести детей в особый и самобытный мир быта путём его действительного познания. Ребёнок должен иметь возможность тактильно изучать предметы и обыгрывать их.

        После того как убранство мини-музея завершено,  педагогу необходимо проработать  методику занятия в нём. Опыт показывает, что занятия желательно проводить с детьми подгруппами, не более десяти, двенадцати человек. В младших группах даются названия старинных предметов, демонстрируется их функциональное назначение. При этом детям загадываются загадки, используются поговорки и пословицы, персонажи и игрушки, в виде животных, которые наиболее  часто фигурируют в русском народном  фольклоре. Система  занятий может включать не только активное знакомство с народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, но и закрепляются знания, полученные на других занятиях.

         Для достижения положительного результата при реализации такого рода занятий необходимо активное сотворчество взрослого и детей, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с ребятами, способность вовремя дать детям  возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию. Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний, непосредственно в той или иной деятельности.

        Организация занятий предполагает активное участие всех детей, применение различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию застенчивых и робких ребят. Следовательно, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, занятия в малом музее детского сада способствуют социальному развитию детей.

Для нашего исследования мы  провели занятие  в малом музее истории и быта русского народа на тему «Кто живёт у нас в подворье» для младшей группы. В ходе занятия закреплялись знания о домашних животных, их детёнышей и развивался интерес к быту русского народа. Были проведены познавательные занятия по знакомству с жителями и обитателями подворья и предметами быта, читались русские народные сказки, разучивались потешки и поговорки.

Занятие проходило на подворье, где находится изба, огород и скотный двор с домашними животными. Для звукового сопровождения использовалась  фонограмма «Голоса домашних животных». Для игры с потешками воспитатель использовал куклу би-ба-бо «Коза Рогатая». Дети в игровой форме знакомились с обитателями скотного двора, определяли их  по голосу, узнавали, как ухаживать за животными, какую пользу они приносят человеку.

Малыши с удовольствием, выслушали историю, как проходит день на русском подворье, приняли участие в игре «Идёт коза рогата», с удовольствием определяли голоса домашних животных. В результате совершенствовались их коммуникативные навыки, у детей сформировался интерес к русской культуре, воспитывалась усидчивость и координация, расширился кругозор.

Список использованных источников и литературы.

  1. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Детство-Пресс. Спб. 2015.
  2. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд.5-е.Ростов н/Д. 2013
  3. Решетникова А. В. Особенности мышления у  детей дошкольного возраста. Ижевск. 2014
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт. Сост.Киселёва Л. С. Данилова Т. А., Лагода Т. С. Зуйкова М. Б.-3 изд. Испр. и доп.М. 2011.
  5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.2012
  6. Мудрость народная. Выпуск первый. Младенчество и детство. Под ред. Аникина В.П. Гусева В. Е. Толстова Н. И. М. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубанское подворье

Кубановедение...

Занятие по экологии на тему: «На деревенском подворье»

Конспект занятия по экологии в младшей группе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Русское подворье"

Знание ребёнком  традиций и обычаев, обеспечивает закрепление в душе ребёнка  особенностей национального характера, представления о доброте, красоте. Ребёнок в дошкольном возрасте особенно ч...

Презентация к занятию «Русское подворье»

Презентация к занятию «Русское подворье»...

Методическая разработка проект «Русское подворье»

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру и быт наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранилис...

Макет - "Русское подворье"

Макет «Русское подворье» был изготовлен из бросового материала (картона) для детей дошкольного возраста. В макет входят : Наборы домашних животных (собака, корова, поро...

Конспект занятия по краеведению Знакомство с русским народным подворьем.

На занятиях кружка "Юные краевды" мы изучаем историю наших предков, их быт, традиции, одежду, труд и многое другое. В Бутурлиновской слободе люди занимались сельским хозяйством, животн...